Повышаем образовательный уровень в России

АВТОРСКОЕ ПРАВО

Наша принципиальная позиция – добиваться соблюдения действующих правовых норм в области защиты интеллектуальных прав.

С одной стороны, в нашей редакции к выпуску допускаются только оригинальные и, следовательно, качественные рукописи. С другой стороны, нами последовательно отстаиваются права наших авторов, ущемляемые различного рода «пиратами» и прочими разбойниками.

Часто задается вопрос: «Почему учебники не могут быть бесплатными?»

Автор в среднем полгода трудится над рукописью, редактор читает текст, корректор находит и исправляет ошибки, верстальщик готовит материалы к изданию, дизайнер оформляет обложку и иллюстрации. Сегодня учебное книгоиздание не финансируется государством, а следовательно, все затраты (более года коллективной работы!) ложатся на плечи автора и издателей.

Теперь представим, что произойдет, если авторское право исчезнет. Бесконтрольное распространение учебника приведет к уничтожению всей производственной цепочки. Авторы не будут заинтересованы в написании книги – их рабочее время не бесплатно, а процесс создания учебника требует сосредоточенности и напряжения. Даже если среди преподавателей найдутся энтузиасты, то издатели не смогут им помочь: учебник либо останется лежать рукописью «в столе», либо выйдет без качественной обработки и может не столько повысить образовательный уровень, сколько навредить ему. Как в анекдоте, когда человек лечился по Интернету и умер от опечатки. Если же издательство сумеет выпустить книгу, то стоимость печатной версии для студентов или вузов будет «астрономической». Поэтому в авторском праве заинтересовано все вузовское сообщество: это не только признак цивилизованных отношений, но также возможность постоянно расширять образовательные горизонты за счет новых книг.

И в завершение, соблюдение авторских прав в ходе учебного процесса помогает молодым людям почувствовать уважение к собственности в целом, что, безусловно, способствует преодолению правового нигилизма и вносит свой вклад в экономическое развитие завтрашнего дня.

Далее мы хотим обратиться к логичному вопросу: «Как не брать чужое?»

В этом нам видится не только законодательная норма, но и принцип профессиональной академической этики. Борьба с подобными нарушениями происходит как в России, так и за рубежом, о чем говорят разразившиеся недавно диссертационные скандалы. Поэтому безукоризненное соблюдение стандартов цитирования стало краеугольным камнем академической репутации. Академическая наука разработала общепринятые принципы цитирования работ. Сегодня существует формальный свод правил — ГОСТ Р 7.0.5—2008, также распространены зарубежные системы цитирования, например, гарвардская. Обратим внимание, что следует ставить ссылки не только на тексты, но также на иллюстрации. Зачастую оригинальный текст сопровождается «ворованным» рисунком, что может послужить поводом к судебному иску.

Привести аппарат в соответствие с авторским правом возможно лишь в том случае, когда используется данные надежных источников. Так, цитирование по интернет-блогу или ссылки на какую-нибудь хрестоматию, как правило, недостаточны: нужно искать первоисточник. При этом многие определения, явления, наблюдения и методики уже стали общепризнанными, а потому не нуждаются в указании авторства (например, не нужно цитировать Пифагора при описании его теоремы). Все заимствования без разрешения авторов первоисточников должны осуществляться лишь в объеме, определяемом научными и учебными целями. Закон не оговаривает долю таких заимствований в тексте, но полученная работа должна носить очевидно самостоятельный, а не реферативный характер. Нужно цитировать все использованные предыдущие работы вне зависимости от их авторства. Например, если преподаватель использует статью своего аспиранта, то он обязан сослаться на него, а не выдавать результаты за собственные.

В следующем номере «Книговеда» мы закончим обзор авторского права практическими советами о том, как защищать свое.

Далее разберемся: как преподавателям охранять права на собственную работу.

Первое и главное правило – авторское право защищает приоритет публикации.

Таким образом, чем быстрее вы опубликуете свой труд, тем проще отстаивать ваше авторство на него. В идеале работа публикуется в крупном издательстве либо в рецензируемом научном журнале профильного направления. Тогда с ней смогут ознакомиться ведущие ученые вашей специальности и, соответственно, свидетельствовать в пользу вашего приоритета.

Пришедший с запада цивилизованный способ – серии препринтов, предполагающий опубликование ожидающей своей очереди (иногда более года) статьи журнала для открытой дискуссии на сайте вуза или в специальном печатном бюллетене. Вы получаете возможность уже сегодня продемонстрировать ваши результаты, не дожидаясь выхода «титульной» публикации.

Совет отечественных практикующих ученых – отправить рукопись самому себе заказным письмом (с описью вложения) по Почте России. Если конверт вы не вскроете, то сможете предъявить в суде в качестве доказательства приоритета.

Не всегда разумно выкладывать свои материалы на персональном сайте, в блоге, на информационном портале вуза или в социальных сетях. Потом сложно доказать, что ваша интернет-запись появилась раньше других. Намного целесообразнее выкладывать работы на специализированных ресурсах (например, arXiv.org ).

Конечно, стоит бдительно относиться к тому, как и кому вы показываете свои рукописи. Если вы намерены разослать свои лекции по электронной почте студентам или оставить на кафедральном компьютере, утечки практически гарантированы. Если же ваши авторские права уже оказались нарушены, вы столкнулись с пиратством либо вопиющим плагиатом, стоит направить претензию недобросовестному автору или ресурсу, попросив разъяснений либо снятия материала с сайта. Если это не поможет – нужно обратиться в суд.

Желаем творческих успехов и всеобщего признания ваших заслуг!

А. А. Сафонов заместитель главного редактора издательства «Юрайт»

22 Декабря 2015
Метки: Статьи