Этот курс и более
11 129 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
ПСИХОЛИНГВИСТИКА
Используют:
141
вуз
68
преподавателей
474
студента
Избранное
бакалавриат
специалитет
магистратура
аспирантура
4 зачетных единицы
144 академ/часа
8 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
В курсе изложена история возникновения и развития психолингвистики, представлены ее важнейшие теоретические положения. В. П. Глухов — один из ведущих специалистов по проблеме формирования связной речи детей с речевой патологией — использовал собственный опыт научно-исследовательской работы, изучающей закономерности формирования речи детей в норме и при различных нарушениях речевого развития. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс адресован студентам факультетов специальной педагогики, общей и специальной психологии гуманитарных и педагогических вузов (академический бакалавриат), практикующим логопедам и коррекционным педагогам, педагогам и психологам, интересующимся вопросами психолингвистической теории речевой деятельности и закономерностей ее формирования и функционирования в процессах речевой коммуникации.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Педагогика, психология, социальная работа / Психология. Общие работыДисциплины
Психолингвистика ,
Языковые модели: психологические механизмы и технологии трансформации состояний ,
Введение в психолингвистику ,
Психолингвистические проблемы изучения языка ,
Социолингвистические и психолингвистические аспекты изучения языка ,
Психолингвистические основы речевого взаимодействия ,
Психолингвистические особенности речевой коммуникации ,
Основы психолингвистики в управлении конфликтом ,
Социо- и психолингвистика ,
Психолингвистические основы речевого воздействия текстов и их редактирование ,
Теория речевой деятельности ,
Основы психолингвистики ,
Психо- и социолингвистика ,
Теоретические и практические аспекты психолингвистических исследований ,
Психология речевой деятельности ,
Актуальные проблемы социо- и психолингвистики ,
Парадигма современного гуманитарного знания: культурология, социо- и психолингвистика ,
Парадигма современного гуманитарного знания: культурология, социо- и психолингвистика, прагматика ,
Психолингвистика в юридической практике ,
Основы теории речевой деятельности ,
Психолингвистические аспекты речевой деятельности ,
Психолингвистические аспекты теории языка ,
Психолингвистика текста
Направления подготовки/Специальности/Профессии
37.03.02 Конфликтология,
44.04.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.04.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01 Педагогическое образование,
39.03.01 Социология,
42.04.03 Издательское дело,
46.03.02 Документоведение и архивоведение,
37.05.01 Клиническая психология,
37.05.02 Психология служебной деятельности,
42.03.03 Издательское дело,
45.06.01 Языкознание и литературоведение,
40.04.01 Юриспруденция,
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование,
45.04.01 Филология,
45.04.02 Лингвистика,
37.04.01 Психология,
45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
37.03.01 Психология,
45.03.01 Филология,
45.03.02 Лингвистика,
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
42.03.02 Журналистика,
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,
45.05.01 Перевод и переводоведение,
09.03.03 Прикладная информатика,
09.03.01 Информатика и вычислительная техника,
02.03.01 Математика и компьютерные науки
44.04.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.04.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01 Педагогическое образование,
39.03.01 Социология,
42.04.03 Издательское дело,
46.03.02 Документоведение и архивоведение,
37.05.01 Клиническая психология,
37.05.02 Психология служебной деятельности,
42.03.03 Издательское дело,
45.06.01 Языкознание и литературоведение,
40.04.01 Юриспруденция,
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование,
45.04.01 Филология,
45.04.02 Лингвистика,
37.04.01 Психология,
45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
37.03.01 Психология,
45.03.01 Филология,
45.03.02 Лингвистика,
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
42.03.02 Журналистика,
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,
45.05.01 Перевод и переводоведение,
09.03.03 Прикладная информатика,
09.03.01 Информатика и вычислительная техника,
02.03.01 Математика и компьютерные науки
Свернуть
Еще 25
Авторы
Лекции
Глухов Вадим Петрович
кандидат педагогических наук, доктор филологических наук, доцент
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Раздел I. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Время прохождения 645 минут
- Тема 1. Определение психолингвистики как науки и сферы общественной практики (209мин.)
- Тема 2. История возникновения и развития психолингвистики (209мин.)
-
- 2.1. Психологические и лингвистические истоки психолингвистики (95мин.)
- 2.2. Вклад Л. С. Выготского и А. Р. Лурия в становление психолингвистики как науки (57мин.)
- 2.3. Возникновение психолингвистики как самостоятельной области научных знаний (57мин.)
- История возникновения и развития психолингвистики (32мин.)
