Этот курс и более
11 129 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Используют:
156
вузов
53
преподавателя
343
студента
Избранное
бакалавриат
магистратура
специалитет
аспирантура
4 зачетных единицы
144 академ/часа
8 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
В курсе отражены современные тенденции и новейшие данные, полученные в рамках исследования социальной психологии развития. Анализируются проблемы роли социальных институтов в процессе развития личности в детстве, отрочестве, юности и молодости в контексте возрастных задач социализации. Детально рассматриваются проблематика и основные направления социальной психологии развития как научно-практической области психологической науки. Особое внимание уделено первому тридцатилетию жизни человека как стадиям взросления. Изложены методы диагностической, коррекционной, развивающей работы специалиста в области социальной психологии развития на каждом возрастном этапе. Представлены этические требования к деятельности такого специалиста. Каждая тема курса сопровождается кратким резюме, списком введенных в ней терминов и понятий, а также перечнем рекомендуемой литературы, включающим основные фундаментальные работы по теме. Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Педагогика, психология, социальная работа / Психология развития и возрастная психологияДисциплины
Социальная психология ,
Социальная психология образования ,
Социальная психология развития ,
Социализация личности ребенка в системе начального образования ,
Социализация младшего школьника ,
Социальная психология и конфликты ,
Социальная психология и конфликты в образовании ,
Социальная психология и конфликтология ,
Социализация личности школьника ,
Социализация детей в дошкольном возрасте ,
Социализация личности младшего школьника ,
Социальная психология детства ,
Социальная психология личности ,
Психолого-педагогические основы социализации подростка ,
Социальная психология с практикумом ,
Проблемы социализации: история и современность ,
Социализация личности ,
Социальная психология личности и группы ,
Актуальные вопросы социализации младших школьников ,
Основы социальной психологии ,
Социализация и воспитание школьников в образовательной среде ,
Проблемы социализации личности в процессе образования ,
Социальная психология в образовательной сфере ,
Образовательное пространство и социализация личности ,
Социальные институты современного общества ,
Социальная психология в образовании ,
Социализация детей дошкольного возраста ,
Социальная психология. Общие вопросы ,
Социальная психология и основы конфликтологии ,
Социальные институты, процессы и технологии ,
Введение в социальную психологию ,
Введение с социальную психологию ,
Социальная психология и психология личности ,
Социальные институты и социальная структура современного общества ,
Психологические основы социализации личности ,
Проблемы психологии социализации личности ,
Психологические проблемы социализации личности ,
Семья как социальный институт ,
Семья как институт социализаций ,
Социализация детей и подростков ,
Образование в контексте социализации ,
Психолого-педагогическая поддержка социализации обучающихся ,
Социализация личности в образовании
Направления подготовки/Специальности/Профессии
37.04.02 Конфликтология,
44.03.01 Педагогическое образование,
44.03.01.04 Педагогическое образование (Дополнительное образование),
44.03.01.18 Педагогическое образование (Химия),
44.03.01.05 Педагогическое образование (Дошкольное образование),
44.03.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.08 Педагогическое образование (Информатика),
44.03.01.09 Педагогическое образование (История),
44.03.01.10 Педагогическое образование (Математика),
44.03.01.11 Педагогическое образование (Музыка),
44.03.01.12 Педагогическое образование (Начальное образование),
44.03.01.13 Педагогическое образование (Обществознание, экономика, право),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.03.01.15 Педагогическое образование (Технологии),
44.03.01.16 Педагогическое образование (Физика),
44.03.01.17 Педагогическое образование (Физическая культура),
37.03.02 Конфликтология,
44.03.01.03 Педагогическое образование (География),
44.03.01.02 Педагогическое образование (Биология),
44.03.01.01 Педагогическое образование (Безопасность жизнедеятельности),
37.06.01 Психологические науки,
44.04.01 Педагогическое образование,
44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
37.04.01 Психология,
37.03.01 Психология,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения,
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям),
37.05.02 Психология служебной деятельности,
