Этот курс и более
11 492 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Используют:
117
учебных заведений
36
преподавателей
344
студента
Избранное
бакалавриат
специалитет
магистратура
4 зачетных единицы
144 академ/часа
8 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
Документы о прохождении курсов не выдаются. Преподаватели могут повысить квалификацию:
Документы о прохождении курсов не выдаются. Преподаватели могут повысить квалификацию:
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
Предлагаемое читателю издание является первым отечественным учебником по дифференциальной психологии. Книга в доступной форме рассказывает об изучении индивидуальных, групповых и типовых психологических различий между людьми. С точки зрения авторской единой концепции анализируемые половые, возрастные, интеллектуальные, этнические, социоэкономические и профессиональные различия рассмотрены в контексте организации психических и психосоциальных процессов. Материал изложен с привлечением концепций и теорий ведущих отечественных и зарубежных исследователей. В приложении дан авторский психографический тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических форм» (ТиГр). Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов и преподавателей гуманитарных и медицинских факультетов и всех интересующихся вопросами дифференциальной психологии.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Педагогика, психология, социальная работа / Психология личностиДисциплины
Дифференциальная психология ,
Психология индивидуальных различий ребенка ,
Психология личности и индивидуальных различий ,
Дифференциальная психология и психология личности ,
Основы психогенетики и дифференциальная психология ,
Психология индивидуальных различий
Направления подготовки/Специальности/Профессии
Авторы
Лекции
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Часть I. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Время прохождения 792 минуты
- Глава 1. Познание природы человеческой индивидуальности (423мин.)
-
- 1.1. Предпосылки учения о различиях между людьми (58мин.)
- 1.2. Дифференциальная психология - право на независимость (96мин.)
- 1.3. Универсальные дихотомии человекознания: дифференциально-психологический аспект (58мин.)
- 1.4. Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность (135мин.)
- 1.5. Дифференциально-психологическая парадигма в изучении человека (58мин.)
- 1.6. Внутренний и внешний статус дифференциальной психологии (19мин.)
- Познание природы человеческой индивидуальности (10мин.)
- Глава 2. Общие принципы дифференциально-психологического анализа (308мин.)
-
- 2.1. Традиции формального подхода (58мин.)
- 2.2. Структура индивидуальности: формообразующие компоненты (19мин.)
- 2.3. Элементы гештальта и их интеграция в целостную структуру (19мин.)
- 2.4. Интраиндивидуальные и интериндивидуальные различия (19мин.)
- 2.5. Индивидуальные, типологические и групповые различия (19мин.)
- 2.6. Nature vs nurture: эндофакторы и экзофакторы в детерминации межиндивидуальной вариативности (38мин.)
- 2.7. Перспективы интеракционизма: сила ситуаций, устойчивость диспозиций (38мин.)
- 2.8. Психодиагностические измерения человеческих различий (38мин.)
- 2.9. Статистическая оценка измеряемых явлений (77мин.)
- Общие принципы дифференциально-психологического анализа (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Часть II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Время прохождения 520 минут
- Глава 3. Грани ментальной реальности (I): ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, представления и воображение (289мин.)
-
- 3.1. Исследования сенсорной сферы новорожденных (19мин.)
- 3.2. Сенсомоторные стратегии младенцев (38мин.)
- 3.3. Психомоторные стили (38мин.)
- 3.4. Индивидуальные параметры восприятия: перцептивные контроли и стили (58мин.)
- 3.5. Представления - различия в образной сфере (19мин.)
- 3.6. Дифференциальные характеристики воображения (19мин.)
- 3.7. Типы внимания и памяти (38мин.)
- 3.8. Стилевые характеристики мышления (19мин.)
- 3.9. Дифференциальная когнитология: различия в познавательных процессах (38мин.)
- Грани ментальной реальности (I): ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, представления и воображение (10мин.)
- Глава 4. Грани ментальной реальности (II): эмоциональные и регулятивные процессы, речь и сознание (173мин.)
-
- 4.1. Паттерны эмоционального взаимодействия (19мин.)
- 4.2. Эмоциональные предпочтения, реакции и стили (19мин.)
- 4.3. Эмоциональные и неэмоциональные субъекты (38мин.)
