Эстетика
-
Скопировать в буфер библиографическое описание
Кривцун, О. А. Эстетика : учебник для вузов / О. А. Кривцун. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 549 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15175-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511180 (дата обращения: 22.12.2024).
- Добавить в избранное
- Поделиться
-
Кривцун О. А.
Данное издание — учебник нового поколения, включающий в свое содержание важнейшие накопления эстетики как мировой науки. В учебнике имеется обширная историческая часть, а также предпринят теоретический анализ важнейших классических тем, проблем и понятий эстетической науки. Отдельное внимание уделяется неклассическим теориям художественного творчества и эволюции языка искусства. Рассмотрены новейшие зарубежные эстетические теории и практики искусства, основные персоналии, доминирующие линии эстетического мышления и художественного творчества. Учебник построен с учетом новейшей мето дологии эстетического знания, включающей опыт междисциплинарных исследований на стыке культурологии, искусствознания, антропологии, социальной психологии, философии. Круг анализируе мых проблем и понятий дает представление как о фундаментальных классических основах, так и о новейших поисках эстетической науки. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям.
- Предисловие
-
Глава 1. ЭСТЕТИКА И ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ОБ ИСКУССТВЕ
- 1.1. Предмет эстетики. Эстетические категории
- 1.2. Интеграция эстетики с культурологией, искусствоведением, социологией, психологией, философией
- 1.3. Методология и источники истории эстетики
- 1.4. Эстетическое и художественное сознание
- 1.5. Идея самоценности искусства
- 1.6. Эволюция исторической потребности человека в искусстве
- Контрольные вопросы
-
Раздел I. Исторические ориентации художественного сознания
- Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
- Глава 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭЛЛИНИЗМА
- Глава 4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Глава 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII вв.)
- Глава 7. КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВА РОМАНТИЗМА
- Глава 8. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
- Глава 9. ИСТОКИ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ
-
Раздел II. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ истории искусств
- Глава 10. ИДЕЯ ДИСКРЕТНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА И ИДЕЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ: ПРОБЛЕМА СОВМЕЩЕНИЯ
-
Глава 11. ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭПОХИ: ПОИСК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ ОСНОВАНИЙ
- 11.1. История искусств как история событий и как история структур
- 11.2. Художественная эпоха как синтез разных эстетических измерений
- 11.3. Немецкая школа искусствознания о типологии художественного процесса
- 11.4. Специфика художественного цикла по отношению к общекультурному и цивилизационному циклам
- Контрольные вопросы
-
Раздел III. Общая теория искусства
- Глава 12. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА
- Глава 13. ОНТОЛОГИЯ ИСКУССТВА
-
Глава 14. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА
- 14.1. Понятие истины и ценности в естественно-научном и гуманитарном знании
- 14.2. Роль интенции текста и интенции субъекта в распредмечивании произведения
- 14.3. Художественная критика как фактор интерпретации произведения
- 14.4. Актуализация художественного наследия как механизм репродуцирования и порождения
- Контрольные вопросы
- Глава 15. УНИВЕРСАЛИИ В ИСКУССТВЕ
- Раздел IV. Социология искусства
-
Раздел V. ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
- Глава 20. ОБ ОБЩИХ СТИМУЛАХ САМОДВИЖЕНИЯ ДУХОВНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУР
- Глава 21. ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ. КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЗАВИСИМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСКУССТВА
- Глава 22. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВОЙ И ПЕРЕХОДНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЭПОХИ
- Глава 23. ИСКУССТВО И МОРАЛЬ. ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ. ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ
-
Раздел VI. Психология искусства
-
Глава 24. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА
- 24.1. Психология искусства как междисциплинарное научное направле-ние
- 24.2. Зигмунд Фрейд: признание за психическим самостоятельного значения
- 24.3. Карл Юнг о природе коллективного бессознательного и его проявлении в искусстве
- 24.4. Роль психологических механизмов в сложении форм поэтического (А. Веселовский, А. Потебня, Л. Выготский)
- Контрольные вопросы
- Глава 25. ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
- Глава 26. ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
-
Глава 24. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА
-
Раздел VII. ЭСТЕТИКА КАК АНТРОПОЛОГИЯ ИСКУССТВА
-
Глава 27. МЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ИСКУССТВЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДИФИКАЦИИ
- 27.1. Антропный принцип в искусстве
- 27.2. Эволюция представлений о мере человеческого в искусстве
- 27.3. Подвижность понятия органики применительно к искусству
- 27.4. Искусство "правильное" и искусство "неправильное"
- 27.5. Значение работы над собой как условие формирования художественного вкуса
- Контрольные вопросы
- Глава 28. ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА КАК ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
-
Глава 29. ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ИСКУССТВО
- 29.1. Искусство как материал для реконструкции психической пластичности человека в истории
- 29.2. Опосредованность художественных качеств и антропологических свойств
- 29.3. Активность влияния художественного на психологическое
- 29.4. "Отрицание отрицания" как распространенный механизм модификации психического и художественного
- Контрольные вопросы
-
Глава 27. МЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ИСКУССТВЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДИФИКАЦИИ
-
Раздел VIII. Художник
-
Глава 30. ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
- 30.1. Влияние устойчивых состояний, сопровождающих творческий акт, на личность художника
- 30.2. Способность и потребность жить в вымышленных ролях
- 30.3. Проблема искренности и "оформленности" внутреннего переживания автора
- 30.4. Лабильность психики как результат высокой самоконцентрации
- 30.5. Одиночество как условие творчества
- Контрольные вопросы
- Глава 31. БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА КАК КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- Глава 32. ЭВОЛЮЦИЯ СТАТУСА ХУДОЖНИКА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
-
Глава 30. ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
-
Раздел IX. Эстетика НАЧАЛа XXI века
-
Глава 33. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПОСЛЕДНЕГО СТОЛЕТИЯ О СУДЬБЕ ИСКУССТВА
- 33.1. Принципы дифференциации эстетических подходов к анализу искусства в последнем столетии
- 33.2. Интуитивизм А. Бергсона
- 33.3. А. Мальро: искусство и творчество как гуманизация бытия
- 33.4. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра
- 33.5. А. Камю: искусство и трансцендентный опыт человека
- 33.6. Эстетика структурализма
- 33.7. Эстетические идеи постструктурализма
- Контрольные вопросы
- Глава 34. ПУТИ ИСКУССТВА В КУЛЬТУРЕ XX-XXI ВЕКОВ
-
Глава 35. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ НОВЕЙШИХ ЯЗЫКОВ ИСКУССТВА
- 35.1. Многовекторность современного художественного процесса
- 35.2. Проблема понимания новейших языков искусства
- 35.3. Понятие художественного смысла
- 35.4. Структурное и бесструктурное, определенное и неопределенное в современных ответах искусства
- 35.5. Основные линии пластических поисков в изобразительном искусстве
- Контрольные вопросы
-
Глава 33. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПОСЛЕДНЕГО СТОЛЕТИЯ О СУДЬБЕ ИСКУССТВА
- Библиография