Этот курс и более
11 129 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Используют:
418
вузов
310
преподавателей
3.8K
студентов
Избранное
бакалавриат
специалитет
магистратура
аспирантура
4 зачетных единицы
144 академ/часа
8 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
Учебник «Психология развития и возрастная психология» представляет собой развернутый курс по одноименной дисциплине, разработанный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования четвертого поколения. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным. После каждой главы есть вопросы и задания, приводятся списки литературы. В приложении дана возрастная периодизация с характеристикой каждого этапа. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов вузов, изучающих возрастную психологию.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Педагогика, психология, социальная работа / Психология развития и возрастная психологияДисциплины
Возрастная психология ,
Психология ,
Психология развития и возрастная психология ,
Психология (включая основы социальной психологии) ,
Психология развития ,
Основы психологии ,
Взрослость и зрелость в психологии развития ,
Общая и возрастная психология ,
Психология вокруг нас ,
Социальная возрастная психология ,
Введение в психологию ,
Современные проблемы психологии развития ,
Современные теории психологии развития ,
История возрастной психологии ,
Психология с практикумом ,
Психология развития и возрастная психология с практикумом ,
Возрастная психология взрослых ,
Методологические основы психологии развития ,
Общая психология и психология развития ,
Возрастная психология и психология развития ,
Психология молодежных субкультур ,
Теоретические и методологические проблемы современной психологии развития ,
Избранные проблемы психологии развития ,
Возрастная психология и управление конфликтом ,
Современные технологии ,
Психология молодежной субкультуры ,
Основы возрастной психологии ,
Психология развития детей младенческого и раннего возраста ,
Культурно-историческая и субъектно-деятельностная парадигма в психологии развития ,
Возрастная психология. Общие вопросы ,
Современные проблемы детской и возрастной психологии ,
Основы общей и возрастной психологии ,
Современные тенденции и закономерности психологии развития ,
Психология (включая психологию журналистики)
Направления подготовки/Специальности/Профессии
44.03.01 Педагогическое образование,
44.04.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.03.01.11 Педагогическое образование (Музыка),
44.03.01.12 Педагогическое образование (Начальное образование),
44.03.01.13 Педагогическое образование (Обществознание, экономика, право),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.03.01.15 Педагогическое образование (Технологии),
44.03.01.16 Педагогическое образование (Физика),
44.03.01.17 Педагогическое образование (Физическая культура),
44.03.01.18 Педагогическое образование (Химия),
44.04.01.01 Педагогическое образование (Безопасность жизнедеятельности),
44.04.01.02 Педагогическое образование (Биология),
44.04.01.03 Педагогическое образование (География),
44.04.01.04 Педагогическое образование (Дополнительное образование),
44.04.01.05 Педагогическое образование (Дошкольное образование),
44.03.01.10 Педагогическое образование (Математика),
44.04.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.04.01.08 Педагогическое образование (Информатика),
44.04.01.09 Педагогическое образование (История),
44.04.01.10 Педагогическое образование (Математика),
44.04.01.11 Педагогическое образование (Музыка),
44.04.01.12 Педагогическое образование (Начальное образование),
44.04.01.13 Педагогическое образование (Обществознание, экономика, право),
44.04.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.04.01.15 Педагогическое образование (Технологии),
44.04.01.16 Педагогическое образование (Физика),
44.04.01.17 Педагогическое образование (Физическая культура),
44.04.01.18 Педагогическое образование (Химия),
39.04.02 Социальная работа,
37.05.01 Клиническая психология,
37.05.02 Психология служебной деятельности,
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям),
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения,
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
39.03.01 Социология,
39.03.02 Социальная работа,
37.03.01 Психология,
37.04.01 Психология,
44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
37.03.02 Конфликтология,
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование,
37.06.01 Психологические науки,
44.07.02 Педагогика и психология девиантного поведения,
44.03.01.01 Педагогическое образование (Безопасность жизнедеятельности),
44.03.01.02 Педагогическое образование (Биология),
44.03.01.03 Педагогическое образование (География),
44.03.01.04 Педагогическое образование (Дополнительное образование),
44.03.01.05 Педагогическое образование (Дошкольное образование),
44.03.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.08 Педагогическое образование (Информатика),
44.03.01.09 Педагогическое образование (История)
44.04.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.03.01.11 Педагогическое образование (Музыка),
44.03.01.12 Педагогическое образование (Начальное образование),
44.03.01.13 Педагогическое образование (Обществознание, экономика, право),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.03.01.15 Педагогическое образование (Технологии),
44.03.01.16 Педагогическое образование (Физика),
44.03.01.17 Педагогическое образование (Физическая культура),
44.03.01.18 Педагогическое образование (Химия),
44.04.01.01 Педагогическое образование (Безопасность жизнедеятельности),
44.04.01.02 Педагогическое образование (Биология),
44.04.01.03 Педагогическое образование (География),
44.04.01.04 Педагогическое образование (Дополнительное образование),
44.04.01.05 Педагогическое образование (Дошкольное образование),
44.03.01.10 Педагогическое образование (Математика),
44.04.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.04.01.08 Педагогическое образование (Информатика),
44.04.01.09 Педагогическое образование (История),
44.04.01.10 Педагогическое образование (Математика),
44.04.01.11 Педагогическое образование (Музыка),
44.04.01.12 Педагогическое образование (Начальное образование),
44.04.01.13 Педагогическое образование (Обществознание, экономика, право),
44.04.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.04.01.15 Педагогическое образование (Технологии),
