Повышаем образовательный уровень в России

Состоялась презентация учебного пособия «Военная психология»

8 июня 2016 года в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации состоялась презентация учебника заведующего кафедрой психологии, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора Александра Григорьевича Караяни «Военная психология» в двух частях, вышедшего в конце мая 2016 года в издательстве «Юрайт».

 

В презентации учебника приняли участие представители Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, МЧС России. Среди участников конференции – представители 20 высших учебных заведений, психологи воинских частей, курсанты, магистранты и адъюнкты.

 

Публичная презентация книги «Военная психология» Александра Григорьевича позволила оповестить практиков и теоретиков военной психологии о выходе уникального издания, рассказать об особенностях и достоинствах учебника широкой аудитории и как можно быстрее  включить учебник в учебный процесс вузов и в практическую деятельность специалистов-психологов.

 

В рамках короткого доклада Александр Григорьевич описал, как строилась работа над учебником, и поделился своим авторским, комплексным пониманием места учебника в современной военной психологии:

 

"Выбор даты презентации связан с тем, что слушатели и курсанты выпускных курсов завершают обучение в Военном университете и уже через несколько дней направятся в отпуска, а затем к новым местам службы. Хотелось бы, чтобы они имели возможность увезти с собой как можно больше учебно-методических материалов.

 

Обращаясь к презентации учебника «Военная психология» хотелось бы отметить, что мое авторство весьма условно, потому что я считаю, что учебник является продуктом труда многих людей. Прежде всего моих учителей, присутствующих здесь профессора Утлика Эрнста Платоновича и профессора Корчемного Петра Антоновича, которые много лет назад довернули мое сознание в сторону военной психологии, сделав ее смыслом моей жизни.

В учебнике просматривается вклад моих коллег и товарищей, выступавших соавторами в различных проектах: Зинченко Юрия Петровича, Кандыбовича Сергея Львовича, Сыромятникова Игоря Васильевича, Караяни Юлии Михайловны, а также таких известных специалистов в области военной психологии, как Крук Владимир Михайлович, Марьин Михаил Иванович, Федотов Андрей Юрьевич и многих других. В дискуссиях с ними вызревали основные идеи и положения учебника.

 

Трудно переоценить вклад в разработку учебника сотрудников кафедры психологии, которые давали мне время и надежду. Спасибо вам всем! Спасибо издательству «Юрайт» за то, что предложили мне участвовать в таком интересном проекте".

 

Говоря об особенностях учебника необходимо отметить, что его содержание выросло из запросов ведущих вузов страны, которые были проанализированы издательством и сформулированы в виде перечня дидактических единиц и компетенций, подлежащих отработке. Таким образом содержание учебника отвечает рабочим программам учебных дисциплин многих вузов, начиная с Военного университета и заканчивая МГУ. Издательством также определена архитектоника учебника, сочетающая в себе изложение теоретических положений и системы практикумов.

 

На самом деле в течение прошлого года мне пришлось разрабатывать не один учебник, а два учебника и три учебных пособия. По приказу МО РФ мы, в соавторстве с И.В. Сыромятниковым, разработали учебник «Военная психология: учебник для специалистов психологической работы ВС РФ», который по своему содержанию может быть определен как учебник по военно-психологической работе. Кроме этого в соавторстве с П.А. Корчемным было разработано учебное пособие «Психологическая подготовка боевых действий», в соавторстве с Ю.П. Зинченко и Ю.М. Караяни – пособие «Противодействие информационно-психологическим акциям противника в современной войне», и вместе с Ю.М. Караяни - пособие «Психологическая помощь военнослужащим в боевой обстановке».

 

Говорю об этом потому, что издательство «Юрайт» установило норму оригинальности материала – не менее 85%. Это потребовало большой работы по разведению разрабатываемых изданий в тематическом, структурном, стилистическом плане. В результате, например, учебники, имеющие примерно равные объемы, существенно различаются тематически. И, конечно же, в идеале нужно было объединить все эти учебники в единый, но по-видимому, это дело будущего.

 

Что же отличает презентуемый учебник?

 

1. В структурном отношении он состоит из 5 разделов и 22 глав, в которых отражены все важнейшие элементы, атрибутивные для изданий такого жанра - историко-психологические, теоретико-методологические, аналитические, прикладные и практические аспекты военной психологии.

