Этот курс и более
11 492 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ
Используют:
116
учебных заведений
25
преподавателей
323
студента
Избранное
бакалавриат
магистратура
аспирантура
4 зачетных единицы
144 академ/часа
8 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
Документы о прохождении курсов не выдаются. Преподаватели могут повысить квалификацию:
Документы о прохождении курсов не выдаются. Преподаватели могут повысить квалификацию:
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
Настоящее издание посвящено узловым проблемам истории отечественной исторической науки. Особое внимание уделено ее состоянию в XX столетии. Учитывая современный уровень развития отечественной историографии, авторы в ряде случаев пересмотрели устоявшиеся выводы и оценки. Наряду с рассмотрением конкретно-исторических условий и обстоятельств появления научных концепций и их сути, в пособии кратко излагаются биографии видных представителей отечественной исторической науки. В конце каждой главы приводится библиография, включающая основные историографические источники и литературу.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Общественные науки / Всемирная историяДисциплины
История исторической науки ,
История исторической науки. Историография ,
Историография истории России ,
Историография отечественной истории ,
Историография истории средних веков ,
Историография новейшей отечественной истории ,
Актуальные вопросы современной историографии ,
Актуальные проблемы историографии отечественной истории ,
Проблемы исследования источников и историографии по отечественной истории ,
Русская историография ,
Основные направления и актуальные проблемы современной историографии ,
Актуальные проблемы современной историографии ,
Современная историография истории России ,
Историография истории России XIX-начала XX вв. ,
Актуальные проблемы российской истории в современной историографии ,
Отечественная историография ,
Источниковедение и историография истории Киевской Руси ,
Актуальные проблемы российской историографии ,
Отечественная историография в XX XXI вв. ,
Новейшая отечественная историография ,
Отечественная историография истории России ,
Историография истории России в XVIII - начале XXI вв. ,
Важнейшие проблемы историографии истории России ,
Историография XX в. ,
Принципы и методы историографического исследования ,
История исторического знания ,
Историография отечественной истории XX века ,
Современная историография: дискуссионные вопросы ,
Основные проблемы истории России: теория и историография ,
Актуальные тенденции современной историографии ,
Актуальные тенденции современной российской историографии ,
Историография России в XX - XXI вв. ,
Историография науки ,
Проблемы современной отечественной историографии
Направления подготовки/Специальности/Профессии
44.04.01.09 Педагогическое образование (История),
44.03.01.09 Педагогическое образование (История),
46.06.01 Исторические науки и археология,
47.04.01 Философия,
44.03.01 Педагогическое образование,
46.04.01 История,
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
50.04.03 История искусств,
50.03.03 История искусств,
46.03.01 История,
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия,
46.04.02 Документоведение и архивоведение,
46.03.03 Антропология и этнология,
46.03.02 Документоведение и архивоведение,
44.04.01.01 Педагогическое образование (Безопасность жизнедеятельности),
44.04.01.18 Педагогическое образование (Химия),
44.04.01.02 Педагогическое образование (Биология),
44.04.01.03 Педагогическое образование (География),
44.04.01.04 Педагогическое образование (Дополнительное образование),
44.04.01.05 Педагогическое образование (Дошкольное образование),
44.04.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.04.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.04.01.08 Педагогическое образование (Информатика),
44.04.01.10 Педагогическое образование (Математика),
44.04.01.11 Педагогическое образование (Музыка),
44.04.01.12 Педагогическое образование (Начальное образование),
44.04.01.13 Педагогическое образование (Обществознание, экономика, право),
44.04.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.04.01.15 Педагогическое образование (Технологии),
44.04.01.16 Педагогическое образование (Физика),
44.04.01.17 Педагогическое образование (Физическая культура),
44.03.01.08 Педагогическое образование (Информатика),
44.04.01 Педагогическое образование,
44.03.01.01 Педагогическое образование (Безопасность жизнедеятельности),
44.03.01.02 Педагогическое образование (Биология),
44.03.01.03 Педагогическое образование (География),
44.03.01.04 Педагогическое образование (Дополнительное образование),
44.03.01.05 Педагогическое образование (Дошкольное образование),
44.03.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.18 Педагогическое образование (Химия),
44.03.01.10 Педагогическое образование (Математика),
