Этот курс и более
11 132 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Используют:
148
вузов
63
преподавателя
696
студентов
Избранное
бакалавриат
специалитет
магистратура
аспирантура
3 зачетных единицы
108 академ/часов
6 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
Учебник представляет основы экспериментального метода в системе других методов психологического исследования. Он является базовым для прохождения в университетах курса экспериментальной психологии. Психологический эксперимент раскрывается в учебнике как предметная исследовательская деятельность и как система нормативов гипотетико-дедуктивного рассуждения, используемого при проверке каузальных гипотез. В издании раскрываются общие вопросы экспериментального метода, планирование экспериментов, их типы, виды экспериментальных схем, психологические законы, экспериментальные условия и обобщения, а также вопросы психологического наблюдения и качественного исследования, корреляционный и квазиэкспериментальный подходы, описываются кросс-культурные и метааналитические исследования и т. д. Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Клиническая психология» на факультетах психологии университетов и педагогических институтов.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Педагогика, психология, социальная работа / Методы психологических исследованийДисциплины
Экспериментальная психология ,
Общая и экспериментальная психология ,
Методология исследований в клинической психологии и метаанализ в психологических исследованиях ,
Методология и практика метааналитических исследований в психологии и других гуманитарных науках ,
Экспериментальная психология и психодиагностика ,
Основы экспериментальной психологии ,
Экспериментальная психология: классические и современные подходы
Направления подготовки/Специальности/Профессии
37.03.02 Конфликтология,
37.05.01 Клиническая психология,
37.05.02 Психология служебной деятельности,
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
37.03.01 Психология,
37.04.01 Психология,
44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
37.06.01 Психологические науки
37.05.01 Клиническая психология,
37.05.02 Психология служебной деятельности,
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
37.03.01 Психология,
37.04.01 Психология,
44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
37.06.01 Психологические науки
Свернуть
Еще 5
Авторы
Лекции
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Глава 1. Экспериментальный метод и нормативы научного исследования в психологии
Время прохождения 415 минут
- 1.1. Нормативы научного мышления (98мин.)
- 1.2. Теоретические интерпретации в отношении к гипотезам и эмпирическим данным (49мин.)
- 1.3. Эмпирические данные и установление экспериментальных эффектов (65мин.)
- 1.4. Эксперимент в системе других методов (81мин.)
- 1.5. Экспериментирование как специальный метод психологического исследования (81мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Экспериментальный метод и нормативы научного исследования в психологии (24мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 2. Предпосылки становления экспериментального метода в психологии
Время прохождения 476 минут
- 2.1. Предпосылки перехода к современным направлениям эмпирических методов (195мин.)
- 2.2. Методики и типы эмпирических данных (163мин.)
-
- 2.2.1. Методики как приемы фиксации психологических показателей (33мин.)
- 2.2.2. Наблюдение и измерение переменных как условие реализации экспериментального метода (16мин.)
- 2.2.3. Типы данных с точки зрения способа получения и исследовательской цели (65мин.)
- 2.2.4. Операциональная валидность как аспект содержательного планирования (49мин.)
- 2.3. Критерии объективности в психологическом исследовании (65мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Предпосылки становления экспериментального метода в психологии (36мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 3. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод
Время прохождения 358 минут
- 3.1. Предмет исследования и психологические гипотезы (130мин.)
- 3.2. Психологические гипотезы и статистические выводы (114мин.)
- 3.3. Понятия надежности и дисперсии (33мин.)
- 3.4. Мысленные образцы экспериментов и оценка валидности (49мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 4. Эксперимент как вид практической деятельности исследователя
Время прохождения 559 минут
- 4.1. Выделение и контроль переменных как нормативы экспериментальной деятельности (98мин.)
- 4.2. Контроль независимой переменной и проблема экспериментальных воздействий (179мин.)
- 4.3. Источники и виды переменных (114мин.)
-
- 4.3.1. Переменные внешних и внутренних условий, "ситуационные" и "личностные" (33мин.)
- 4.3.2. Комплексные независимые переменные (49мин.)
- 4.3.3. Дополнительные переменные и контроль соответствия переменных как условия обобщений (16мин.)
- 4.3.4. Проблема идентичности экспериментальных условий (16мин.)
- 4.4. Переменные и модели при разных типах экспериментов (130мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Эксперимент как вид практической деятельности исследователя (22мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 5. Выборочные обследования и выборки участников исследования
Время прохождения 209 минут
- 5.1. Популяционные гипотезы в выборочных обследованиях (49мин.)
