Этот курс и более
11 490 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
Используют:
72
учебных заведения
15
преподавателей
74
студента
Избранное
специалитет
бакалавриат
магистратура
2 зачетных единицы
72 академ/часа
4 часа в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
Документы о прохождении курсов не выдаются. Преподаватели могут повысить квалификацию:
Документы о прохождении курсов не выдаются. Преподаватели могут повысить квалификацию:
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
Содержание учебника объясняет закономерности восприятия произведения искусства, раскрывает малоизученные процессы художественного творчества. Автор исследует значение природной одаренности, роль приобретенных умений и навыков, место бессознательных и рациональных усилий в овладении языком искусства. Специальное внимание уделяется парадоксам творческого сознания художника: феномену «плавающей идентификации», способности одновременного сосуществования в разных ролевых ипостасях, метаморфозам художественной рефлексии. На большом материале истории искусства выявляется значение воображения, интуиции, памяти, воли как в процессе творчества, так и в процессе художественного восприятия. Учебник нового поколения в своем содержании совмещает учебно-образовательный и малоизвестный исследовательский материалы.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Гуманитарные науки / Искусствознание. История искусствПедагогика, психология, социальная работа / Психология. Общие работы
Дисциплины
Психология искусства ,
Психология творчества ,
Философские и психологические проблемы творчества ,
Психология искусства и художественного развития детей ,
Психология творческой деятельности ,
Психология художественного творчества ,
Психология восприятия и творчества ,
Философские и психологические аспекты творчества ,
Педагогические аспекты психологии искусства ,
Основы психологии в области искусства ,
Психология искусства и творчества
Направления подготовки/Специальности/Профессии
44.04.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.03.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
51.04.01 Культурология,
44.03.01 Педагогическое образование,
54.05.01 Монументально-декоративное искусство,
42.04.02 Журналистика,
44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
50.04.03 История искусств,
37.04.01 Психология,
37.03.01 Психология,
50.03.03 История искусств,
39.03.01 Социология,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
42.03.02 Журналистика,
54.05.03 Графика,
37.05.02 Психология служебной деятельности,
54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы,
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы,
54.03.01 Дизайн,
53.05.02 Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором,
53.05.01 Искусство концертного исполнительства,
51.04.02 Народная художественная культура,
51.03.03 Социально-культурная деятельность,
51.03.02 Народная художественная культура,
50.04.02 Изящные искусства,
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения,
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям),
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям),
42.04.04 Телевидение,
42.03.04 Телевидение
44.03.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
51.04.01 Культурология,
44.03.01 Педагогическое образование,
54.05.01 Монументально-декоративное искусство,
42.04.02 Журналистика,
44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
50.04.03 История искусств,
37.04.01 Психология,
37.03.01 Психология,
50.03.03 История искусств,
39.03.01 Социология,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
42.03.02 Журналистика,
54.05.03 Графика,
37.05.02 Психология служебной деятельности,
54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы,
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы,
54.03.01 Дизайн,
53.05.02 Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором,
53.05.01 Искусство концертного исполнительства,
51.04.02 Народная художественная культура,
51.03.03 Социально-культурная деятельность,
51.03.02 Народная художественная культура,
50.04.02 Изящные искусства,
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения,
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям),
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям),
42.04.04 Телевидение,
42.03.04 Телевидение
Свернуть
Еще 26
Авторы
Лекции
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Раздел I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА
Время прохождения 769 минут
- Глава 1. Становление психологии искусства (175мин.)
-
- 1.1. Психология искусства как междисциплинарное научное направле-ние (32мин.)
- 1.2. Зигмунд Фрейд: признание за психическим самостоятельного значения (32мин.)
- 1.3. Карл Юнг о природе коллективного бессознательного и его проявлении в искусстве (48мин.)
- 1.4. Роль психологических механизмов в сложении форм поэтического (А. Веселовский, А. Потебня, Л. Выготский) (48мин.)
- Контрольные вопросы и задания (16мин.)
- Глава 2. Психологические механизмы художественного творчества (175мин.)
- Глава 3. Основные закономерности художественного восприятия (159мин.)
- Глава 4. Личность художника как предмет психологического анализа (191мин.)
-
- 4.1. Влияние устойчивых состояний, сопровождающих творческий акт, на личность художника (16мин.)
- 4.2. Способность и потребность жить в вымышленных ролях (48мин.)
- 4.3. Проблема искренности и "оформленности" внутреннего переживания автора (32мин.)
- 4.4. Лабильность психики как результат высокой самоконцентрации (16мин.)
- 4.5. Одиночество как условие творчества (64мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Фундаментальные проблемы и основные понятия психологии искусства (38мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел II . ТВОРЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ХУДОЖНИКА: ИМПЕРАТИВЫ И ПАРАДОКСЫ
Время прохождения 2073 минуты
- Глава 5. Метаморфозы творческого "Я" художника (254мин.)
-
- 5.1. Диалог художника с предметом изображения (79мин.)
- 5.2. Власть выразительности натуры и власть внутреннего переживания художника (64мин.)
- 5.3. Преодоление субъективности в творческом акте как умение "разговорить натуру" (64мин.)
- 5.4. Расширение авторского "Я" как результат творческих практик (32мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Глава 6. Рождение произведения. Феномен художественной рефлексии (476мин.)
-
- 6.1. Вынашивание и кристаллизация художественного замысла (48мин.)
- 6.2. Рефлексия как развитие и самоисправление начальной художественной интуиции (48мин.)
- 6.3. Рефлексия как феномен "продуктивного раздвоения" сознания художника (64мин.)
- 6.4. Непосредственность и аналитичность в действии художественной рефлексии (32мин.)