37.05.01 Клиническая психология
44.03.01 Педагогическое образование,
44.03.01.04 Педагогическое образование (Дополнительное образование),
44.03.01.18 Педагогическое образование (Химия),
44.03.01.05 Педагогическое образование (Дошкольное образование),
44.03.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.08 Педагогическое образование (Информатика),
44.03.01.09 Педагогическое образование (История),
44.03.01.10 Педагогическое образование (Математика),
44.03.01.11 Педагогическое образование (Музыка),
44.03.01.12 Педагогическое образование (Начальное образование),
44.03.01.13 Педагогическое образование (Обществознание, экономика, право),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.03.01.15 Педагогическое образование (Технологии),
44.03.01.16 Педагогическое образование (Физика),
44.03.01.17 Педагогическое образование (Физическая культура),
37.03.02 Конфликтология,
44.03.01.03 Педагогическое образование (География),
44.03.01.02 Педагогическое образование (Биология),
44.03.01.01 Педагогическое образование (Безопасность жизнедеятельности),
37.06.01 Психологические науки,
44.04.01 Педагогическое образование,
44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
37.04.01 Психология,
37.03.01 Психология,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения,
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям),
37.05.02 Психология служебной деятельности,
37.05.01 Клиническая психология
Свернуть
Еще 29
Авторы
Лекции
Денисенкова Наталья Сергеевна
кандидат психологических наук
Авдеева Наталия Николаевна
кандидат психологических наук, доцент
Толстых Наталия Николаевна
доктор психологических наук, профессор
Воробьева Елена Вячеславовна
кандидат психологических наук
Кондратьев Михаил Юрьевич
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор
Пащенко Александр Константинович
кандидат психологических наук
Филиппова Елена Валентиновна
кандидат психологических наук, доцент
Ильин Валерий Александрович
доктор психологических наук, профессор
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Раздел I СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КАК НОВАЯ ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ
Время прохождения 955 минут
- Тема 1. Предмет и методы социальной психологии развития (503мин.)
-
- 1.1. Социальная психология развития: содержание и границы предметной области (114мин.)
- 1.2. Проблема развития в психологии (179мин.)
- 1.3. Методология и методы социальной психологии развития (179мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (32мин.)
- Предмет и методы социальной психологии развития (26мин.)
- Тема 2. Предметные координаты социальной психологии развития (374мин.)
-
- 2.1. Критериально-базовые феномены социально-психологического развития контактного сообщества (179мин.)
- 2.2. Отношения межличностной значимости (146мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (32мин.)
- Предметные координаты социальной психологии развития (20мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел II СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ РАЗНОГО ТИПА И ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ ИХ ЧЛЕНОВ
Время прохождения 2081 минута
- Тема 3. Концепция психосоциального баланса как интерпретационный ключ для оценки траектории развития общественных систем (390мин.)
-
- 3.1. Определение социальных институтов в контексте психосоциального подхода к проблеме развития (49мин.)
- 3.2. Ключевые составляющие социальной системы: личность, группа, социальный институт (16мин.)
- 3.3. Диалектика взаимодействия детской и институциональной витальностей как главная движущая сила процесса психосоциального развития (130мин.)
- 3.4. Проблема социализации с точки зрения психосоциальной концепции развития (49мин.)
- 3.5. Кризис идентичности общества: личностное и социальное измерения. Психосоциальная типология общественных систем (114мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (32мин.)
- Концепция психосоциального баланса как интерпретационный ключ для оценки траектории развития общественных систем (18мин.)
- Тема 4. Социальная психология развития социальных институтов как организаций (406мин.)
-
- 4.1. Модели развития организаций (65мин.)
- 4.2. Развитие индивида в организации (211мин.)
- 4.3. Развитие групп в организации. Командообразование (81мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (16мин.)
- Социальная психология развития социальных институтов как организаций (24мин.)
- Тема 5. Детский сад как институт социализации (195мин.)
- Тема 6. Школа как институт социализации (292мин.)
-
- 6.1. Становление школы как института социализации (97мин.)