44.03.01.11 Педагогическое образование (Музыка),
44.03.01.12 Педагогическое образование (Начальное образование),
44.03.01.13 Педагогическое образование (Обществознание, экономика, право),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.03.01.15 Педагогическое образование (Технологии),
44.03.01.16 Педагогическое образование (Физика),
44.03.01.17 Педагогическое образование (Физическая культура)
44.03.01.09 Педагогическое образование (История),
46.06.01 Исторические науки и археология,
47.04.01 Философия,
44.03.01 Педагогическое образование,
46.04.01 История,
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
50.04.03 История искусств,
50.03.03 История искусств,
46.03.01 История,
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия,
46.04.02 Документоведение и архивоведение,
46.03.03 Антропология и этнология,
46.03.02 Документоведение и архивоведение,
44.04.01.01 Педагогическое образование (Безопасность жизнедеятельности),
44.04.01.18 Педагогическое образование (Химия),
44.04.01.02 Педагогическое образование (Биология),
44.04.01.03 Педагогическое образование (География),
44.04.01.04 Педагогическое образование (Дополнительное образование),
44.04.01.05 Педагогическое образование (Дошкольное образование),
44.04.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.04.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.04.01.08 Педагогическое образование (Информатика),
44.04.01.10 Педагогическое образование (Математика),
44.04.01.11 Педагогическое образование (Музыка),
44.04.01.12 Педагогическое образование (Начальное образование),
44.04.01.13 Педагогическое образование (Обществознание, экономика, право),
44.04.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.04.01.15 Педагогическое образование (Технологии),
44.04.01.16 Педагогическое образование (Физика),
44.04.01.17 Педагогическое образование (Физическая культура),
44.03.01.08 Педагогическое образование (Информатика),
44.04.01 Педагогическое образование,
44.03.01.01 Педагогическое образование (Безопасность жизнедеятельности),
44.03.01.02 Педагогическое образование (Биология),
44.03.01.03 Педагогическое образование (География),
44.03.01.04 Педагогическое образование (Дополнительное образование),
44.03.01.05 Педагогическое образование (Дошкольное образование),
44.03.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.18 Педагогическое образование (Химия),
44.03.01.10 Педагогическое образование (Математика),
44.03.01.11 Педагогическое образование (Музыка),
44.03.01.12 Педагогическое образование (Начальное образование),
44.03.01.13 Педагогическое образование (Обществознание, экономика, право),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.03.01.15 Педагогическое образование (Технологии),
44.03.01.16 Педагогическое образование (Физика),
44.03.01.17 Педагогическое образование (Физическая культура)
Свернуть
Еще 45
Авторы
Лекции
Рогожин Николай Михайлович
доктор исторических наук, профессор
Чернобаев Анатолий
доктор исторических наук, профессор
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Глава 1. ИСТОРИОГРАФИЯ КАК ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Время прохождения 408 минут
- 1.1. Теоретические и методологические проблемы истории исторической науки России (198мин.)
- 1.2. Этапы развития исторической науки в России (119мин.)
- Рекомендуемая литература (79мин.)
- Тест: Историография как история исторической науки (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 2. ИСТОРИОГРАФИЯ: XI-XV века
Время прохождения 430 минут
- 2.1. Исторические знания в Древней Руси в XI - начале XIII века (159мин.)
- 2.2. Исторические знания периода монголо-татарского нашествия и установления ордынского ига в XIII веке (99мин.)
- 2.3. Исторические знания в XIV-XV веках (119мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: Историография: XI—XV века (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 3. РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ в ХVI-ХVII веках
Время прохождения 391 минута
- 3.1. Летописи и хроники XVI века (20мин.)
- 3.2. Новые формы исторических сочинений и летописи XVII века (20мин.)
- 3.3. Сибирское летописание (20мин.)
- 3.4. Посольский приказ (40мин.)
- 3.5. Записной приказ (20мин.)
- 3.6. Сочинения о разинском восстании. "Синопсис" (20мин.)
- 3.7. Симеон Медведев (40мин.)
- 3.8. Илья Римский-Корсаков (40мин.)
- 3.9. "Скифская история" Андрея Лызлова (40мин.)
- 3.10. Зарождение критики источников (20мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (79мин.)
- Тест: Развитие исторических знаний в ХVI—ХVII веках (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 4. ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ И РУССКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
Время прохождения 270 минут
- 4.1. Условия развития исторического самосознания (40мин.)
- 4.2. Петр I и история (59мин.)
- 4.3. "Ядро Российской истории" А. И. Манкиева (40мин.)