44.04.01.16 Педагогическое образование (Физика),
44.04.01.17 Педагогическое образование (Физическая культура),
44.04.01.18 Педагогическое образование (Химия),
39.04.02 Социальная работа,
37.05.01 Клиническая психология,
37.05.02 Психология служебной деятельности,
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям),
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения,
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
39.03.01 Социология,
39.03.02 Социальная работа,
37.03.01 Психология,
37.04.01 Психология,
44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
37.03.02 Конфликтология,
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование,
37.06.01 Психологические науки,
44.07.02 Педагогика и психология девиантного поведения,
44.03.01.01 Педагогическое образование (Безопасность жизнедеятельности),
44.03.01.02 Педагогическое образование (Биология),
44.03.01.03 Педагогическое образование (География),
44.03.01.04 Педагогическое образование (Дополнительное образование),
44.03.01.05 Педагогическое образование (Дошкольное образование),
44.03.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.08 Педагогическое образование (Информатика),
44.03.01.09 Педагогическое образование (История)
Свернуть
Еще 50
Авторы
Лекции
Шаповаленко Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, доцент
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Раздел I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Время прохождения 695 минут
- Глава 1. Предмет психологии развития и возрастной психологии. Теоретические и практические задачи (264мин.)
-
- 1.1. Характеристика психологии развития и возрастной психологии как науки (94мин.)
- 1.2. Постановка проблемы детерминации психического развития: от философии и биологии к психологии (38мин.)
- 1.3. Основные категории психологии развития и возрастной психологии (38мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (75мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Глава 2. Методы психологии развития и возрастной психологии (377мин.)
-
- 2.1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития (19мин.)
- 2.2. Метод наблюдения в возрастной психологии (38мин.)
- 2.3. Эксперимент как метод эмпирического исследования возрастных особенностей и проблем развития (38мин.)
- 2.4. Исследовательские стратегии в психологии развития: констатация и формирование (19мин.)
- 2.5. Вспомогательные методы исследования (38мин.)
- 2.6. Схема организации эмпирического исследования в психологии развития (57мин.)
- 2.7. Методы практической возрастной психологии (диагностические, консультативные, развивающие и коррекционные) (38мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (113мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Тест: Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел II. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Время прохождения 669 минут
- Глава 3. Становление возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки (226мин.)
-
- 3.1. Возникновение возрастной (детской) психологии как самостоятельной отрасли психологической науки (38мин.)
- 3.2. Начало систематического изучения детского развития (38мин.)
- 3.3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX - начале XX в. (75мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (57мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Глава 4. Теории детского развития первой трети XX века: постановка проблемы факторов психического развития (340мин.)
-
- 4.1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии (38мин.)
- 4.2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма (94мин.)
- 4.3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный (38мин.)
- 4.4. Психическое развитие ребенка: влияние среды (19мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (132мин.)
- Дополнительная литература (38мин.)
- Тест: Историческое становление возрастной психологии (32мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел III. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Время прохождения 1845 минут
- Глава 5. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход (340мин.)
- Глава 6. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона (302мин.)
- Глава 7. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития (340мин.)
- Глава 8. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения (358мин.)
-
- 8.1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения (19мин.)
- 8.2. Эволюция теории социального научения (19мин.)
- 8.3. Феномен научения через наблюдение, через подражание (57мин.)
- 8.4. Диадический принцип изучения детского развития (38мин.)
- 8.5. Изменение представлений о психологической природе ребенка (19мин.)
- 8.6. Социокультурный (экологический) подход (38мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (151мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Глава 9. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже (396мин.)
-
- 9.1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже (19мин.)
- 9.2. Концепция эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления ребенка (94мин.)
- 9.3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже (132мин.)
- 9.4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже (19мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (113мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Тест: Основные концепции психического развития человека (72мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел IV. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Время прохождения 1057 минут
- Глава 10. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л. С. Выготский (302мин.)
-
- 10.1. Происхождение и развитие высших психических функций (57мин.)
- 10.2. Специфика психического развития человека (57мин.)
- 10.3. Адекватный метод исследования психического развития человека (19мин.)
- 10.4. Взаимосвязь обучения и развития в онтогенезе (75мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (94мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Глава 11. Основные закономерности и принципы психического развития в онтогенезе: культурно-историческая парадигма (340мин.)
-
- 11.1. Источники, движущие силы и условия психического развития: естественнонаучная и культурно-историческая парадигмы (57мин.)
- 11.2. Основные принципы психического развития в онтогенезе (94мин.)