- 4.4. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции (19мин.)
- 4.5. Стиль речи: как мы говорим? (38мин.)
- 4.6. Стилевые особенности сознания (38мин.)
- Грани ментальной реальности (II): эмоциональные и регулятивные процессы, речь и сознание (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Часть III. КООРДИНАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Время прохождения 2112 минут
- Глава 5. Темперамент - психобиологическая основа личности (462мин.)
-
- 5.1. Интерпретации понятия "темперамент": историко-психологический анализ (173мин.)
- 5.2. Новый этап в изучении темперамента (173мин.)
- 5.3. Развитие темперамента в контексте психогенетических и лонгитюдных исследований (38мин.)
- 5.4. Темперамент, стиль, характер: о статусе темперамента в структуре индивидуальных свойств (77мин.)
- Темперамент — психобиологическая основа личности (14мин.)
- Глава 6. Способности и интеллект (212мин.)
-
- 6.1. Что измеряет IQ? (38мин.)
- 6.2. IQ и способность к обучению (19мин.)
- 6.3. Формальный анализ интеллекта: от общего фактора к иерархическим моделям (38мин.)
- 6.4. Устойчивость интеллектуальных измерений (19мин.)
- 6.5. Наследственность и среда в детерминации интеллектуальных различий (58мин.)
- 6.6. Интеллект в структуре индивидуальных свойств (58мин.)
- Способности и интеллект (14мин.)
- Глава 7. Стиль человека: способы взаимодействия с миром (462мин.)
-
- 7.1. Весь мир - контекст (19мин.)
- 7.2. Соприкосновение с действительностью (19мин.)
- 7.3. Пространство стилевых проявлений: перцепция, когниция, личность (38мин.)
- 7.4. Феноменология когнитивного стиля (38мин.)
- 7.5. Объяснительные концепции и интерпретация стилевых параметров (96мин.)
- 7.6. Компоненты индивидуального стиля деятельности (19мин.)
- 7.7. Контуры общей теории стиля (192мин.)
- 7.8. Типология стилевого поведения (58мин.)
- Стиль человека: способы взаимодействия с миром (12мин.)
- Глава 8. Базовые компоненты характера (231мин.)
-
- 8.1. Структура характера (19мин.)
- 8.2. Характер и другие свойства индивидуальности (38мин.)
- 8.3. Я-концепция (19мин.)
- 8.4. Стратегии предпочтения, образ-Я и конструктивные рисунки (38мин.)
- 8.5. Самооценка (19мин.)
- 8.6. Саморегуляция - настойчивость - воля (38мин.)
- 8.7. Система базовых ориентаций: на себя, на предмет деятельности, на других людей (58мин.)
- Базовые компоненты характера (12мин.)
- Глава 9. Личностные различия (366мин.)
-
- 9.1. Личность: дифференциально-психологический аспект (19мин.)
- 9.2. Корни человеческой личности (19мин.)
- 9.3. Концепции личностных черт (77мин.)
- 9.4. Теории личностных факторов: три, шестнадцать, пять (96мин.)
- 9.5. Нейропсихологическая интерпретация личностных параметров (38мин.)
- 9.6. Иерархическая организация личности (38мин.)
- 9.7. Формально-динамическая модель личности (19мин.)
- 9.8. Функционирующая личность: постоянство vs изменчивость (38мин.)
- 9.9. Интра- и интериндивидуальный статус личности (19мин.)
- Личностные различия (10мин.)
- Глава 10. Иерархическая модель индивидуальности человека (289мин.)
-
- 10.1. Конституциональный (телесный) фактор индивидуальности (58мин.)
- 10.2. Индивидные свойства индивидуальности (19мин.)
- 10.3. Личность и индивидуальность (19мин.)
- 10.4. Структура индивидуальности человека (19мин.)
- 10.5. Метапараметры функционирования индивидуальности (38мин.)
- 10.6. Механизмы формирования и развития индивидуальности (96мин.)
- 10.7. Системный анализ иерархии индивидуальных различий (77мин.)
- Иерархическая модель индивидуальности человека (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Часть IV. ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ
Время прохождения 964 минуты
- Глава 11. Развивающаяся индивидуальность: возрастное измерение жизненного пространства (212мин.)