- Тема 3. Основы психолингвистической теории (114мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Время прохождения 1048 минут
- Тема 4. Речевая деятельность как специфический вид деятельности человека (514мин.)
-
- 4.1. Определение понятия "речевая деятельность" (95мин.)
- 4.2. Основные положения психолингвистической теории речевой деятельности (38мин.)
- 4.3. Общая (фазная) структура речевой деятельности (76мин.)
- 4.4. Психологические механизмы речевой деятельности (57мин.)
- 4.5. Виды речевой деятельности (133мин.)
- 4.6. Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности (114мин.)
- Речевая деятельность как специфический вид деятельности человека (24мин.)
- Тема 5. Операционная структура речевой деятельности (190мин.)
-
- 5.1. Речевые действия в структуре речевой деятельности (57мин.)
- 5.2. Операциональный компонент речевой деятельности (19мин.)
- 5.3. Определение понятия "навык" (38мин.)
- 5.4. Речевое умение как способность к осуществлению речевой деятельности (76мин.)
- Операционная структура речевой деятельности (14мин.)
- Тема 6. Функции языка и речи в речевой деятельности (76мин.)
- Тема 7. Специфические особенности речевой деятельности (171мин.)
-
- 7.1. Биполярность речевой деятельности (38мин.)
- 7.2. Речевая деятельность как вид интеллектуальной деятельности (19мин.)
- 7.3. Речевая деятельность как языковая деятельность (19мин.)
- 7.4. Социальная природа речевой деятельности (38мин.)
- Практикум (57мин.)
- Специфические особенности речевой деятельности (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел III. ЯЗЫК КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Время прохождения 1460 минут
- Тема 8. Система языка и ее структурные особенности (304мин.)
- Тема 9. Понятие о знаках языка и их основных функциях (114мин.)
- Тема 10. Семантическая структура слова как знака языка (343мин.)
-
- 10.1. Определение категории "значение слова" (57мин.)
- 10.2. Материальный и идеальный носители значения слова (38мин.)
- 10.3. Соотношение и взаимосвязь значения и смысла слова как двух основных составляющих его семантики (57мин.)
- 10.4. Определение "понятия" как психолингвистической категории (38мин.)
- 10.5. Психологические закономерности овладения значением слова в онтогенезе (152мин.)
- Семантическая структура слова как знака языка (10мин.)
- Тема 11. Психолингвистическая характеристика текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации (609мин.)
-
- 11.1. Текст как универсальный знак языка и структурная единица процесса речевой коммуникации (76мин.)
- 11.2. Основные свойства текста, определяющие целостность и связность речевого сообщения (76мин.)
- 11.3. Текст как связное речевое высказывание (362мин.)
- 11.4. Прикладной аспект психолингвистического анализа текста в педагогической практике (38мин.)
- Практикум (57мин.)
- Психолингвистическая характеристика текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел IV. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПОРОЖДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
Время прохождения 865 минут
- Тема 12. Психолингвистические теории процесса порождения речи (438мин.)
-
- 12.1. Стохастические модели порождения речи (38мин.)
- 12.2. Модели непосредственно составляющих (57мин.)
- 12.3. Модели порождения речи на основе трансформационной грамматики (57мин.)
- 12.4. Когнитивные модели речепорождения (38мин.)
- 12.5. Психолингвистическая теория порождения речи в концепции Московской психолингвистической школы (38мин.)
- 12.6. Модель механизма порождения речевого высказывания по А. А. Леонтьеву (190мин.)
- Психолингвистические теории процесса порождения речи (18мин.)
- Тема 13. Психолингвистические теории восприятия речи (362мин.)
-
- 13.1. Теоретические концепции процессов восприятия и понимания речи (95мин.)
- 13.2. Механизм смыслового восприятия речевого высказывания (133мин.)
- 13.3. Общая психолингвистическая модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания (114мин.)
- Практикум (19мин.)
- Психолингвистические теории восприятия речи (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел V. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Время прохождения 2276 минут
- Тема 14. Виды и формы речи (628мин.)
-
- 14.1. Классификации видов и форм речи в психологии речи и психолингвистике (133мин.)
- 14.2. Формы внешней устной речи (152мин.)
- 14.3. Письменная речь как особый вид речевой деятельности (133мин.)
- 14.4. Психологическая и психолингвистическая характеристика письма и чтения как видов речевой деятельности (209мин.)
- Виды и формы речи (30мин.)
- Тема 15. Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности (628мин.)
-
- 15.1. Специфические особенности внутренней речи в интерпретации школы Л. С. Выготского. Этапы формирования внутренней речи в онтогенезе (57мин.)
