Повышаем образовательный уровень в России

Маркетинг преподавателя: как выжить в кризис?

В настоящее время отечественное образование переживает серьезные изменения. Снижение количества абитуриентов, изменения приоритетов работодателей, глобальный финансовый и политический кризис — эти и многие другие факторы заставляют абсолютно всех участников образовательного процесса, начиная от абитуриентов и заканчивая Министерством образования, искать наиболее эффективные пути решения возникших проблем.

В 2014 г. на смену Федеральным государственным образовательным стандартам 3-го поколения (ФГОС-3) пришли так называемые ФГОС 3+, в которых одной из главных новаций стала ликвидация базовых дисциплин для каждого направления — остались только философия, история, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физическая культура.

Таким образом, практически каждый преподаватель сегодня должен задуматься о своем месте в учебном процессе и задать самому себе несколько важных вопросов:

  • востребована ли его дисциплина?
  • интересны ли его лекции и семинары студентам?
  • какова практическая направленность его занятий?
  • насколько современны и актуальны материалы, которые он использует?
  • применяет ли он в своей практике новейшие образовательные технологии, например, электронные или онлайн-курсы?

От того, насколько прямо и честно он ответить на эти вопросы, будет зависеть его положение и статус не только в отдельно взятом вузе, но и общая востребованность на рынке образовательных услуг. По сути, сейчас можно говорить о появлении и формировании отдельного направления в маркетинге образования — это маркетинг преподавателя.

На наш взгляд, предмет маркетинга преподавателя — это повышение совокупной ценности (в широком понимании этого термина) каждого отдельно взятого преподавателя, а также выстраивание комплексной системы взаимоотношений и взаимодействий с другими участниками образовательного рынка, используя общие принципы маркетинговой концепции управления.

Суть этой системы заключается в наиболее эффективном удовлетворении потребностей самых разных групп – участников процесса образования, например:

  • студентов — в получении качественных знаний и овладении профессиональными навыками;
  • учебного заведения — в повышении значимости на рынке образовательных услуг, а также развитии научно-практической деятельности;
  • производственных предприятий и организаций — в росте кадрового потенциала;
  • государства и общества — в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.

В ближайшем будущем качественное удовлетворение всех этих потребностей определит целевые ориентиры маркетинга преподавателя и станет критерием его эффективности в данной сфере. Но уже сегодня очевидно, что создание совместно с ведущим издательством актуальных учебников, разработка новых форм и технологий обучения, например, электронных и онлайн-курсов, позволяет преподавателю дать достойный ответ вызовам образовательного рынка.

Александр Балашов ведущий редактор издательства «Юрайт», к.э.н., доцент, преподаватель РЭУ им. Г. В. Плеханова

15 Декабря 2015
Метки: Статьи