Этот курс и более
11 148 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Используют:
82
вуза
21
преподаватель
212
студентов
Избранное
специалитет
бакалавриат
магистратура
аспирантура
Научная школа:
Курский государственный университет (г. Курск)
3 зачетных единицы
108 академ/часов
6 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
В курсе в доступной форме изложена история психологии. Теоретические положения дополнены схемами и словарем ключевых понятий. Материал курса систематизирован, хорошо структурирован и изложен в доступной для понимания форме. Курс предназначен студентам высших учебных заведений, аспирантам и преподавателям, а также всем интересующимся.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Педагогика, психология, социальная работа / Психология. Общие работыДисциплины
История психологии ,
История общей и специальной психологии ,
История возрастной психологии ,
История психологии общей и специальной ,
История психологии и психологии образования ,
История психологических наук ,
История отечественной психологии ,
История психологических теорий ,
История и методологические основы психологии ,
История детской психологии ,
История и методология психологии ,
История психологической науки ,
История и методология психологической науки ,
История консультативной психологии и психотерапии
Направления подготовки/Специальности/Профессии
44.03.01 Педагогическое образование,
44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
44.03.01.09 Педагогическое образование (История),
37.05.01 Клиническая психология,
37.05.02 Психология служебной деятельности,
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения,
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
39.03.01 Социология,
37.03.01 Психология,
37.04.01 Психология,
37.06.01 Психологические науки
44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
44.03.01.09 Педагогическое образование (История),
37.05.01 Клиническая психология,
37.05.02 Психология служебной деятельности,
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения,
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
39.03.01 Социология,
37.03.01 Психология,
37.04.01 Психология,
37.06.01 Психологические науки
Свернуть
Еще 9
Авторы
Лекции
Логвинов Игорь Николаевич
кандидат психологических наук, доцент
Сарычев Сергей Васильевич
доктор психологических наук, профессор
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Тема 1. Предмет, задачи и методы истории психологии
Время прохождения 289 минут
- 1.1. Предмет и задачи истории психологии (36мин.)
- 1.2. Принципы историко-психологического анализа (18мин.)
- 1.3. Источники по истории психологии (18мин.)
- 1.4. Методы истории психологии (36мин.)
- 1.5. Факторы и закономерности, влияющие на содержание психологической науки (18мин.)
- 1.6. Основания, на которых строится периодизация истории психологической науки (36мин.)
- 1.7. Периодизация истории психологии (на основе сочетания хронологического подхода и содержания взглядов на природу психического) (36мин.)
- 1.8. Логика развития психологии с точки зрения прогресса детерминистского знания (по М. Г. Ярошевскому) (36мин.)
- Тест: Предмет, задачи и методы истории психологии (38мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 2. Психологические идеи античности
Время прохождения 510 минут
- 2.1. Донаучные представления о душе в античном мире (36мин.)
- 2.2. Главные научные центры Античности VII-IV вв. до н. э. (18мин.)
- 2.3. Учение о душе в материалистической философии Древней Греции (54мин.)
- 2.4. Учение о душе в идеалистической философии Древней Греции (36мин.)
- 2.5. Психологические проблемы, наиболее разработанные античной наукой (18мин.)
- 2.6. Гуморальная теория темперамента Гиппократа (36мин.)
- 2.7. Различные походы к решению проблемы "седалища души" в античной науке (18мин.)
- 2.8. Учение о чувственном и внечувственном познании в античной науке (36мин.)
- 2.9. Учение о познании в трактате Аристотеля "О душе" (18мин.)
- 2.10. Учение о познании философов-идеалистов (Сократ, Платон) (36мин.)
- 2.11. Проблема чувств в психологическом знании Античности (36мин.)
- 2.12. Психология воли в античной науке (18мин.)
- 2.13. Разграничение частей души в античной науке (54мин.)
- Тест: Психологические идеи античности (62мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 3. Развитие психологических идей в средние века и в эпоху Возрождения
Время прохождения 392 минуты
- 3.1. Условия и главные особенности развития психологических идей в арабоязычной науке (VII-XII вв.) (36мин.)
- 3.2. Психологические идеи в "Каноне" Авиценны (36мин.)
- 3.3. Психология зрительного восприятия в "Оптике" Аль-Газена (18мин.)