- 11.3. Психический дизонтогенез как модель нарушенного развития при неблагоприятных органических условиях (предпосылках) (19мин.)
- 11.4. Депривированное психическое развитие как модель нарушенного развития в неблагоприятных внешних условиях (38мин.)
- 11.5. Самосознание как фактор развития личности в онтогенезе (57мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (57мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Глава 12. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе (340мин.)
-
- 12.1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен (57мин.)
- 12.2. Категория "психологический возраст" и проблема периодизации детского развития в работах Л. С. Выготского (57мин.)
- 12.3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д. Б. Эльконина (75мин.)
- 12.4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития (38мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (75мин.)
- Дополнительная литература (38мин.)
- Тест: Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе в российской психологии (38мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел V. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Время прохождения 4333 минуты
- Глава 13. Младенчество (528мин.)
-
- 13.1. Новорожденность (0-2 месяца) как кризисный период (132мин.)
- 13.2. Младенчество как период стабильного развития (38мин.)
- 13.3. Развитие общения и речи (57мин.)
- 13.4. Развитие восприятия и интеллекта (57мин.)
- 13.5. Развитие двигательных функций и действий с предметами (57мин.)
- 13.6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни (38мин.)
- 13.7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года (19мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (113мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Глава 14. Раннее детство (472мин.)
-
- 14.1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым (19мин.)
- 14.2. Развитие предметной деятельности (57мин.)
- 14.3. Зарождение новых видов деятельности (38мин.)
- 14.4. Познавательное развитие ребенка (19мин.)
- 14.5. Развитие речи (75мин.)
- 14.6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве (57мин.)
- 14.7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет (38мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (151мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Глава 15. Дошкольное детство (490мин.)
-
- 15.1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте (19мин.)
- 15.2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста (132мин.)
- 15.3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная) (38мин.)
- 15.4. Познавательное развитие (94мин.)
- 15.5. Общение со взрослыми и сверстниками (38мин.)
- 15.6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие (38мин.)
- 15.7. Характеристика кризиса дошкольного детства (19мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (94мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Глава 16. Младший школьный возраст (472мин.)
-
- 16.1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению (57мин.)
- 16.2. Адаптация к школе (19мин.)
- 16.3. Ведущая деятельность младшего школьника (151мин.)
- 16.4. Основные психологические новообразования младшего школьника (57мин.)
- 16.5. Кризис отрочества (предподростковый) (19мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (170мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Глава 17. Подростковый возраст (отрочество) (528мин.)
-
- 17.1. Социальная ситуация развития (57мин.)
- 17.2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте (75мин.)
- 17.3. Специфические особенности психики и поведения подростков (57мин.)
- 17.4. Особенности общения со взрослыми (19мин.)
- 17.5. Психологические новообразования подросткового возраста (19мин.)
- 17.6. Развитие личности и кризис перехода к юности (113мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (151мин.)
- Дополнительная литература (38мин.)
- Глава 18. Взросление: юность (434мин.)
-
- 18.1. Юность как психологический возраст (38мин.)
- 18.2. Социальная ситуация развития (57мин.)
- 18.3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте (57мин.)
- 18.4. Интеллектуальное развитие в юности (38мин.)
- 18.5. Развитие личности (94мин.)
- 18.6. Общение в юности (38мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (94мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Глава 19. Взрослость: молодость и зрелость (585мин.)
-
- 19.1. Взрослость как психологический период (57мин.)
- 19.2. Проблема периодизации взрослости (38мин.)
- 19.3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости (19мин.)
- 19.4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости (208мин.)
- 19.5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости (57мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (189мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Глава 20. Взрослость: старение и старость (660мин.)
-
- 20.1. Старость как биосоциопсихологическое явление (19мин.)
- 20.2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем (19мин.)
- 20.3. Теории старения и старости (57мин.)
- 20.4. Проблема возрастных границ старости (38мин.)
- 20.5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости (75мин.)
- 20.6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости (94мин.)
- 20.7. Личностные особенности в старости (113мин.)
- 20.8. Познавательная сфера в период старения (94мин.)
- Вопросы и задания для самоконтроля (132мин.)
- Дополнительная литература (19мин.)
- Тест: Онтогенетическое психическое развитие человека: возрастные ступени (106мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции22
Видео5
Тесты5
Задания20
Поделиться курсом
Подписка от 349 ₽/мес.
Курсы по теме:
Используют:
0
вузов
0
преподавателей
0
студентов
Используют:
189
вузов
66
преподавателей
691
студент
Мы используем cookie :)
ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Попробуйте личную
подписку от 349 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Более 10 000 учебников
Более 5000 курсов
Тесты и задания платформы
Образовательная платформа для университетов и колледжей. Предлагаем цифровой учебный контент и сервисы для эффективного образования.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 18.224.65.198
Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные
Приглашаем на Зимнюю школу преподавателя (27-31 января)
До 01.12 скидка 20% на повышение квалификации 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
Название | Цена | Заказать |