 

Впервые, в учебнике с психологических позиций рассмотрены такие явления как война, психологические эффекты современных средств вооруженной борьбы, характерных для 4-G войн, психологические аспекты избегания плена, сохранения боеспособности в плену и организация побега, влияния качества сна на боеспособность военнослужащих, возможности использования выдающихся особенностей животных как психологического ресурса участников боевых действий, новейшие методы и средства психологической подготовки военнослужащих и информационно-психологического противоборства, пути оптимизации профессионального психологического отбора и др.

 

2. В содержательном плане учебник интегрирует последние достижения мировой военно-психологической мысли. При его разработке были критически проанализированы и учтены самые свежие идеи и исследования, содержащиеся в учебниках, научных статьях, боевых документах армий США, Великобритании, Канады, Израиля, Китая.

 

Пожалуй, впервые в отечественной военной психологии вышел учебник, в котором ссылки адресованы не к материалам зарубежных публикаций 20-30-летней давности, а которыйобращается к достижениям мировой военно-психологической науке и практике по существу в режиме реального времени.

 

В книге интегрированы данные научных исследований, исторические примеры, свидетельства участников боевых действий, литературно-художественное отражение психологической природы войны и боя.

 

Красной нитью через все содержание учебника проходит мысль о том, что военная психология – не плод изощренного и образованного ума группы военных ученых, а результат почти трехтысячелетнего развития военно-психологических идей в рамках военно-психологического искусства величайших полководцев всех времен и народов, их закалки в горниле мировых и локальных войн.

 

Исторический обзор пути военной психологии осуществлен преимущественно не по персоналиям, а по основным направлениям приложения военной психологии к боевой практике. Этот обзор охватывает анализ первых попыток использовать «психологический фактор» в баталиях доисторических времен, когда дерущиеся дикари пытались устрашить друг друга устрашающей боевой раскраской и гортанными криками, и самых современных и перспективных (цифровых, виртуальных и других) технологий психологической подготовки и сопровождения войн нового поколения, в том числе гибридных войн.

 

В работе показано как развивалась теория и практика психологического отбора, психологической помощи, информационно-психологического противоборства.

 

Важным пунктом учебника является отчетливое обоснование того, что у истоков мировой военной психологии стоят русские военные ученые. Именно в России в ходе русско-японской войны впервые в истории выстраивалась система психолого-психиатрической реабилитации участников боевых действий, профессионального психологического отбора военнослужащих.

После войны впервые в мире создано военно-психологическое сообщество в виде Отдела военной психологии в обществе ревнителей военных знаний, написан первый устав этого сообщества, проведено первое масштабное военно-психологическое исследование, защищена первая диссертация по военной психологии. Именно в нашей стране появились первые люди, называющие себя военными психологами.

 

3. В методологическом отношении особенностью учебника является то, что он выполнен на единой базе системно-ресурсного похода к анализу боевой деятельности, при котором ее субъектом выступает не отдельно взятый военнослужащий, а система «военнослужащий-среда-деятельность». А психологические возможности данного субъекта эффективно решать боевые задачи определенного типа (класса) рассматриваются в качестве целевого психологического ресурса участника боевых действий.

 

Центральной целью военной психологии в учебнике определяется подготовка эффективного воина, воина способного успешно решать боевые задачи, сохраняя при этом свою жизнь и здоровье. А важнейшей миссий командиров и военных психологов считается оснащение воина психологическим ресурсом эффективного бойца.

 

Для достижения этой цели в учебникепредставлены психотехнологии психологического отбора, психологической подготовки, помощи, реабилитации, редаптации. Безусловно, данный учебник нельзя считать каким-то результирующим этапом моей профессиональной жизни или апофеозом развития военной психологии даже на текущем его этапе.

 

Скорее это начальный момент, импульс для появления других, интересных, самобытных военно-психологических работ. И чем их будет больше, тем богаче будет военная психология.

 

Я готов к любым формам сотрудничества со всеми, кому судьба военной психологии не безразлична».

 

(По материалам блога Алексея Пелевина о военной психологии: http://aleksey-pelevin.blogspot.ru/ )

 

Видеопрезентация учебного пособия Александра Григорьевича Караяни «Военная психология» в 2 частях:

 

 

 

22 Июля 2016