- 3.4. Основные направления средневековой схоластики (36мин.)
- 3.5. Решение проблемы души в философии томизма (36мин.)
- 3.6. Психологические идеи английского номинализма (XIII-XIV вв.) (36мин.)
- 3.7. Психологические идеи итальянского Ренессанса (XIII-XVI вв.) (18мин.)
- 3.8. Проблемы психологии в научной системе Френсиса Бэкона (36мин.)
- 3.9. Френсис Бэкон о путях и трудностях познания (18мин.)
- 3.10. Основные итоги развития психологии в Средние века и эпоху Возрождения (54мин.)
- Тест: Развитие психологических идей в средние века и в эпоху Возрождения (34мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 4. Психологические идеи нового времени (XVII - начало XIX в.)
Время прохождения 876 минут
- 4.1. Учение Рене Декарта о теле и душе (18мин.)
- 4.2. Учение Декарта о рефлексе (36мин.)
- 4.3. Сознание как новый предмет психологии в учении Декарта (18мин.)
- 4.4. Дуализм и психофизическая проблема в картезианской философии (36мин.)
- 4.5. Учение о человеке как целостном существе в "Этике" Бенедикта Спинозы (18мин.)
- 4.6. Спиноза о взаимосвязи познания и свободы (36мин.)
- 4.7. Учение Спинозы о психологии эмоций (36мин.)
- 4.8. Томас Гоббс: решение психофизической проблемы на основе параллелизма (18мин.)
- 4.9. Учение Гоббса о способностях (18мин.)
- 4.10. Психология познания в эмпиризме Дж. Локка (36мин.)
- 4.11. Психологические идеи Г. Лейбница (18мин.)
- 4.12. Зарождение ассоциативной психологии (Д. Гартли) (36мин.)
- 4.13. Субъективно-идеалистическое учение об ассоциациях Д. Беркли и Д. Юма (36мин.)
- 4.14. Природа психики и ее содержание в исследованиях ученых французского Просвещения (XVIII в.) (18мин.)
- 4.15. Проблема развития психики и способностей в исследованиях ученых французского Просвещения (XVIII в.) (36мин.)
- 4.16. Две психологии X. Вольфа (36мин.)
- 4.17. Проблемы психологии познания в философии И. Канта (18мин.)
- 4.18. Учение И. Канта о трихотомии души (36мин.)
- 4.19. Проблемы психологии в диалектике субъективного духа Г. Гегеля (18мин.)
- 4.20. Психологические идеи в антропологической философии Л. Фейербаха (36мин.)
- 4.21. Учение о социальной детерминации сознания человека в марксизме (18мин.)
- 4.22. Философия позитивизма о проблемах психологической науки (36мин.)
- 4.23. Ассоциативная психология Д. С. Милля (18мин.)
- 4.24. Эволюционный подход в ассоциативной психологии Г. Спенсера (36мин.)
- 4.25. Ассоциация представлений (И. Гербарт) (36мин.)
- 4.26. Влияние эволюционного учения Ч. Дарвина на психологию (36мин.)
- Тест: Психологические идеи нового времени (XVII — начало XIX в.) (88мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 5. становление психологии как самостоятельной науки и ее развитие в начальный период (середина XIX - начало XX в.)
Время прохождения 679 минут
- 5.1. Программа построения психологии В. Вундта (36мин.)
- 5.2. Программа построения психологии Ф. Брентано (18мин.)
- 5.3. Программа построения психологии И. М. Сеченова (36мин.)
- 5.4. Этнопсихологические и социально-психологические идеи "психологии народов" (36мин.)
- 5.5. Проблема соотношения индивидуального и группового сознания в "психологии масс" (36мин.)
- 5.6. Гормическая психология (У. Макдугалл) (18мин.)
- 5.7. Теория социальных представлений (Э. Дюркгейм) (36мин.)
- 5.8. Развитие экспериментального метода в психологии (Г. Эббингауз) (18мин.)
- 5.9. Становление дифференциальной психологии (Ф. Гальтон) (18мин.)
- 5.10. Разработка тестов интеллекта (А. Бине) (36мин.)
- 5.11. Становление психофизики (Г. Т. Вебер) (18мин.)
- 5.12. Становление психотехники (Г. Мюнстерберг) (36мин.)