- 5.2. Выборки участников исследования (33мин.)
- 5.3. Популяционные гипотезы и статистическое оценивание эффектов воздействия (49мин.)
- 5.4. Планирование выборок и стратегии отбора испытуемых из популяций (49мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Выборочные обследования и выборки участников исследования (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 6. Общие представления о планировании экспериментов
Время прохождения 374 минуты
- 6.1. Формы экспериментального контроля (65мин.)
- 6.2. Содержательное планирование исследования (114мин.)
- 6.3. Контроль посредством экспериментальных схем, их классификации (33мин.)
- 6.4. "Эффект экспериментатора" и первичный контроль (33мин.)
- 6.5. Индуктивные выводы и формальное планирование экспериментов (33мин.)
- 6.6. Эксперименты, проводимые в научных и практических целях (65мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Общие представления о планировании экспериментов (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 7. Планирование как условие установления экспериментальных эффектов
Время прохождения 256 минут
- 7.1. Формальное планирование (33мин.)
- 7.2. Общая схема установления экспериментального эффекта (33мин.)
- 7.3. Установление экспериментального эффекта на основе использования мер различий и мер связи (ковариации и корреляции) (65мин.)
- 7.4. Установление экспериментальных эффектов при интраиндивидуальных и межгрупповых планах (49мин.)
- 7.5. Конкурирующие объяснения, критический эксперимент и демонстрационный опыт (33мин.)
- Контрольные вопросы (33мин.)
- Тест: Планирование как условие установления экспериментальных эффектов (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 8. Качественные исследования и количественное оценивание экспериментальных эффектов
Время прохождения 313 минут
- 8.1. Качественные исследования в психологии (65мин.)
- 8.2. Измерение переменных как условие установления экспериментальных эффектов (98мин.)
- 8.3. Количественные показатели эффекта, величины выборки и мощности критерия (98мин.)
- Контрольные вопросы (33мин.)
- Тест: Качественные исследования и количественное оценивание экспериментальных эффектов (20мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 9. Анализ единичного случая и интраиндивидуальный эксперимент
Время прохождения 305 минут
- 9.1. Классификации экспериментальных схем (33мин.)
- 9.2. Анализ единичного случая как пример доэкспериментального плана (49мин.)
- 9.3. Интраиндивидуальные схемы (114мин.)
- 9.4. Виды смешений и их контроль в интраиндивидуальных схемах (81мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Анализ единичного случая и интраиндивидуальный эксперимент (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 10. Межгрупповые и кроссиндивидуальные схемы
Время прохождения 260 минут
- 10.1. Доэкспериментальные планы (49мин.)
- 10.2. Истинные экспериментальные планы в межгрупповых схемах (49мин.)
- 10.3. Стратегии контроля состава групп (49мин.)
- 10.4. Отличие кроссиндивидуальных схем от интраиндивидуальных и межгрупповых (81мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Межгрупповые и кроссиндивидуальные схемы (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 11. Планирование факторных экспериментов
Время прохождения 271 минута
- 11.1. Переменные и схемы в факторном эксперименте (81мин.)
- 11.2. Планы с тремя независимыми переменными (16мин.)
- 11.3. Взаимодействие и его виды (33мин.)
- 11.4. Специальные эффекты, проясняемые в факторных схемах (49мин.)
- 11.5. Схемы, не выполняющие условия перекрестного сочетания уровней факторов: нестинг (33мин.)
- 11.6. Факторные планы представления статистических данных (33мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Планирование факторных экспериментов (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 12. Специальные планы
Время прохождения 157 минут
- 12.1. Сопутствующие смешения (65мин.)
- 12.2. Планы с малым N (33мин.)
- 12.3. Неполные (лоскутные) планы (16мин.)
- 12.4. "Реверсивный план" как факторный (33мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Специальные планы (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 13. Корреляционный подход в психологии
Время прохождения 370 минут
- 13.1. Корреляционные гипотезы и корреляционные исследования (98мин.)
- 13.2. Корреляционный подход и схемы, проясняющие связи между переменными (33мин.)
- 13.3. Корреляционный подход и использование статистических мер связи (81мин.)
- 13.4. Планы корреляционных исследований (49мин.)
- 13.5. Установление корреляционных зависимостей (49мин.)
- 13.6. Перекрестно-отсроченные корреляции как способ приближения к причинному выводу (33мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Корреляционный подход в психологии (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 14. Психологическое наблюдение
Время прохождения 291 минута
- 14.1. Психологическое наблюдение как метод и методика (65мин.)