- 6.2. Современные представления о социализации в российской школе (32мин.)
- 6.3. Социально-психологическое развитие в начальной школе (81мин.)
- 6.4. Социально-психологическое развитие в средней школе (32мин.)
- 6.5. Социально-психологическое развитие в старшей школе (16мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (16мин.)
- Школа как институт социализации (14мин.)
- Тема 7. Семья как институт социализации и развития личности (666мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Время прохождения 3547 минут
- Тема 8. Психология возрастной периодизации психологии человека (406мин.)
-
- 8.1. Проблема возраста (81мин.)
- 8.2. Подходы к периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии (81мин.)
- 8.3. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина (81мин.)
- 8.4. Социально-психологическая концепция периодизации личностного развития А. В. Петровского (130мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (16мин.)
- Психология возрастной периодизации психологии человека (14мин.)
- Тема 9. Социальная психология развития ребенка на ранних этапах онтогенеза (374мин.)
-
- 9.1. Пренатальный период (49мин.)
- 9.2. Основные линии развития в младенческом и раннем возрасте (32мин.)
- 9.3. Социальное развитие ребенка в первый год жизни (16мин.)
- 9.4. Социальные сигналы (16мин.)
- 9.5. Социальное узнавание (16мин.)
- 9.6. Социальные страхи (16мин.)
- 9.7. Социальное взаимодействие (16мин.)
- 9.8. Интерсубъективность (16мин.)
- 9.9. Привязанность (16мин.)
- 9.10. Измерение и классификация привязанности (16мин.)
- 9.11. Типы привязанности (16мин.)
- 9.12. Качество привязанности и развитие (16мин.)
- 9.13. Отец как объект привязанности (16мин.)
- 9.14. Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками (16мин.)
- 9.15. Возникновение и развитие общения со взрослым в младенческом возрасте (32мин.)
- 9.16. Развитие общения со сверстниками (16мин.)
- 9.17. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста (32мин.)
- 9.18. Просоциальное поведение (16мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (32мин.)
- Социальная психология развития ребенка на ранних этапах онтогенеза (22мин.)
- Тема 10. Социальная психология развития в дошкольном детстве (390мин.)
-
- 10.1. Общая характеристика возраста (32мин.)
- 10.2. Игровая деятельность (114мин.)
- 10.3. Социально-психологические аспекты взаимоотношений и взаимодействия ребенка и взрослого (81мин.)
- 10.4. Социально-психологические аспекты взаимоотношений и взаимодействия ребенка со сверстниками (65мин.)
- 10.5. Цифровая социализация в дошкольном детстве (65мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (32мин.)
- Социальная психология развития в дошкольном детстве (14мин.)
- Тема 11. Социальная психология развития в младшем школьном возрасте (698мин.)
-
- 11.1. Хроно-психологические границы возраста (65мин.)
- 11.2. Социальная ситуация развития (49мин.)
- 11.3. Личностные новообразования и задачи развития (49мин.)
- 11.4. Семья как фактор социализации младшего школьника (32мин.)
- 11.5. Учитель как фактор социализации младшего школьника (49мин.)
- 11.6. Сверстники как фактор социализации младшего школьника (97мин.)
- 11.7. Кино, телевидение, реклама, электронные информационные источники как факторы социализации (130мин.)
- 11.8. Формирование внутренней позиции школьника как основное направление социализации младшего школьника (81мин.)
- 11.9. Нравственное и нормативное развитие (114мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (32мин.)
- Социальная психология развития в младшем школьном возрасте (20мин.)
- Тема 12. Социальная психология развития в отрочестве и ранней юности (471мин.)
-
- 12.1. Общая социально-психологическая характеристика возраста (16мин.)
- 12.2. Социально-психологические особенности неформального взаимодействия подростков в общеобразовательной школе (114мин.)
- 12.3. Социально-психологические особенности ролевого и личностного влияния учителя на процессы группообразования и индивидуального развития в ученическом сообществе (16мин.)
- 12.4. Прямое и косвенное воздействие педагога (32мин.)