- 5.13. Становление психологии развития (18мин.)
- 5.14. Педология - комплексная наука о ребенке (С. Холл) (36мин.)
- 5.15. Теория персонализма (В. Штерн) (36мин.)
- 5.16. Описательная психология (В. Дильтей) (18мин.)
- 5.17. Функционализм в американской психологии (У. Джемс) (36мин.)
- 5.18. Чикагская школа функционализма (Дж. Дьюи) (18мин.)
- 5.19. Структурализм в американской психологии (Э. Титченер) (36мин.)
- 5.20. Вюрцбургская школа в психологии (36мин.)
- Тест: Становление психологии как самостоятельной науки и ее развитие в начальный период (середина XIX — начало XX в.) (70мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 6. Основные школы психологии XX в.
Время прохождения 1130 минут
- 6.1. Причины методологического кризиса в психологии и его исторический смысл (18мин.)
- 6.2. Э. Торндайк - предтеча бихевиоризма (36мин.)
- 6.3. Теоретическая программа бихевиоризма (Д. Уотсон) (36мин.)
- 6.4. Необихевиоризм (Э. Толмен) (18мин.)
- 6.5. Гипотетико-дедуктивный подход в необихевиоризме (К. Халл) (36мин.)
- 6.6. Оперантный бихевиоризм (Б. Ф. Скиннер) (36мин.)
- 6.7. Психологические основы программированного обучения (Б. Ф. Скиннер) (18мин.)
- 6.8. Социальный бихевиоризм (Дж. Мид) (36мин.)
- 6.9. Теория социального научения (А. Бандура) (36мин.)
- 6.10. Становление гештальтпсихологии (М. Вертгеймер) (18мин.)
- 6.11. Инсайт и принцип изоморфизма в гештальтпсихологии (В. Келер) (36мин.)
- 6.12. Проблема развития психики в гештальтпсихологии (К. Коффка) (36мин.)
- 6.13. Теория психологического поля (К. Левин) (18мин.)
- 6.14. Теория групповой динамики (К. Левин) (36мин.)
- 6.15. Экспериментальный метод в гештальтпсихологии (К. Левин) (18мин.)
- 6.16. Становление глубинной психологии (З. Фрейд) (36мин.)
- 6.17. Теория личности З. Фрейда (18мин.)
- 6.18. Механизмы психологической защиты в психоанализе (36мин.)
- 6.19. Основные этапы развития личности и становления характера в психоанализе (18мин.)
- 6.20. Аналитическая психология К. Юнга (36мин.)
- 6.21. Учение К. Юнга об архетипах в индивидуальном бессознательном (18мин.)
- 6.22. Типы личности по К. Юнгу (36мин.)
- 6.23. Индивидуальная психология (А. Адлер) (18мин.)
- 6.24. Развитие личности в теории А. Адлера (36мин.)
- 6.25. К. Хорни: чувство тревоги и "образ Я" как детерминанты развития личности (18мин.)
- 6.26. Психологическая защита и типология "невротических личностей нашего времени" (К. Хорни) (36мин.)
- 6.27. Э. Фромм: психология личности, общество и свобода (36мин.)
- 6.28. Э. Фромм о двух способах существования человека: "быть" или "иметь" (18мин.)
- 6.29. Интерперсональная теория психиатрии (Г. Салливан) (36мин.)
- 6.30. "Я-система" в теории личности Г. Салливана (18мин.)
- 6.31. Детский психоанализ (А. Фрейд) (36мин.)
- 6.32. Эго-психология и развитие личности (Э. Эриксон) (18мин.)
- 6.33. Исследование группового давления на личность (конформизм) (36мин.)
- 6.34. Влияние меньшинства на большинство (С. Московичи) (36мин.)
- 6.35. Основные подходы к изучению межгрупповых отношений в западной социальной психологии (36мин.)
- Тест: Основные школы психологии XX в. (92мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 7. Развитие научной психологии в России
Время прохождения 2292 минуты
- 7.1. Психологические идеи И. М. Сеченова (36мин.)
- 7.2. К. Д. Кавелин: национальная и индивидуальная психика в контексте культуры (36мин.)
- 7.3. Психологические идеи М. М. Троицкого (36мин.)