- 4.4. Исторические труды о царствовании Петра I. П. П. Шафиров (59мин.)
- 4.5. Поиски, публикация, критика источников (40мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: Петровские реформы и русская историография (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 5. В. Н. ТАТИЩЕВ - "ОТЕЦ РУССКОЙ ИСТОРИИ"
Время прохождения 293 минуты
- 5.1. Историограф второй четверти XVIII века (79мин.)
- 5.2. "История Российская с самых древнейших времен" (99мин.)
- 5.3. Труды по экономике и географии (59мин.)
- 5.4. Значение В. Н. Татищева в становлении отечественной историографии (20мин.)
- Сочинения В. Н. Татищева (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: В. Н. Татищев — «отец русской истории» (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 6. ИСТОРИОГРАФИЯ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ И СЕРЕДИНЫ XVIII века. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКАДЕМИИ НАУК
Время прохождения 252 минуты
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (40мин.)
- Тест: Историография второй четверти и середины XVIII века. Деятельность Академии наук (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 7. ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО И ИСТОРИОГРАФИЯ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века
Время прохождения 391 минута
- 7.1. Новые направления в историографии (99мин.)
- 7.2. Интерес общества к истории (40мин.)
- 7.3. История в художественной литературе и изобразительном искусстве (40мин.)
- 7.4. Преподавание истории в учебных заведениях (20мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (99мин.)
- Тест: Просветительство и историография России второй половины XVIII века (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 8. Н. М. КАРАМЗИН. "КОЛУМБЫ РОССИЙСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ" И ИХ СОВРЕМЕННИКИ
Время прохождения 254 минуты
- 8.1. Н. П. Румянцев и его кружок (40мин.)
- 8.2. Становление Н. М. Карамзина как историка (20мин.)
- 8.3. "История государства Российского" (20мин.)
- 8.4. Источники "Истории государства Российского" (20мин.)
- 8.5. Трактовка исторического факта (20мин.)
- 8.6. Общая концепция русской истории (40мин.)
- 8.7. Периодизация истории России (20мин.)
- 8.8. Отражение идей XIX столетия в исторической схеме Карамзина (20мин.)
- 8.9. Значение "Истории государства Российского" (79мин.)
- Сочинения Н. М. Карамзина (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: Н. М. Карамзин. «Колумбы российских древностей» и их современники (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 9. РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ ВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX века
Время прохождения 410 минут
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: Развитие исторической науки во второй трети XIX века (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 10. СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ СЕРЕДИНЫ XIX века
Время прохождения 436 минут
- 10.1. Славянофилы (79мин.)
- 10.2. "Государственная школа" в русской историографии (238мин.)
- 10.3. Развитие исторической мысли в трудах общественных деятелей (59мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: Славянофилы и западники в исторической науке середины XIX века (20мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 11. С. М. СОЛОВЬЕВ. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИИ РОССИИ
Время прохождения 289 минут
- 11.1. Начало жизненного пути (20мин.)
- 11.2. Магистерская и докторская диссертации (20мин.)
- 11.3. Профессор Московского университета (59мин.)
- 11.4. "История России с древнейших времен" (119мин.)
- 11.5. "Величайший ученый XIX века" (20мин.)
- Сочинения С. М. Соловьева (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: С. М. Соловьев. Формирование органической концепции истории России (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 12. РУССКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ 60-80-х годов XIX века
Время прохождения 351 минута
- 12.1. Источниковедение (40мин.)
- 12.2. Историография (79мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (40мин.)
- Тест: Русская историография 60—80‑х годов XIX века (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 13. В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
Время прохождения 387 минут
- 13.1. Личность и творческий путь ученого (40мин.)
- 13.2. Теоретические основы исторического процесса (79мин.)
- 13.3. Исследования по социальному и экономическому строю общества (40мин.)
- 13.4. Концепция русской истории (99мин.)
- 13.5. Исторический источник и историография (59мин.)
- 13.6. Место В. О. Ключевского в отечественной исторической науке (20мин.)
- Сочинения В. О. Ключевского (20мин.)
- Рекомендуемая литература (40мин.)
- Тест: В. О. Ключевский и историческая наука в пореформенный период (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 14. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX века
Время прохождения 626 минут
- 14.1. Новые подходы к осмыслению прошлого (79мин.)
- 14.2. Концепции истории России (218мин.)
- 14.3. Марксистская концепция истории России (139мин.)
