Этот курс и более
11 490 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
ПСИХОСЕМАНТИКА
Используют:
56
учебных заведений
22
преподавателя
107
студентов
Избранное
бакалавриат
аспирантура
3 зачетных единицы
108 академ/часов
6 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
Документы о прохождении курсов не выдаются. Преподаватели могут повысить квалификацию:
Документы о прохождении курсов не выдаются. Преподаватели могут повысить квалификацию:
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
В курсе описываются и сопоставляются основные модельные описания психологии субъективной семантики и психосемантики. Суть методов психосемантики заключается в оценке испытуемым значений стимулов с помощью других значений и их систем. Поэтому в курсе много внимания уделено описанию различных форм значений и систем значений, изложено 20 методов (с модификациями) исследования и описания различных стимулов и их значений. Для увеличения возможностей полной генерализации результатов представлены разработанные ранее и новые модели образа мира, психологическая категория «образ жизни», новая методологическая парадигма генерализации результатов в рамках дихотомии понятий «образ мира — образ жизни», краткий очерк понятия «сознание».
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Педагогика, психология, социальная работа / Психология. Общие работыДисциплины
Психосемантика ,
методы психосемантики в психолого-педагогическом исследовании ,
Психосемантические методы исследования личности ,
Основы психосемантики и построение психосемантического пространства ,
Основы психосемантики ,
Методы психосемантики
Направления подготовки/Специальности/Профессии
Авторы
Лекции
Серкин Владимир Павлович
доктор психологических наук, профессор
Задания
Серкин Владимир Павлович
доктор психологических наук, профессор
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Тема 1. Психосемантика как область современной психологии
Время прохождения 222 минуты
- 1.1. Понятие о психосемантике (57мин.)
- 1.2. Моделирование в психологии субъективной семантики и в психосемантике (151мин.)
- Тест: Психосемантика как область современной психологии (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 2. Виды и системы значений
Время прохождения 900 минут
- 2.1. Виды и свойства значений (321мин.)
- 2.2. Системы значений (529мин.)
-
- 2.2.1. Виды систем значений (57мин.)
- 2.2.2. Семантические, категориальные и лексические системы значений слов (38мин.)
- 2.2.3. Ассоциативные и категориальные модели систем значений (38мин.)
- 2.2.4. Психологические проблемы разработки систем искусственного интеллекта как систем значений (94мин.)
- 2.2.5. Зависимость естественных систем значений от деятельностного контекста их функционирования (38мин.)
- 2.2.6. Этапы онтогенетического развития систем значений (246мин.)
- 2.2.7. Первое определение понятия "значение" (19мин.)
- Тест: Виды и системы значений (50мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 3. Образ мира
Время прохождения 987 минут
- 3.1. Понятие "образ мира" (170мин.)
- 3.2. Специфика образа мира профессионала (151мин.)
- 3.3. Психологические механизмы формирования образа мира (132мин.)
- 3.4. Новые модели и определения образа мира (453мин.)
-
- 3.4.1. О необходимости разработки новых моделей образа мира (19мин.)
- 3.4.2. Образ мира как продукт: деятельностная структура образа мира (113мин.)
- 3.4.3. Структура образа мира как процесса: брамфатура (38мин.)
- 3.4.4. Функциональная структура образа мира (76мин.)
- 3.4.5. Экспериментальныме исследования динамических характеристик образа мира на основе новых моделей (208мин.)
- 3.5. Шесть определений понятия "образ мира" (19мин.)
- 3.6. Полное определение понятия "значение" (38мин.)
- Тест: Образ мира (24мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 4. Индивидуальный образ жизни и его специфика
Время прохождения 409 минут
- 4.1. Необходимость введения психологического понятия "образ жизни" (19мин.)
- 4.2. Определение понятия "образ жизни". Структура образа жизни (57мин.)
- 4.3. Профессиональная специфика образа жизни (76мин.)
- 4.4. Изменения образа мира и образа жизни при переживании экстремальной ситуации (113мин.)
- 4.5. Взаимосвязь образа мира и образа жизни (132мин.)
- Тест: Индивидуальный образ жизни и его специфика (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 5. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики (методы исследования и моделирования значений и систем значений)
Время прохождения 1079 минут
- 5.1. Стимульный материал (57мин.)
- 5.2. Что за стимулом: восприятие и образ мира (19мин.)
- 5.3. Инструкции испытуемым (57мин.)
- 5.4. Наблюдение и беседа (57мин.)
- 5.5. Изображения или описания слов, ситуаций, состояний, отношений (19мин.)
- 5.6. Метод определения понятий (38мин.)
- 5.7. Метод сравнения (различения) (19мин.)
- 5.8. Методики классификации (38мин.)
- 5.9. Методы субъективного шкалирования (38мин.)
- 5.10. Ассоциативные эксперименты (264мин.)
- 5.11. Методы формирования понятий (38мин.)
- 5.12. Методики личностных конструктов (38мин.)
- 5.13. Метод семантического радикала ("детектор лжи") (19мин.)
- 5.14. Методы опосредствованного исследования значений (19мин.)
- 5.15. Микросемантический анализ (19мин.)
- 5.16. Методы контекстной и семантической реконструкции и конструирования (76мин.)
- 5.17. Контент-анализ глубинных семантических ролей (38мин.)
- 5.18. Методы сравнения и трансляции семантических описаний при обучении (38мин.)
- 5.19. Формирующие и обучающие психосемантические эксперименты (19мин.)