- 6.5. От зрения к умозрению и обратно (64мин.)
- 6.6. Рефлексия в искусстве как добывание образов "нерефлективного" (16мин.)
- 6.7. Мир говорит через художника. Синонимичность природы и культуры (48мин.)
- 6.8. Рефлексия об общем замысле. Рефлексия о конкретных приемах (32мин.)
- 6.9. Рефлексия как "управление" воображением (32мин.)
- 6.10. Способность изображения к воспроизводству самого себя (32мин.)
- 6.11. Исчерпанность творческого замысла (48мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Глава 7. Художник и его двойник. Смысловые превращения в акте творчества (461мин.)
-
- 7.1. Инсценировка и идентификация (32мин.)
- 7.2. Фазы творчества как прохождение художника через серию идентификаций (48мин.)
- 7.3. Рядоположенность процессов самопознания и формотворчества у художника (16мин.)
- 7.4. "Я есть Другой". Феномен "плавающей идентификации" (64мин.)
- 7.5. Творческий акт художника как странствие, отвергающее конечные идентификации (79мин.)
- 7.6. Другой внутри нас. Стадия зеркала (64мин.)
- 7.7. Воображаемый образ себя. Самовосприятие и удвоение (32мин.)
- 7.8. Мораторий на чрезмерные самоидентификации как способ защиты целостности своего "Я" (48мин.)
- 7.9. Стадия зеркала и творческий эгоцентризм (32мин.)
- 7.10. Подлинность и имитация. Бесспорное и относительное в жизни и творчестве (32мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Глава 8. Художник как режиссер самого себя. Самонаблюдение и самокоррекция в акте творчества (191мин.)
- Глава 9. Феномен артистизма. Эстетико-психологические вариации художественной выразительности (588мин.)
-
- 9.1. Артистизм как созидание эффекта "повышенной жизни" (32мин.)
- 9.2. Артистизм как соблазн. Состязательность искусства и жизни (64мин.)
- 9.3. Артистизм созерцания и вчувствования (64мин.)
- 9.4. Игровое и глубоко сущностное (онтологическое) в артистическом переживании (95мин.)
- 9.5. Артистизм открытой формы. Магия недосказанного (64мин.)
- 9.6. Артистизм аффекта и дионисийства (95мин.)
- 9.7. Ценность артистического преображения мира как условие гуманизма искусства (127мин.)
- Контрольные вопросы (32мин.)
- Тест: Творческое сознание художника: императивы и парадоксы (72мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел III. Историческая психология в формах творческих практик
Время прохождения 1217 минут
- Глава 10. Человек в истории: психологические и художественные измерения (254мин.)
-
- 10.1. Школа "Анналов" и история ментальностей (95мин.)
- 10.2. Репрезентативность языка искусства для понимания ментальных процессов (48мин.)
- 10.3. "Психогенные" способности художественного (16мин.)
- 10.4. Психологическая функциональность и дисфункциональность элементов художественного языка (79мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Глава 11. Историческая психология и художественный процесс (127мин.)
-
- 11.1. Искусство как материал для реконструкции психической пластичности человека в истории (32мин.)
- 11.2. Опосредованность художественных качеств и антропологических свойств (32мин.)
- 11.3. Активность влияния художественного на психологическое (32мин.)
- 11.4. "Отрицание отрицания" как распространенный механизм модификации психического и художественного (16мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Глава 12. Биография художника как проблема социальной психологии (286мин.)
-
- 12.1. Взаимосвязь творческой и бытийной биографии художника (48мин.)
- 12.2. Зависимость творческих биографий от исторических эпох (32мин.)
- 12.3. Биографическое сознание эпохи и способы строительства собственной судьбы (48мин.)
- 12.4. Проблема возрастных стадий в жизни художника (48мин.)
- 12.5. Поколенческое сознание как фактор творчества (95мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Глава 13. Смысл творчества в интерпретации художника XX-XXI вв. (476мин.)
-
- 13.1. Ориентиры социальной психологии и изменение статуса художника в современном обществе (16мин.)
- 13.2. Неклассические тенденции в искусстве. Обращение языка искусства на самое себя (64мин.)
- 13.3. Споры относительно роли и предназначения творчества (64мин.)
- 13.4. Кризис художественной выразительности. Усиление эзотерики (48мин.)
- 13.5. Лабораторность и экспериментальность новых языков искусства как ответ на новые установки культуры (16мин.)
- 13.6. Феномен художественных стратегий. Намеренность и бескорыстность как разные ориентиры творчества (79мин.)
- 13.7. Диктат рынка приходит на смену диктату цензуры (16мин.)
- 13.8. Усилия по поиску метафорической емкости языка нового искусства (64мин.)
- 13.9. "Короткое дыхание" творчества, эпатажность, отказ от "долгих мыслей" (16мин.)
- 13.10. Смысловая проработка действительности. Творчество как "бросок в будущее" (79мин.)
- Контрольные вопросы (16мин.)
- Тест: Историческая психология в формах творческих практик (42мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции272
Тесты3
Поделиться курсом
Подписка от 465 ₽/мес.
Курсы по теме:
Используют:
55
учебных заведений
15
преподавателей
55
студентов
Используют:
51
учебное заведение
14
преподавателей
53
студента
Попробуйте личную
подписку от 465 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Образовательная платформа Юрайт - это цифровой контент, сервисы, данные для университетов и колледжей.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 216.73.216.41
Репутация и технологическое лидерство в цифровом образовании
Приглашаем на XVIII Зимнюю школу преподавателя 26-30 января 2026 г. Скидка до 1 декабря на платные форматы: получите УПК на 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
| Название | Цена | Заказать |