- 7.4. М. И. Владиславлев: взаимосвязь воли, воображения и нравственности (18мин.)
- 7.5. Психологические проблемы языкознания (А. А. Потебня) (36мин.)
- 7.6. Психологические аспекты христианской философии В. С. Соловьева (36мин.)
- 7.7. Психология как объективная естественная экспериментальная наука (Н. Я. Грот) (36мин.)
- 7.8. Г. И. Челпанов: экспериментальная психология сознания (18мин.)
- 7.9. А. Ф. Лазурский: исследование индивидуальных различий психики в естественном эксперименте (36мин.)
- 7.10. Экспериментальное изучение "психического мира" (Н. Н. Ланге) (18мин.)
- 7.11. Л. И. Петражицкий: психология эмоций как основа права и нравственности (36мин.)
- 7.12. Д. Н. Овсянико-Куликовский: психология художественного творчества (36мин.)
- 7.13. И. П. Павлов: учение о высшей нервной деятельности (18мин.)
- 7.14. Высшая нервная деятельность как основа индивидуальных различий психики (И. П. Павлов) (36мин.)
- 7.15. В. М. Бехтерев: рефлексология - объективная психология поведения (36мин.)
- 7.16. В. М. Бехтерев о проблемах психологии личности (18мин.)
- 7.17. Коллективная рефлексология (В. М. Бехтерев) (36мин.)
- 7.18. Психологические аспекты учения о доминанте (А. А. Ухтомский) (36мин.)
- 7.19. Физиология построения движений и поведение (Н. А. Бернштейн) (18мин.)
- 7.20. Реактология как наука о поведении (К. Н. Корнилов) (18мин.)
- 7.21. Г. Г. Шпет: язык, мышление и самосознание (36мин.)
- 7.22. Этапы развития педологии в нашей стране (36мин.)
- 7.23. П. П. Блонский: биогенетический подход к проблеме психического развития человека (18мин.)
- 7.24. А. Б. Залкинд: социогенетический подход к проблеме психического развития человека (36мин.)
- 7.25. М. Я. Басов: психология человека как активного деятеля (18мин.)
- 7.26. Л. С. Выготский: перестройка психологии на основе марксизма (36мин.)
- 7.27. Учение о высших психических функциях Л. С. Выготского (36мин.)
- 7.28. Культурно-историческая теория о развитии психики в онтогенезе (18мин.)
- 7.29. Л. С. Выготский о зоне ближайшего развития, соотношении обучения и развития (36мин.)
- 7.30. Влияние мышления и речи на психическое развитие ребенка (Л. С. Выготский) (18мин.)
- 7.31. Организованность детских коллективов (А. С. Залужный) (36мин.)
- 7.32. Психология вожачества в детском коллективе (Е. А. Аркин) (36мин.)
- 7.33. Воспитание личности в коллективе (А. С. Макаренко) (36мин.)
- 7.34. Становление отечественной психотехники (И. Н. Шпильрейн) (18мин.)
- 7.35. В. Н. Мясищев: синтез психологического, медицинского и патопсихологического понимания личности (36мин.)
- 7.36. Психофизиологическое направление в исследованиях личности (В. Н. Мясищев) (18мин.)
- 7.37. Б. Г. Ананьев: комплексный подход к изучению человека (36мин.)
- 7.38. Социально-психологический аспект изучения личности (Б. Г. Ананьев) (36мин.)
- 7.39. Вклад Б. Г. Ананьева в психологию чувственного познания, возрастную и педагогическую психологию (18мин.)
- 7.40. С. Л. Рубинштейн о методологических проблемах психологии (36мин.)
- 7.41. Теория детерминации психических явлений (С. Л. Рубинштейн) (18мин.)
- 7.42. Личность как субъект (С. Л. Рубинштейн) (36мин.)
- 7.43. А. Н. Леонтьев: разработка культурно-исторической теории психики (36мин.)
- 7.44. Психологическая структура деятельности (А. Н. Леонтьев) (18мин.)
- 7.45. Проблемы развития психики (А. Н. Леонтьев) (36мин.)
- 7.46. А. Р. Лурия: взаимосвязь личности и культуры (36мин.)
- 7.47. А. Р. Лурия - создатель нейропсихологии (18мин.)
