Этот курс и более
11 492 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Используют:
149
учебных заведений
66
преподавателей
603
студента
Избранное
специалитет
бакалавриат
магистратура
аспирантура
3 зачетных единицы
108 академ/часов
6 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
Документы о прохождении курсов не выдаются. Преподаватели могут повысить квалификацию:
Документы о прохождении курсов не выдаются. Преподаватели могут повысить квалификацию:
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
В учебнике психологическая наука представлена в контекстах основных методологических подходов, специфики психологического знания и принципов психологии, изменения критериев научности и связи психологического объяснения с представлениями о ее предмете и методах исследования. Соотношение теории, закона и методов в психологии раскрывается на фоне динамики представленных в ней парадигм и обсуждения таких центральных проблем, как проблема кризиса (в разных вариантах ее осмысления), особенности психологического понимания и объяснения, стадиальность развития научного знания.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Педагогика, психология, социальная работа / Методы психологических исследованийДисциплины
Методологические основы психологии ,
Методологические аспекты современной психологии ,
Методологические основы современной психологии
Направления подготовки/Специальности/Профессии
Авторы
Лекции
Смирнов Сергей Дмитриевич
доктор психологических наук, профессор, заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Тема 1. Общие представления о методологии науки
Время прохождения 390 минут
- 1.1. Понятие метода в узком и широком смысле (33мин.)
- 1.2. Соотношение понятий науки, философии и мировоззрения (67мин.)
- 1.3. Виды и формы рефлексии научного знания (50мин.)
- 1.4. Структура методологического знания (уровни и подходы) (50мин.)
- 1.5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания (50мин.)
- 1.6. Понятие объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация) (33мин.)
- 1.7. Соотношение методологии и психологии. Значение психологического знания для методологии науки (67мин.)
- Тест: Глава 1. Общие представления о методологии науки. (38мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 2. История развития и современные представления о научном познании
Время прохождения 576 минут
- 2.1. Историческая относительность форм, средств, идеалов и норм научного познания (67мин.)
- 2.2. Субъективное и объективное знание в теориях познания (84мин.)
- 2.3. Позитивизм и его роль как методологического базиса наук на определенной ступени развития научного познания (67мин.)
- 2.4. Понятие парадигмы и научной революции по Т. Куну (50мин.)
- 2.5. Принцип фальсифицируемости гипотез в теории критического рационализма К. Поппера (84мин.)
- 2.6. И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения (50мин.)
- 2.7. Старые дихотомии в современных методологических подходах (134мин.)
- Тест: Глава 2. История развития и современные представления о научном познании (40мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 3. Специфика методологии психологии
Время прохождения 426 минут
- 3.1. Особенности психологического знания (50мин.)
- 3.2. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного (33мин.)
- 3.3. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную область знания (50мин.)
- 3.4. Рациональная и эмпирическая психология в истории становления психологии как науки (50мин.)
- 3.5. Ассоцианизм как первое направление психологии и психология сознания (67мин.)
- 3.6. Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии (100мин.)
- 3.7. Моделирующий подход в теории познания и в психологии (50мин.)
- Тест: Глава 3. Специфика методологии психологии (24мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 4. Причинность и детерминизм в методологии науки
Время прохождения 321 минута
- 4.1. Причинность как принцип научного объяснения (151мин.)
- 4.2. Зарождение представлений о психологической причинности (151мин.)
- Тест: Глава 4. Причинность и детерминизм в методологии науки (20мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 5. Идеалы рациональности и стадиальность развития науки
Время прохождения 518 минут
- 5.1. Переход к неклассической стадии развития науки (117мин.)
- 5.2. Постнеклассическая стадия развития науки (234мин.)
-
- 5.2.1. Новые подходы в понимании развития мира и организации научного знания (33мин.)
- 5.2.2. Постпозитивизм в философии науки (33мин.)
- 5.2.3. Постнеклассическая парадигма как определенная картина мира (50мин.)
- 5.2.4. Строительно-архитектурная и сетевая метафоры как языки описания идеалов научного знания; интегративные тенденции (67мин.)
- 5.2.5. Проблема децентрации субъекта в контексте изменения критериев научности (50мин.)
- 5.3. Предпосылки перехода к неклассическому идеалу рациональности в психологии (134мин.)
- Тест: Глава 5. Идеалы рациональности и стадиальность развития науки (32мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 6. Психология как самостоятельная наука
Время прохождения 495 минут
- 6.1. Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса (84мин.)
- 6.2. Структура и специфика психологических теорий (67мин.)
- 6.3. Психологические теории и пограничные области знания (50мин.)
- 6.4. Практика в противопоставлении психологической теории (151мин.)
- 6.5. Подходы к пониманию закона в психологии (117мин.)
- Тест: Глава 6. Психология как самостоятельная наука (26мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 7. Объяснение и понимание в психологии
Время прохождения 574 минуты
- 7.1. Методология "сверху" и "снизу" (67мин.)
- 7.2. Объяснение как функция научного познания (67мин.)
- 7.3. Проблема специфики объяснения в социогуманитарном знании (134мин.)
-
- 7.3.1. Надындивидуальный общественно-исторический опыт и опосредованность познания символическими формами (языком) (33мин.)
- 7.3.2. Аргументация отсутствия специфики социогуманитарного знания авторами дедуктивно-номологической модели (17мин.)