- 15.2. Особенности структуры и семантики внутренней речи (171мин.)
- 15.3. Роль внутренней речи в познавательной интеллектуальной деятельности человека (95мин.)
- 15.4. Кодовые единицы внутренней речи (285мин.)
- Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности (10мин.)
- Тема 16. Единицы речи (190мин.)
- Тема 17. Основные положения теории речевой коммуникации в психологии речи и психолингвистике (723мин.)
-
- 17.1. Теоретические модели коммуникации (133мин.)
- 17.2. Речевая коммуникация как основная форма коммуникации в человеческом обществе (19мин.)
- 17.3. Психологическая и психолингвистическая характеристика деятельности общения (114мин.)
- 17.4. Онтогенез деятельности общения в детском возрасте (209мин.)
- 17.5. Определение категории "Дискурс" (38мин.)
- 17.6. Теория речевых актов (133мин.)
- Практикум (38мин.)
- Основные положения теории речевой коммуникации в психологии речи и психолингвистике (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел VI. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Время прохождения 819 минут
- Тема 18. Формирование речевой деятельности в онтогенезе (476мин.)
-
- 18.1. Периодизация речевого развития. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте (228мин.)
- 18.2. Общие психолингвистические закономерности усвоения языка детьми (114мин.)
- 18.3. Основные закономерности усвоения системы языка в процессе формирования речевой деятельности (133мин.)
- Формирование речевой деятельности в онтогенезе (10мин.)
- Закономерности овладения различными компонентами речевой (языковой) системы в онтогенезе (10мин.)
- Тема 19. Закономерности овладения различными компонентами речевой (языковой) системы в онтогенезе (247мин.)
-
- 19.1. Психологические закономерности овладения значением слова в онтогенезе (57мин.)
- 19.2. Особенности овладения детьми основными формами устной коммуникации (диалогической и монологической речью) (76мин.)
- 19.3. Теоретические концепции формирования языкового сознания в онтогенезе (95мин.)
- Практикум (19мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел VII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ
Время прохождения 1221 минута
- Тема 20. Определение психолингвистического эксперимента как метода исследования (266мин.)
-
- 20.1. Использование лингвистического эксперимента в психологических диагностических методиках (95мин.)
- 20.2. Невербальные экспериментально-психологические методики в психолингвистическом эксперименте и их диагностическое значение (133мин.)
- Определение психолингвистического эксперимента как метода исследования (12мин.)
- Методы психолингвистического исследования и психолого-педагогические технологии их использования в практике специально-педагогического и психологического обследования (10мин.)
- Тема 21. Методы психолингвистического исследования и психолого-педагогические технологии их использования в практике специально-педагогического и психологического обследования (894мин.)
-
- 21.1. Ассоциативный эксперимент (209мин.)
- 21.2. Оценка различных свойств речи говорящего с помощью метода семантического дифференциала (76мин.)
- 21.3. Метод построения семантических пространств (57мин.)
- 21.4. Метод дополнения языкового знака (завершения и восстановления речевого высказывания) (76мин.)
- 21.5. Лингвистические и психолингвистические методики исследования лексикона (лексический компонент языка) и уровня овладения семантикой слова как языкового знака (38мин.)
- 21.6. Метод прямого толкования слова (речевого высказывания) (38мин.)
- 21.7. Метод оценки понимания переносного смысла пословиц и метафор (Л. С. Выготский) (38мин.)
- 21.8. Метод толкования понятий (38мин.)
- 21.9. Метод классификации (19мин.)
- 21.10. Методы психолингвистического анализа диалогической и монологической речи (76мин.)
- 21.11. Методика оценки смыслосодержательной стороны текста (76мин.)
- 21.12. Автоматический анализ текста (114мин.)
- Практикум (38мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции22
Тесты21
Поделиться курсом
Подписка от 349 ₽/мес.
Курсы по теме:
Используют:
162
вуза
73
преподавателя
437
студентов
Научная школа:
Государственный университет управления (г. Москва)
Используют:
0
вузов
0
преподавателей
0
студентов
Мы используем cookie :)
ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Попробуйте личную
подписку от 349 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Более 10 000 учебников
Более 5000 курсов
Тесты и задания платформы
Образовательная платформа для университетов и колледжей. Предлагаем цифровой учебный контент и сервисы для эффективного образования.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 3.142.210.173
Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные
Приглашаем на Зимнюю школу преподавателя (27-31 января)
До 01.12 скидка 20% на повышение квалификации 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
Название | Цена | Заказать |