- 7.48. Культурно-историческая теория памяти (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия) (36мин.)
- 7.49. Психология запоминания (А. А. Смирнов) (36мин.)
- 7.50. Б. М. Теплов - основоположник дифференциальной психофизиологии (18мин.)
- 7.51. Психология способностей и одаренности (Б. М. Теплов) (36мин.)
- 7.52. Соотношение общих и специальных способностей (Б. М. Теплов) (36мин.)
- 7.53. Психофизиологические основы индивидуальных различий (Б. М. Теплов) (18мин.)
- 7.54. А. В. Запорожец: психические процессы как ориентировка (36мин.)
- 7.55. П. Я. Гальперин: ориентировочная деятельность как предмет психологии (18мин.)
- 7.56. Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) (36мин.)
- 7.57. Б. Ф. Ломов: системный подход в психологии (18мин.)
- 7.58. Единство теории, практики и эксперимента в психологии (Б. Ф. Ломов) (36мин.)
- 7.59. Общение как проблема общей психологии (Б. Ф. Ломов) (18мин.)
- 7.60. В. В. Давыдов: теория содержательного обобщения в обучении (36мин.)
- 7.61. Д. Б. Эльконин: психология игры (36мин.)
- 7.62. Периодизация возрастного развития ребенка (Д. Б. Эльконин) (36мин.)
- 7.63. К. К. Платонов: динамическая функциональная структура личности (18мин.)
- 7.64. Л. И. Божович: формирование личности в детском возрасте (36мин.)
- 7.65. М. И. Лисина: развитие общения взрослых и детей (36мин.)
- 7.66. А. В. Петровский: теория деятельностного опосредования межличностных отношений (18мин.)
- 7.67. Потребность индивида быть личностью (А. В. Петровский) (36мин.)
- 7.68. Л. И. Уманский: организаторская деятельность и организаторские способности школьников (36мин.)
- 7.69. Параметрическая концепция коллектива (Л. И. Уманский) (54мин.)
- Тест: Развитие научной психологии в России (198мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 8. Становление новых направлений в психологии во второй половине XX в.
Время прохождения 537 минут
- 8.1. Причины зарождения и общая характеристика гуманистической психологии (18мин.)
- 8.2. Г. Олпорт: личность как открытая и саморазвивающаяся система (36мин.)
- 8.3. А. Маслоу: самоактуализирующаяся личность (18мин.)
- 8.4. Самоактуализация личности и общество (А. Маслоу) (36мин.)
- 8.5. К. Роджерс: конгруэнтность и самооценка личности (36мин.)
- 8.6. Основания недирективной психотерапии (К. Роджерс) (18мин.)
- 8.7. В. Франкл: логотерапия (36мин.)
- 8.8. Ж. Пиаже: генетическая психология (36мин.)
- 8.9. Детский эгоцентризм (Ж. Пиаже) (18мин.)
- 8.10. Стадии развития интеллекта (Ж. Пиаже) (36мин.)
- 8.11. Л. Кольберг: теория нравственного развития детей (18мин.)
- 8.12. Дж. Брунер: закономерности когнитивного развития детей (36мин.)
- 8.13. Зарождение и общая характеристика когнитивной психологии (36мин.)
- 8.14. У. Найссер: предмет и методы когнитивной психологии (18мин.)
- 8.15. Исследование интеллекта как комплексной развивающейся структуры в когнитивной психологии (36мин.)
- 8.16. Д. Келли: когнитивная теория личности (36мин.)
- Тест: Становление новых направлений в психологии во второй половине XX в. (54мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Новые издания по дисциплине "История психологии" и смежным дисциплинам
Время прохождения 54 минуты
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции22
Тесты8
Поделиться курсом
Подписка от 349 ₽/мес.
Курсы по теме:
Используют:
205
вузов
79
преподавателей
644
студента
Научная школа:
Московский государственный институт культуры (г. Химки)
Используют:
323
вуза
216
преподавателей
598
студентов
Мы используем cookie :)
ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Попробуйте личную
подписку от 349 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Более 10 000 учебников
Более 5000 курсов
Тесты и задания платформы
Образовательная платформа для университетов и колледжей. Предлагаем цифровой учебный контент и сервисы для эффективного образования.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 18.189.182.15
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
Название | Цена | Заказать |