Повышаем образовательный уровень в России

ЕГЭ, вузовский маркетинг и «охота» на сильных абитуриентов

В последние годы в связи со сложным демографическим положением – снижением числа потенциальных абитуриентов в возрасте 17-20 лет на многие направления не удается сформировать реальный конкурс. На кризис качества приема в вузы влияет крайне неоднородное среднее образование, низкая мотивация к учебе и отсутствие адекватной профориентации перед поступлением. Согласно ФОМ, 20% опрошенных в возрасте 18-30 лет полагают, «Люди стремятся получить высшее образование, потому что сейчас так принято» #. Приведем характерный монолог студента-юриста: «Когда наступил момент определяться с будущей профессией… тут уже вопрос встал ребром, что к точным наукам мы не способны, не имеем желания, соответственно, никакие технические специальности нам, во-первых, неинтересны и, собственно, недоступны, а с языками тоже как-то не сложилось. Поэтому оставались гуманитарные предметы вроде опять-таки истории или обществознания» [1].

Недостаточный исходный уровень первокурсников заставляет вузы тратить средства и время на повторение школьной программы, соответственно снижается объем получаемых компетенций собственно высшего образования.

 

Борясь с неблагоприятной ситуацией, вузы начали настоящую «охоту» на талантливую молодежь, наращивая рекламно-маркетинговую активность задолго до формального начала приемной кампании.

Привлечение сильных абитуриентов важно не только с целью минимизировать отсев студентов по ходу обучения (в ряде вузов до 50% от поступивших не заканчивают обучение) и тем самым гарантировать стабильность учебного процесса.

 

Лучшие студенты неизбежно усиливают научную школу вуза, формируют благодатную почву для развития и обновления преподавательского состава. Если высококвалифицированные выпускники уходят из академической среды, то они, зачастую, сохраняют связи со своей alma mater, помогают как в материальном плане, так и обеспечивая производственную практику и трудоустройство следующих за ними поколений студентов.

 

Кроме того, завоевав имидж ведущего образовательного института, вуз как правило привлекает студентов-контрактников, устанавливая достойную и востребованную образовательным рынком цену обучения. Благодаря этому обстоятельству рациональные затраты на маркетинг и рекламу способствуют долгосрочной финансовой стабильности.

 

В университетах-лидерах были созданы специальные маркетинговые отделы, курирующие поиск и отбор абитуриентов - лучших по результатам ЕГЭ и призеров олимпиад. Помимо ставших общепринятыми «дней открытых дверей» наиболее крупные вузы отправляют специальные отборочные комиссии в регионы для информирования и привлечения талантливой местной молодежи. Важную роль играют публичные лекции, посвященные актуальным и интересным темам. Ряд вузов проводит лекции в своих стенах, другие стремятся выйти на концертные и библиотечные площадки крупных городов.

 

Перспективное направление - университетско-школьные кластеры, устанавливающие связи между вузом и региональными школами и приглашающие на урок к старшеклассникам практикующих вузовских преподавателей. Финансовый университет начинают подготовку потенциальных студентов еще раньше, с 5-го класса[2]. Некоторые вузы пошли на эксперимент по интеграции школ и колледжей в собственную структуру, создавая т.н. предуниверситарии (МГУ, ВШЭ, МИФИ, РГГУ и др.).

 

В то же время вузы уловили общественный запрос на «фактическое общее высшее образование»[3] -т.е. формирование не профессиональных, а общекультурных компетенций учащихся. Сильные, но профессионально не определившиеся студенты хотят получить базовое междисциплинарное образование, обычно – с гуманитарным или экономическим уклоном.

Многие классические и педагогические университеты годами работают в этой нише, но настоящими пионерами стали Факультет свободных наук и искусств СПбГУ и Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. Интересный эксперимент поставил МГУ. В учебном расписании специально выделяется время для межфакультетских учебных курсов. Каждый старшекурсник в обязательном порядке обязан прослушать курсы на другом факультете. Тем самым обеспечивается тесное междисциплинарное взаимодействие студентов и преподавателей[4].

 

 

 

[1] Цит. по: Попова И.П. Невостребованная «востребованная профессия» в карьерах выпускников-юристов// Высшее образование в России. 2014, №1. С.48.

[2] http://www.fa.ru/dep/olimpcenter/profclasses/Pages/default.aspx

[3] Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013, №4. С. 52.

[4] http://mfk.msu.ru/

25 Февраля 2016
Метки: Статьи