-
- 11.1. Групповые различия: методология и методы исследования (19мин.)
- 11.2. Биологические часы - генетически детерминированные паттерны индивидуального развития (38мин.)
- 11.3. Ментальные часы - возрастная динамика психических функций (38мин.)
- 11.4. Социальные часы - этапы освоения действительности (19мин.)
- 11.5. Время личности - "Я" в прошлом, настоящем и будущем (96мин.)
- Развивающаяся индивидуальность: возрастное измерение жизненного пространства (10мин.)
- Глава 12. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции (231мин.)
-
- 12.1. Половые различия и полоролевое поведение (19мин.)
- 12.2. Некоторые аспекты половой дифференциации (58мин.)
- 12.3. Фактор пола и психика (58мин.)
- 12.4. Социальные стереотипы: настоящие мужчины и женщины (38мин.)
- 12.5. Полоролевое поведение личности: маскулинность, фемининность и андрогиния (19мин.)
- 12.6. Какая реальность скрывается за стереотипами? (38мин.)
- Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции (10мин.)
- Глава 13. Социоэкономический статус индивидуальности (192мин.)
-
- 13.1. Критерии различий между социальными группами (19мин.)
- 13.2. Экология индивидуального развития (19мин.)
- 13.3. Семейная среда в зеркале классовых различий (38мин.)
- 13.4. Влияние статусного уровня на интеллект (19мин.)
- 13.5. Качество жизни: образование, наличие и сложность работы, деньги и здоровье (38мин.)
- 13.6. Стремление к достижениям в контексте социальной стратификации (58мин.)
- Социоэкономический статус индивидуальности (10мин.)
- Глава 14. Разные полюса вида Homo Sapiens: расы и этносы (231мин.)
-
- 14.1. Социокультурная координата индивидуальности (19мин.)
- 14.2. Кросс-культурные исследования физического развития, психических процессов и личности (77мин.)
- 14.3. Воспитание в контексте культуры (19мин.)
- 14.4. Этническое самосознание и этнические предпочтения (58мин.)
- 14.5. Национальный характер (58мин.)
- Разные полюса вида Homo Sapiens: расы и этносы (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Часть V. "ИНЫЕ": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО
Время прохождения 636 минут
- Глава 15. Правила без исключений? (346мин.)
-
- 15.1. Иной - "не враждебный, а просто отличный от тебя" (38мин.)
- 15.2. Психопатология: врожденные ограничения (19мин.)
- 15.3. Классификация и измерение нарушений (19мин.)
- 15.4. Симптомокомплексы аномального развития (19мин.)
- 15.5. Формы индивидуальной дезадаптации (96мин.)
- 15.6. Предпосылки личностных деформаций: матрица ситуаций, фактор уязвимости и синдром выученной беспомощности (19мин.)
- 15.7. Аномалии личности и антисоциальное поведение (77мин.)
- 15.8. Дифференциальная психиатрия и психотерапия (19мин.)
- 15.9. Деструктивные тенденции индивидуальности (38мин.)
- Правила без исключений? (10мин.)
- Глава 16. Феномен креативности (231мин.)
-
- 16.1. На грани сумасшествия или гениальности? (58мин.)
- 16.2. Одаренность, талантливость, гениальность - в чем разница? (58мин.)
- 16.3. Механизмы креативности? (58мин.)
- 16.4. Элементы жизненного пути творческой личности (19мин.)
- 16.5. Портрет гения (19мин.)
- 16.6. Конструктивные тенденции индивидуальности (19мин.)
- Феномен креативности (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Часть VI. ТИПОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Время прохождения 565 минут
- Глава 17. Типологии и классификации: от сенсорики до личности (289мин.)
-
- 17.1. Понятие типа в психологии (19мин.)
- 17.2. Конституциональные типологии: от морфофункциональных координат индивидуальности к общим и частным типам нервной системы (38мин.)
- 17.3. Соотношение первой и второй сигнальных систем действительности (по И. П. Павлову) (38мин.)
- 17.4. Современные типологии темперамента (19мин.)
- 17.5. Личностные типы (38мин.)
