Повышаем образовательный уровень в России

Государственно-частное партнерство

Как вузам сочетать запросы государства, студентов и работодателей? Рассмотрим несколько направлений развития из университетской практики.

  • Прикладной бакалавриат и включение колледжей в структуру университетов.
  • Рамочное взаимодействие. Работодатели сотрудничают с вузом через студенческие бюро занятости и ярмарки вакансий (пример, Центр развития карьеры НИУ ВШЭ): устраивают дни открытых дверей, приглашают на стажировки и производственные практики, проводят конкурсы и мастер-классы. Это самый распространенный вариант, как правило, напрямую не связан с учебным процессом.
  • Ведомственные и узкоотраслевые вузы. В ряде университетов сохраняется специфика, заложенная в советской образовательной системе. Выпускники таких вузов могут устроиться по специальности только к одному работодателю-монополисту, что заставляет преподавателей готовить специалистов под узкие и конкретные задачи. В данном поле работают ведомственные вузы МО, МВД, ФСИН, МЧС, ФСБ, вузы путей сообщения, физико-технический факультет МИФИ и др.
  • Целевое финансирование образования. Некоторые работодатели оплачивают обучение в вузе, взамен студент обязан отработать определенное количество лет. Как правило, целевой прием ведется в интересах региональных и муниципальных властей. Наиболее богатые регионы и города сами содержат вузы. Так, Москва финансирует городские педагогический и психолого-педагогический университеты, выпускники которых пополняют ряды школьных учителей.
  • Базовые кафедры. Приоритет в этой стратегии принадлежит МФТИ, за ним последовали МИЭТ, ВШЭ и многие другие вузы, преимущественно инженерно-технического направления. В рамках университетской структуры создаются кафедры, на которых преподают действующие специалисты крупных корпораций. В ходе обучения студенты проходят практику на одной из действующих базовых кафедр и пополняют кадровый резерв соответствующих компаний.
  • Клинические кафедры. Традиционный для медицины вариант, при котором студенты проходят практическое обучение в закрепленных за вузом отделениях больниц и поликлиник.
  • Корпоративные университеты. Обратный подход – вузовские преподаватели читают курсы для сотрудников компании, заинтересованной в постоянном повышении квалификации своего персонала.
  • Исследовательский (гумбольдтовский) университет. В рамках классической университетской модели студенты «по умолчанию» готовятся к академической карьере. Соответственно, практическая ориентация выступает в виде подготовки к самостоятельной научной деятельности: развиваются навыки академического письма, методика преподавания и научных исследований, изучается философия и методология науки. Как правило студенты повышают свою квалификацию в качестве стажеров-лаборантов и ассистентов преподавателей под руководством своих научных руководителей.
  • Предпринимательский университет – новая модель, в рамках которой вуз сам выступает в качестве предпринимателя и, соответственно, работодателя. В структуре университета создается бизнес-инкубатор, занимающийся развитием студенческих стартапов и регистрацией за вузом патентов на интеллектуальную собственность.
  • Проектное обучение. Студенты и преподаватели вуза объединяются в рабочую группу, выступающую исполнителем определенного внешнего заказа. Успешные проекты реализовывались в разработке программного обеспечения, маркетинговых и социологических исследования, урбанистике.

Можно констатировать, что государственно-частное партнерство в подготовке квалифицированных профессионалов быстро развивается и принимает различные формы. Стоит ожидать, что переход к политике импортозамещения обострит проблему кадров и породит более тесные связи между вузами и работодателями.

 

24 Февраля 2016
Метки: Статьи