- 12.5. Стили руководства и педагогической работы учителя (65мин.)
- 12.6. Развитие авторитетных отношений и отношений межличностной значимости (49мин.)
- 12.7. Межличностные конфликты в средних и старших классах школы (49мин.)
- 12.8. Психологические аспекты организации совместной учебной деятельности школьников (97мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (16мин.)
- Социальная психология развития в отрочестве и ранней юности (16мин.)
- Тема 13. Социальная психология развития в молодости (1072мин.)
-
- 13.1. Хроно-психологические границы и содержание возраста (97мин.)
- 13.2. Кризисы молодости (97мин.)
- 13.3. Проблемы социализации современной молодежи (49мин.)
- 13.4. Социальная психология развития молодежных групп, общностей, объединений (406мин.)
- 13.5. Социально-психологические аспекты становления личности в молодости (374мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (32мин.)
- Социальная психология развития в молодости (18мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел IV АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Время прохождения 1772 минуты
- Тема 14. Диагностико-экспериментальный комплекс изучения отношений межличностной значимости (698мин.)
-
- 14.1. Социометрия (146мин.)
- 14.2. Референтометрия (81мин.)
- 14.3. Методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов (81мин.)
- 14.4. Методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе (32мин.)
- 14.5. Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы (114мин.)
- 14.6. Социально-психологическая модификация техники "репертуарных решеток" Дж. Келли (211мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (16мин.)
- Диагностико-экспериментальный комплекс изучения отношений межличностной значимости (14мин.)
- Тема 15. Использование методик социально-психологического исследования в дошкольном возрасте (227мин.)
-
- 15.1. Выявление положения ребенка-дошкольника в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими с помощью социометрии (методика "Два дома") (49мин.)
- 15.2. Изучение взаимоотношений ребенка-дошкольника с окружающими людьми с помощью проективных методов (146мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (32мин.)
- Использование методик социально-психологического исследования в дошкольном возрасте (12мин.)
- Тема 16. Психологические особенности организации и содержания воспитательно-коррекционной и развивающей работы (357мин.)
-
- 16.1. Коррекционно-развивающая работа с группами разного уровня социально-психологического развития (162мин.)
- 16.2. Личностно ориентированные коррекционные и развивающие программы социально-психологической работы (146мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (16мин.)
- Рекомендуемая литература (16мин.)
- Психологические особенности организации и содержания воспитательно-коррекционной и развивающей работы (12мин.)
- Тема 17. Математические методы определения достоверности изменения, взаимосвязи и влияния исследуемых параметров при анализе процессов развития (390мин.)
-
- 17.1. Определение достоверности изменения и различия социальных объектов (179мин.)
- 17.2. Определение влияния факторов, воздействующих на изменение социального объекта (49мин.)
- 17.3. Соотношение понятий "влияние" и "взаимосвязь" переменных (65мин.)
- 17.4. Прогнозирование изменений свойств социальных объектов во времени (32мин.)
- Резюме (16мин.)
- Термины, введенные в этой теме (49мин.)
- Рекомендуемая литература (16мин.)
- Математические методы определения достоверности изменения, взаимосвязи и влияния исследуемых параметров при анализе процессов развития (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Заключение. Профессионально-этические аспекты в деятельности специалистов по социальной психологии развития
Время прохождения 325 минут
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции22
Тесты17
Поделиться курсом
Подписка от 349 ₽/мес.
Курсы по теме:
Используют:
152
вуза
45
преподавателей
348
студентов
Используют:
42
вуза
10
преподавателей
48
студентов
Мы используем cookie :)
ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Попробуйте личную
подписку от 349 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Более 10 000 учебников
Более 5000 курсов
Тесты и задания платформы
Образовательная платформа для университетов и колледжей. Предлагаем цифровой учебный контент и сервисы для эффективного образования.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 18.190.160.6
Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные
Приглашаем на Зимнюю школу преподавателя (27-31 января)
До 01.12 скидка 20% на повышение квалификации 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
Название | Цена | Заказать |