- 14.2. Квалификация и квантификация событий при наблюдении (65мин.)
- 14.3. Критерии объективности и субъективности данных наблюдения (49мин.)
- 14.4. Опосредствование и виды наблюдения (65мин.)
- 14.5. Наблюдение в отношении к другим методам психологических исследований (16мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Психологическое наблюдение (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 15. Типы экспериментов
Время прохождения 191 минута
- 15.1. Отличия в предметной области (16мин.)
- 15.2. Отличия в формах осуществления эксперимента (33мин.)
- 15.3. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и методики двойной стимуляции (114мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Типы экспериментов (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 16. Квазиэкспериментальный подход в психологических исследованиях
Время прохождения 368 минут
- 16.1. Общая характеристика квазиэксперимента как исследования с ограниченными формами контроля (81мин.)
- 16.2. Цели, достижение которых предполагает проведение квазиэкспериментов (33мин.)
- 16.3. Квазиэкспериментальные планы (163мин.)
-
- 16.3.1. Измерения показателей до и после воздействий (16мин.)
- 16.3.2. Формы снижения контроля при квазиэкспериментальных схемах (33мин.)
- 16.3.3. Пример стратегии подбора групп по заданному признаку (33мин.)
- 16.3.4. Квазиэкспериментальные планы со специальной организацией воздействий (49мин.)
- 16.3.5. План "временных серий" (33мин.)
- 16.4. Общие для квазиэкспериментов и корреляционных исследований формы контроля (65мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Квазиэкспериментальный подход в психологических исследованиях (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 17. Структурное моделирование и проблема пропущенных данных
Время прохождения 144 минуты
- 17.1. Метод структурного моделирования в психологии (33мин.)
- 17.2. Проблема пропущенных данных в психологических исследованиях (33мин.)
- 17.3. Решение проблемы пропущенных данных (49мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Структурное моделирование и проблема пропущенных данных (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 18. Лонгитюдный метод
Время прохождения 287 минут
- 18.1. Специфика гипотез и схем (65мин.)
- 18.2. Основные эффекты, устанавливаемые при лонгитюдных схемах (65мин.)
- 18.3. Проспективные схемы при лонгитюдном методе в современных исследованиях (49мин.)
- 18.4. Статистические методы анализа применительно к лонгитюдным данным (65мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Лонгитюдный метод (26мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 19. Кросскультурные исследования в психологии
Время прохождения 230 минут
- 19.1. Кросскультурные исследования как междисциплинарные и психологические (65мин.)
- 19.2. Типы исследований и типы контроля побочных переменных (81мин.)
- 19.3. Основные направления оценки валидности (49мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Кросскультурные исследования в психологии (18мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 20. Метааналитические исследования в психологии
Время прохождения 226 минут
- 20.1. Метаанализ как новое средство интеграции и обобщения результатов психологических исследований (98мин.)
- 20.2. Этапы проведения метаанализа (16мин.)
- 20.3. Статистический анализ эффектов (33мин.)
- 20.4. Преимущества и ограничения метаанализа (49мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Метааналитические исследования в психологии (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 21. Достоверные и артефактные выводы в психологическом исследовании
Время прохождения 207 минут
- 21.1. Контроль за выводом как завершающий этап проверки психологической гипотезы (16мин.)
- 21.2. Оценка валидности и контроль за выводом (33мин.)
- 21.3. Содержательные выводы и логическая компетентность при обобщении данных психологического исследования (81мин.)
- 21.4. Редукционизм выводов (49мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Достоверные и артефактные выводы в психологическом исследовании (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Новые издания по дисциплине "Экспериментальная психология" и смежным дисциплинам
Время прохождения 33 минуты
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции22
Тесты21
Поделиться курсом
Подписка от 349 ₽/мес.
Курсы по теме:
Используют:
157
вузов
70
преподавателей
321
студент
Научная школа:
Московский гуманитарный университет (г. Москва)
Используют:
162
вуза
110
преподавателей
335
студентов
Мы используем cookie :)
ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Попробуйте личную
подписку от 349 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Более 10 000 учебников
Более 5000 курсов
Тесты и задания платформы
Образовательная платформа для университетов и колледжей. Предлагаем цифровой учебный контент и сервисы для эффективного образования.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 3.145.154.251
Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные
Приглашаем на Зимнюю школу преподавателя (27-31 января)
До 01.12 скидка 20% на повышение квалификации 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
Название | Цена | Заказать |