- 5.20. Лонгитюдные психосемантические эксперименты (19мин.)
- 5.21. Метод построения модели векторной направленности семантических описаний (57мин.)
- 5.22. Исследование словаря интрацептивных ощущений (38мин.)
- Тест: Методы психологии субъективной семантики и психосемантики (методы исследования и моделирования значений и систем значений) (40мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 6. Семантические дифференциалы
Время прохождения 973 минуты
- 6.1. Стандартный семантический дифференциал (94мин.)
- 6.2. Сравнение профилей оценки с использованием семантического дифференциала (19мин.)
- 6.3. Групповые универсалии оценки с использованием семантического дифференциала и пошаговый алгоритм их выделения (113мин.)
- 6.4. Использование статистических критериев для определения различий при психосемантическом оценивании (38мин.)
- 6.5. Выделение факторной структуры оценки с использованием семантического дифференциала (151мин.)
- 6.6. Выделение кластерной структуры оценки с использованием семантического дифференциала (38мин.)
- 6.7. Сопоставление метода семантических универсалий и методов математической редукции данных (76мин.)
- 6.8. Влияние аффективности на структуру семантического пространства (38мин.)
- 6.9. Применение семантического дифференциала (19мин.)
- 6.10. Специализированные семантические дифференциалы и алгоритм их разработки (264мин.)
-
- 6.10.1. Алгоритм разработки специализированных семантических дифференциалов (57мин.)
- 6.10.2. Разработка и бланки специализированных семантических дифференциалов для оценки работы, профессии и профессионала (132мин.)
- 6.10.3. Описание разработки и бланк специализированного семантического дифференциала "Образ жизни" (19мин.)
- 6.10.4. Бланк семантического дифференциала для оценки представлений о времени (переживания времени) (38мин.)
- 6.11. Личностные семантические дифференциалы (38мин.)
- 6.12. Интерпретация, анализ, обобщение и использование результатов (76мин.)
- Тест: Семантические дифференциалы (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Тема 7. Проблемы разработки теории сознания
Время прохождения 477 минут
- 7.1. Очерк понятия "сознание" (94мин.)
- 7.2. Измененные состояния сознания (94мин.)
- 7.3. Проблемы построения теории сознания (113мин.)
- 7.4. Проблемы моделирования сознания методами психосемантики (19мин.)
- 7.5. Деятельностная теория сознания (132мин.)
- Тест: Проблемы разработки теории сознания (24мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 1. К определению зоны ближайшего развития форм значений
Время прохождения 38 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 2. Принципы деятельностной операционализации знаний при профессиональном обучении
Время прохождения 57 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 3. Восемь модификаций круга, используемых в экспериментах Е. Ю. Артемьевой и ее сотрудников, примеры оценок и ассоциаций
Время прохождения 38 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 4. 16-шкальный семантический дифференциал Е. Ю. Артемьевой
Время прохождения 19 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 5. Вопросы, которые задавались в ходе беседы о профессиональной деятельности
Время прохождения 19 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 6. Примеры бесед о профессиональной деятельности
Время прохождения 76 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 7. Бланк опроса для исследования специфики перцептивного мира
Время прохождения 19 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 8. Таблицы описания опыта новой деятельности
Время прохождения 132 минуты
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 9. Таблица "Предметная деятельность и выделенные испытуемыми параметры приобретенного...
Время прохождения 19 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 10. Бланк опроса для составления описания профессионально значимых и профессионально нейтральных понятий
Время прохождения 19 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 11. Таблица "Описания профессионально значимых и нейтральных стимулов, экспертная оценка,
Время прохождения 76 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 12. Вариант личностного семантического дифференциала
Время прохождения 19 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 13. Стандартный 25-шкальный бланк семантического дифференциала
Время прохождения 38 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 14. Бланк специализированного семантического дифференциала для оценки работы
Время прохождения 38 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 15. Бланк специализированного семантического дифференциала для оценки профессии
Время прохождения 38 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 16. Бланк специализированного семантического дифференциала для оценки профессионала
Время прохождения 38 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 17. Понятия и словосочетания, синонимичные, по мнению экспертов, понятию "образ жизни"
Время прохождения 19 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 18. Семантический дифференциал "Образ жизни"
Время прохождения 38 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 19. Бланк специализированного семантического дифференциала для оценки времени
Время прохождения 57 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 20. Униполярный личностный семантический дифференциал
Время прохождения 19 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 21. Примеры структуры первых семантических программ памяти
Время прохождения 57 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 22. Список дескрипторов глагольного семантического дифференциала
Время прохождения 19 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 23. Попытки построения невербальных семантических дифференциалов
Время прохождения 57 минут
Свернуть
Развернуть тему
Приложение 24. Елена Юрьевна Артемьева, ее работа и ее влияние
Время прохождения 76 минут
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции343
Тесты7
Задания1
Поделиться курсом
Подписка от 465 ₽/мес.
Курсы по теме:
Научная школа:
Пятигорский государственный университет (г. Пятигорск)
Используют:
98
учебных заведений
28
преподавателей
138
студентов
Попробуйте личную
подписку от 465 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Образовательная платформа Юрайт - это цифровой контент, сервисы, данные для университетов и колледжей.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 216.73.216.159
Репутация и технологическое лидерство в цифровом образовании
Приглашаем на XVIII Зимнюю школу преподавателя 26-30 января 2026 г. Скидка до 1 декабря на платные форматы: получите УПК на 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
| Название | Цена | Заказать |