- 14.4. Развитие специальных и вспомогательных дисциплин (59мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (99мин.)
- Тест: Историческая наука в России конца XIX — начала XX века (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 15. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА
Время прохождения 511 минут
- 15.1. Становление марксистской исторической науки (218мин.)
- 15.2. Историки "старой школы" в Советском государстве (119мин.)
- 15.3. Историческая наука русской эмиграции (99мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: Октябрьская революция и историческая наука (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 16. СТАЛИНИЗМ И ИСТОРИЯ. 30-е - середина 50-х годов XX века
Время прохождения 430 минут
- 16.1. Партийно-государственное руководство исторической наукой (99мин.)
- 16.2. Изменение организационной структуры советской исторической науки (40мин.)
- 16.3. Основная проблематика исторических исследований в 1930-е годы (79мин.)
- 16.4. Советская историческая наука в годы Великой Отечественной войны (40мин.)
- 16.5. Советская историческая наука в первое послевоенное десятилетие (119мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: Сталинизм и история. 30‑е — середина 50‑х годов XX века (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 17. "ОТТЕПЕЛЬ" В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ. Вторая половина 50-х - 60-е годы XX века
Время прохождения 329 минут
- 17.1. Начало либерализации советской исторической науки (20мин.)
- 17.2. Методологические поиски советских историков (40мин.)
- 17.3. Консервативные тенденции в исторической науке (20мин.)
- 17.4. Расширение источниковой базы (20мин.)
- 17.5. Проблематика научных исследований (198мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: «Оттепель» в советской исторической науке. Вторая половина 50‑х — 60‑е годы XX века (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 18. СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ 70-х - первой половины 80-х годов XX века
Время прохождения 371 минута
- 18.1. Организация научных исследований (40мин.)
- 18.2. Теоретико-методологический уровень исторической науки (20мин.)
- 18.3. Борьба с инакомыслием (59мин.)
- 18.4. Проблематика научных исследований (159мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (79мин.)
- Тест: Советская историография 70‑х — первой половины 80‑х годов XX века (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 19. "ПЕРЕСТРОЙКА" И ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 80-х - НАЧАЛО 90-х годов XX века
Время прохождения 329 минут
- 19.1. Писатели и публицисты об истории (40мин.)
- 19.2. Появление новых исследовательских проблем (40мин.)
- 19.3. Начало реформирования исторического образования (20мин.)
- 19.4. Изменения в источниковой базе (20мин.)
- 19.5. Изменение отношения к зарубежной историографии (20мин.)
- 19.6. Обновление методологических подходов к отечественной истории (79мин.)
- 19.7. Научная проблематика (79мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: «Перестройка» и историческая наука. Вторая половина 80‑х — начало 90‑х годов XX века (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 20. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-х годов
Время прохождения 307 минут
- 20.1. "Кризис" отечественной исторической науки (20мин.)
- 20.2. Реорганизация системы исторического образования (20мин.)
- 20.3. Реформирование архивного дела в России (40мин.)
- 20.4. Методологическая революция (40мин.)
- 20.5. Расширение круга исторических источников (20мин.)
- 20.6. Проблематика научных исследований (139мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: Историческая наука России в первой половине 1990‑х годов (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 21. РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА конца ХХ - начала ХХI века
Время прохождения 307 минут
- 21.1. Изменения в сфере исторического образования (40мин.)
- 21.2. Развитие источниковой базы (20мин.)
- 21.3. Теоретико-методологические основы (40мин.)
- 21.4. Особенности современных историографических источников (59мин.)
- 21.5. Проблематика научных исследований (119мин.)
- Источники (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: Российская историческая наука конца ХХ — начала ХХI века (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции436
Тесты21
Поделиться курсом
Подписка от 475 ₽/мес.
Курсы по теме:
Используют:
207
учебных заведений
97
преподавателей
946
студентов
Научная школа:
Пятигорский государственный университет (г. Пятигорск)
Используют:
93
учебных заведения
13
преподавателей
167
студентов
Попробуйте личную
подписку от 475 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Образовательная платформа Юрайт - это цифровой контент, сервисы, данные для университетов и колледжей.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 216.73.216.52
Репутация и технологическое лидерство в цифровом образовании
Приглашаем на XVIII Зимнюю школу преподавателя 26-30 января 2026 г. Скидка до 1 декабря на платные форматы: получите УПК на 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
| Название | Цена | Заказать |
