Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
28 апреля 2024 активны на платформе
54 039 -81
Преподавателей
587 407 -1144
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Больше, чем оценки: портфолио студента

Дата публикации
04 марта 2024
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
2411

Портфолио студента помогает студенту продемонстрировать свои способности потенциальным работодателям и служит полезным инструментом для саморазвития, позволяя обучающемуся отслеживать свой прогресс и достижения в течение учебы. 28 февраля в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия, посвященная различным аспектам цифрового портфолио студента

В начале дискуссии участники обсудили принципы составления портфолио и тот набор информации, которая в портфолио попадает.

Начальник учебно-методического управления Белгородского государственного национального исследовательского университета Марина Александровна Бондарева подчеркнула накопительный характер портфолио: «У нас обучаются студенты от СПО до аспирантуры и докторантуры, система портфолио едина для всех, все обучающиеся получают доступ через личный кабинет. Портфолио продолжается, имеет накопительное свойство: студент пришел в колледж, далее поступил в институт, — портфолио пополняется».

Начальник управления образовательных программ Тамбовского государственного технического университета Наталия Вячеславовна Орлова представила портфолио как структурированный набор информации: «Мы включаем в портфолио 1) проектную деятельность, результаты индивидуальной и командной работы, 2) научную работу: продемонстрированные компетенции, написанные статьи, патенты, 3) образовательную деятельность — все компетенции по ОПОП, 4) социальную работы и др.»

Директор офиса сопровождения образовательных программ Университета ИТМО, руководитель проекта «Цифровой диплом ИТМО» Елена Александровна Сычева обозначила соотношение верифицированной и непроверенной информации: «Студент может внести все, что хочет, и это не всегда позволяет оценить качество внесенных материалов. Студент отвечает за то, что вносит. 

Но примерно 50% портфолио — это верифицированная информация, которая централизованно заносится или проверяется подразделениями вуза. Если что-то из внесенного студентами мы не можем подтвердить, то это не удаляется из портфолио, а в заявке на цифровой диплом помечается как «сомнительное», эту информацию мы дополнительно проверяем.

Сейчас в цифровой диплом  из портфолио попадают те активности студента, которые верифицированы университетом и выбраны для отображения самим студентом».

Руководитель профессионального трека IT Института опережающих технологий «Школа Икс» Донского государственного технического университета Владимир Анатольевич Смирнов раскрыл комплектование портфолио через методику проектной работы: «В Школе Х реализуется деятельностный подход к образованию. Мы убеждены: студент научится только тому, что в реальности будет делать. Портфолио нашего студента состоит из двух частей: 1) открытые (публичные) защиты всех образовательных модулей и 2) условно закрытая “цифровая тень”, собираемая об индивидуальной образовательной траектории каждого студента, его обратная связь и рефлексия о каждом модуле».

«Социальный блокчейн»?

Насколько портфолио должно быть открытым? Все зависит от цели и этическо-правовых ограничений.

По словам Наталии Орловой (ТГТУ),

«В открытом доступе у нас результаты проектной деятельности, это витрина, чтобы туда заходили стейкхолдеры и могли предложить свои задачи». 

Значение открытости подчеркнул Владимир Смирнов (ДГТУ): «Мы за “социальный блокчейн”: то, что может быть доступно, должно быть доступно. Это обеспечивает новые каналы коммуникации и объективность оценивания, поэтому защиты проектов и практические результаты команд у нас открыты всегда».

При этом факультет выступает в качестве коммуникатора между работодателем и студентом. Владимир рассказал: «Реализован "сервис одного окна": если кому-то извне понравилось то, что у нас происходит, нужно познакомиться с конкретным студентом — пожалуйста, приезжайте, обращайтесь, всегда открыты, познакомим. Мы предоставляем механизм для коммуникаций, но не показываем персональные данные».

Елена Сычева (ИТМО) указала на роль портфолио в коммуникации внутри учебного заведения: «Все в университете могут зайти в систему и увидеть информацию о научной, проектной деятельности, мероприятиях. Очень здорово, когда студенты начинают обмениваться проектами: смотрят пересечения и находят друг друга».

Помимо презентационной функции портфолио формируется в целях университетского менеджмента. Этот аспект затронула Наталия Орлова (ТГТУ): «У нас портфолио — не только сервис хранения информации о деятельности обучающихся, но и инструмент принятия управленческих решений, например, о начислении стипендий».

Вовлечение выпускников

Участники дискуссии сошлись во мнении, что портфолио исключительно важно в выстраивании работы с выпускниками.

Елена Сычева (ИТМО) представила работу с портфолио как часть стратегии вовлечения выпускников:

«У нас есть цель — вовлекать выпускников в жизнь университета и после его окончания. Выпускники продолжают заходить с активностями в университет, проходить повышения квалификации, могут стать партнерами, преподавателями, предоставлять проекты. И очень интересно было бы это отмечать в портфолио, — мы горим этой идеей».

Опыт разработки портфолио в ТГТУ, по словам Наталии Орловой, отталкивался от пожеланий выпускников: «Для нас было важно сохранение всех шагов и документов, подтверждающих разные стороны деятельности студентов. Запросы от выпускников сподвигли нас по максимуму хранить всю информацию в портфолио».

Марина Бондарева (БелГУ) отметила удобство использования портфолио при трудоустройстве: «У наших студентов есть возможность выгрузить в цвете PDF со структурированным перечнем всех загруженных документов и данных. Так студент может показать работодателю, как он работал в университете».

Владимир Смирнов (ДГТУ) уделил внимание тем элементам проектной работы, которые интересуют работодателей при анализе выпускников-соискателей рабочего места: «Наиболее интересны в портфолио три аспекта: 1) насколько команда работала на результат с учетом своих ресурсов;  2) коммуникация и взаимодействие с заказчиком; 3) системность проработки проектов. Учет инженерных, экономических, социальных и других контекстов».

Нести портфолио по жизни

Подводя итог дискуссии, Марина Бондарева (БелГУ) затронула тему мотивации: «Портфолио увеличивает не только мотивацию к обучению, но и в целом — к развитию студента. Человек идет вперед, и портфолио должно быть таким, которое можно нести по жизни».

Благодарим всех участников и приглашаем присоединиться к следующим онлайн-дискуссиям Юрайт.Академии.