- 7.3.3. Отличия понимания от объяснения по линии используемых познавательных средств (33мин.)
- 7.3.4. Философия жизни: понимание в контексте "переживания" (50мин.)
- 7.4. Объяснение и обобщение (50мин.)
- 7.5. Систематизация Ж. Пиаже психологических объяснений (84мин.)
- 7.6. Редукционизм в психологических объяснениях как наследие картезианской постановки психофизической проблемы (134мин.)
-
- 7.6.1. Проблема детерминации психического в контексте деятельностного и культурно-исторического опосредствования сознания (33мин.)
- 7.6.2. Картезианское противопоставление души и тела как первичная основа редукционистских объяснений (17мин.)
- 7.6.3. Естественнонаучные основы психологии как альтернатива психофизиологическому редукционизму (50мин.)
- 7.6.4. Новые объяснения, старые редукции и путь комплексных исследований (33мин.)
- Тест: Глава 7. Объяснение и понимание в психологии (38мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 8. Понимание как оппозиция объяснению
Время прохождения 413 минут
- 8.1. Феноменология и герменевтика в оппозиции понимания как описания и как интерпретации (100мин.)
- 8.2. Проблема психологии понимания (84мин.)
- 8.3. Современные контексты "понимающей методологии" (167мин.)
- 8.4. Необходимо ли противопоставлять поиск смыслов установлению законов? (33мин.)
- Тест: Глава 8. Понимание как оппозиция объяснению (28мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 9. Кризис в психологии и перспективы общей методологии
Время прохождения 501 минута
- 9.1. От понятия кризиса к пониманию психологии как мультипарадигмальной науки (151мин.)
- 9.2. Теоретическая психология как оппозиция общей психологии (50мин.)
- 9.3. Теоретический мир психологии: закрытая или открытая система? (84мин.)
- 9.4. Методологический плюрализм и психология (184мин.)
- Тест: Глава 9. Кризис в психологии и перспективы общей методологии (32мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 10. деятельность как философская и психологическая категория
Время прохождения 601 минута
- 10.1. Деятельностное опосредствование (17мин.)
- 10.2. Соотношение понятий "взаимодействие", "отражение", "активность", "деятельность" (218мин.)
- 10.3. Теория деятельности как общепсихологическая парадигма (100мин.)
- 10.4. Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности) (33мин.)
- 10.5. Перспективы деятельностного подхода (84мин.)
- 10.6. Деятельность и общение (100мин.)
- Тест: Глава 10. Деятельность как философская и психологическая категория (48мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 11. Другие методологические изменения в понимании причинности и детерминации
Время прохождения 261 минута
- 11.1. Закон как составляющая психологической теории и как методологический аспект понимания детерминации (33мин.)
- 11.2. Проблема причинности в подходе С. Л. Рубинштейна (67мин.)
- 11.3. Методологический подход М. К. Мамардашвили (151мин.)
- Тест: Глава 11. Другие методологические изменения в понимании причинности и детерминации (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 12. Парадигмы и дихотомии в психологии
Время прохождения 579 минут
- 12.1. Психология описательная и объяснительная (134мин.)
- 12.2. Психологическое объяснение как экспериментально обосновываемое (151мин.)
- 12.3. Морфологическая и динамическая парадигмы (33мин.)
- 12.4. Гуманитарная парадигма (151мин.)
- 12.5. Гуманитарные горизонты новой психологии (84мин.)
- Тест: Глава 12. Парадигмы и дихотомии в психологии (26мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 13. Методологические принципы психологии
Время прохождения 562 минуты
- 13.1. Открытость системы принципов (50мин.)
- 13.2. Деятельностный подход в психологии и принцип активности (67мин.)
- 13.3. Принцип системности (167мин.)
- 13.4. Принцип развития (67мин.)
- 13.5. Принцип неопределенности (184мин.)
- Тест: Глава 13. Методологические принципы психологии (26мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 14. Психология в поиске новых парадигм
Время прохождения 455 минут
- 14.1. Изменение отношения к методу исследования (84мин.)
- 14.2. Гетерохронность идеалов рациональности в психологии (167мин.)
-
- 14.2.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая психология (67мин.)
- 14.2.2. Признаки постнеклассической научной парадигмы в современных психологических исследованиях (33мин.)
- 14.2.3. Ценностный аспект как характеристика психологического знания на постнеклассическом этапе психологии (67мин.)
- 14.3. Сетевая организация психологической науки (67мин.)
- 14.4. Критерии прогресса психологической науки (33мин.)
- 14.5. Эвристичность и спорность парадигмального подхода в методологии психологии (84мин.)
- Тест: Глава 14. Психология в поиске новых парадигм (20мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции387
Тесты14
Поделиться курсом
Подписка от 475 ₽/мес.
Курсы по теме:
Используют:
109
учебных заведений
40
преподавателей
345
студентов
Используют:
118
учебных заведений
47
преподавателей
456
студентов
Попробуйте личную
подписку от 475 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Образовательная платформа Юрайт - это цифровой контент, сервисы, данные для университетов и колледжей.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 216.73.216.52
Репутация и технологическое лидерство в цифровом образовании
Приглашаем на XVIII Зимнюю школу преподавателя 26-30 января 2026 г. Скидка до 1 декабря на платные форматы: получите УПК на 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
| Название | Цена | Заказать |