- 17.6. Функциональная типология: поведенческие стратегии индивидуальности (77мин.)
- 17.7. Ученый в контексте таксономии исследовательских типов (58мин.)
- Типологии и классификации: от сенсорики до личности (14мин.)
- Глава 18. Параметры индивидуального самосознания - способы интерпретации событий (212мин.)
-
- 18.1. Универсальные факторы субъективных семантических пространств (77мин.)
- 18.2. Личностные конструкты как "пути предсказания событий" (19мин.)
- 18.3. Специфика личностных установок через призму ситуации (38мин.)
- 18.4. Субъективное истолкование жизненных событий: атрибутивные стили (19мин.)
- 18.5. Счастливчики и несчастные, или личность и судьба (19мин.)
- 18.6. В галерее "картины жизненного пути" (38мин.)
- Параметры индивидуального самосознания — способы интерпретации событий (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Часть VII. ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ
Время прохождения 850 минут
- Глава 19. Семья - друзья - школа: влияние референтной группы (212мин.)
-
- 19.1. Внутрисемейные процессы как фактор различий (115мин.)
- 19.2. Индивидуальные детерминанты процесса обучения и школьная успеваемость (38мин.)
- 19.3. Обучающие стратегии: учитель - ученик (38мин.)
- 19.4. Дифференциальная психология обучения (19мин.)
- Семья — друзья — школа: влияние референтной группы (14мин.)
- Глава 20. Профессиональная компетентность и жизненная успешность (269мин.)
-
- 20.1. Интеллектуальная компетентность в процессе высшего образования (19мин.)
- 20.2. Личностные предпосылки профессиональной компетентности (58мин.)
- 20.3. Лидер: психологический тип и стиль руководства (77мин.)
- 20.4. Стратегии жизненного успеха (77мин.)
- 20.5. Успешные и неуспешные: поведенческий портрет (38мин.)
- Профессиональная компетентность и жизненная успешность (10мин.)
- Глава 21. Реакции на стресс - защита или совладание? (Е. В. Либина, А. В. Либин) (269мин.)
-
- 21.1. Личность и ситуация: кто сильнее? (19мин.)
- 21.2. Адекватность оценки происходящего (19мин.)
- 21.3. Индивидуальные стили реагирования (19мин.)
- 21.4. Защита или совладание: феномены и механизмы (58мин.)
- 21.5. Иерархическая организация стилевого поведения (19мин.)
- 21.6. Типология стилей реагирования на сложные ситуации: теория и эксперимент (77мин.)
- 21.7. Дифференциальная психокоррекция: тренинг совладания со сложными ситуациями (58мин.)
- Реакции на стресс — защита или совладание? (Е. В. Либина, А. В. Либин) (18мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Послесловие о будущем, или вероятности развития дифференциально-психологического знания
Время прохождения 58 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение. Конструктивный рисунок человека из геометрических форм (ТиГр, тест идеографический). Психографический метод исследования личности. Краткое руководство по применению и основы интерпретации (Либин Александр, Либин Виктор, Либина Алена)
Время прохождения 597 минут
- 1. Инструкция для самотестирования (58мин.)
- 2. История создания психографического проективного теста предпочтений и его экспериментальная валидизация (38мин.)
- 3. Основы интерпретации проективной графической методики исследования личности "Конструктивный рисунок человека из геометрических форм (ТиГр, тест идеографический)" (481мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Новые издания по дисциплине "Дифференциальная психология" и смежным дисциплинам
Время прохождения 38 минут
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции449
Тесты21
Поделиться курсом
Подписка от 475 ₽/мес.
Курсы по теме:
Используют:
191
учебное заведение
76
преподавателей
707
студентов
Используют:
0
учебных заведений
0
преподавателей
0
студентов
Попробуйте личную
подписку от 475 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Образовательная платформа Юрайт - это цифровой контент, сервисы, данные для университетов и колледжей.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 216.73.216.52
Репутация и технологическое лидерство в цифровом образовании
Приглашаем на XVIII Зимнюю школу преподавателя 26-30 января 2026 г. Скидка до 1 декабря на платные форматы: получите УПК на 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
| Название | Цена | Заказать |
