Этот курс и более
11 129 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ
Используют:
130
вузов
62
преподавателя
686
студентов
Избранное
бакалавриат
магистратура
аспирантура
3 зачетных единицы
108 академ/часов
6 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
В учебнике рассматриваются общие методологические вопросы теории истории с Античности до наших дней. Особое внимание уделено методологическим исканиям в области истории в ХХ—ХХI вв.: квантитативная история, микроистория, историческая антропология, «постмодернистский вызов», «лингвистический поворот» и т.д. Учебник отличается широтой обзора современных исторических теорий и методов, часть из которых рассматривается в учебной литературе впервые. Материал изложен живо и интересно, огромная источниковая и историографическая база расширит кругозор студента и даст преподавателю много идей для составления собственных заданий. Преподаватель также найдет в практикуме к учебнику развернутый план семинаров с актуальными вопросами истории, историографии, методологии, заточенный на работу с текстами и обучение их критическому восприятию, что является основой гуманитарного образования.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Общественные науки / Теория и методика истории. АрхеологияДисциплины
Теория и методология истории ,
История и методология исторической науки ,
Методология истории ,
Философия истории ,
Основы учебно-исследовательской деятельности ,
Основы учебно-исследовательской деятельности студентов ,
Философия и методология истории ,
Актуальные проблемы методологии исторической науки ,
Основы философии истории ,
Методология истории современной России
Направления подготовки/Специальности/Профессии
46.06.01 Исторические науки и археология,
46.03.02 Документоведение и архивоведение,
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия,
46.03.01 История,
46.04.01 История,
44.03.01.18 Педагогическое образование (Химия),
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
44.03.01.17 Педагогическое образование (Физическая культура),
44.03.01.16 Педагогическое образование (Физика),
44.03.01.15 Педагогическое образование (Технологии),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.03.01.13 Педагогическое образование (Обществознание, экономика, право),
44.03.01.12 Педагогическое образование (Начальное образование),
44.03.01.11 Педагогическое образование (Музыка),
44.03.01.10 Педагогическое образование (Математика),
44.03.01.09 Педагогическое образование (История),
44.03.01.08 Педагогическое образование (Информатика),
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.03.01.05 Педагогическое образование (Дошкольное образование),
44.03.01.04 Педагогическое образование (Дополнительное образование),
44.03.01.03 Педагогическое образование (География),
44.03.01.02 Педагогическое образование (Биология),
44.03.01.01 Педагогическое образование (Безопасность жизнедеятельности),
44.03.01 Педагогическое образование,
51.03.02 Народная художественная культура
46.03.02 Документоведение и архивоведение,
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия,
46.03.01 История,
46.04.01 История,
44.03.01.18 Педагогическое образование (Химия),
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
44.03.01.17 Педагогическое образование (Физическая культура),
44.03.01.16 Педагогическое образование (Физика),
44.03.01.15 Педагогическое образование (Технологии),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.03.01.13 Педагогическое образование (Обществознание, экономика, право),
44.03.01.12 Педагогическое образование (Начальное образование),
44.03.01.11 Педагогическое образование (Музыка),
44.03.01.10 Педагогическое образование (Математика),
44.03.01.09 Педагогическое образование (История),
44.03.01.08 Педагогическое образование (Информатика),
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.06 Педагогическое образование (Изобразительное искусство),
44.03.01.05 Педагогическое образование (Дошкольное образование),
44.03.01.04 Педагогическое образование (Дополнительное образование),
44.03.01.03 Педагогическое образование (География),
44.03.01.02 Педагогическое образование (Биология),
44.03.01.01 Педагогическое образование (Безопасность жизнедеятельности),
44.03.01 Педагогическое образование,
51.03.02 Народная художественная культура
Свернуть
Еще 22
Авторы
Лекции
Ростовцев Евгений Анатольевич
кандидат исторических наук
Сиренов Алексей Владимирович
доктор исторических наук, член-корреспондент РАН
Малинов Алексей Валерьевич
профессор, доктор философских наук
Филюшкин Александр Ильич
доктор исторических наук, профессор
Федоров Сергей Егорович
доктор исторических наук
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Глава 1. Что такое история? История как наука
Время прохождения 572 минуты
- 1.1. Представления о сущности истории (объект и предмет исторических исследований). Историческая наука в системе гуманитарных и социальных наук (60мин.)
- 1.2. Философия истории (40мин.)
- 1.3. Сциентистский и культурологический подходы к историческому знанию (40мин.)
- 1.4. Общее и особенное в истории (40мин.)
- 1.5. Вопрос об альтернативности исторического процесса. Проблема моделирования истории (100мин.)
- 1.6. Проблема объективности и субъективности в изучении истории (40мин.)
- 1.7. Проблема познаваемости истории. История и истина (80мин.)
- 1.8. Гипотезы и теории в исторической науке (60мин.)
- 1.9. Историческое объяснение и понимание (60мин.)
- Контрольные вопросы и задания (20мин.)
- Рекомендуемая литература (40мин.)
- Тест: Что такое история? История как наука (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 2. Что такое история? История как гуманитарное знание
Время прохождения 430 минут
- 2.1. Типы и уровни исторического знания (120мин.)
- 2.2. Смысл и назначение истории (60мин.)
- 2.3. Социальная и культурная функции истории (60мин.)
- 2.4. История и память (40мин.)
- 2.5. Научно-популярная история и ее роль (40мин.)
- 2.6. История и информационный процесс (прагматический, аксиологический, семантический, синтаксический аспекты) (20мин.)
- 2.7. Этические аспекты в исторических исследованиях (40мин.)
- Контольные вопросы и задания (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: Что такое история? История как гуманитарное знание (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 3. Основные понятия теории и методологии истории
Время прохождения 646 минут
- 3.1. Принцип историзма (40мин.)
- 3.2. Исторический факт. Категории исторических фактов (60мин.)
- 3.3. Исторический источник (40мин.)
- 3.4. Источниковедение и историография как основа любого исторического исследования (40мин.)
- 3.5. Понятия и категории в историческом исследовании (60мин.)
- 3.6. Историческое пространство (60мин.)
- 3.7. Историческое время. Стадии развития (периодизация) исторического процесса (80мин.)
- 3.8. Исторический процесс. Объект и субъект исторического процесса. Движущие силы истории (80мин.)
- 3.9. Законы в истории (120мин.)
- Контрольные вопросы и задания (20мин.)
- Рекомендуемая литература (40мин.)
- Тест: Основные понятия теории и методологии истории (26мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 4. Основные методы изучения истории
Время прохождения 395 минут
- 4.1. Историко-критический метод (80мин.)
- 4.2. Конкретно-проблемный метод (40мин.)
- 4.3. Историко-типологический метод (40мин.)
- 4.4. Сравнительно-исторический метод (60мин.)
- 4.5. Количественный метод (60мин.)
- 4.6. Междисциплинарный подход (40мин.)
- Контрольные вопросы и задания (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Погребальный обряд как исторический источник (11мин.)
- Тест: Основные методы изучения истории (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 5. Формирование исторической науки от Античности до Нового времени включительно
Время прохождения 504 минуты
- 5.1. Основные этапы формирования исторического метода с древнейших времен до ХIX в.: античная цивилизация, Средние века, эпоха Возрождения, "век Просвещения" (120мин.)
- 5.2. Ранкеанская революция. Интеллектуальный климат эпохи. Формирование понятия историзма (100мин.)
- 5.3. Методическая школа (160мин.)
- 5.4. Исторический материализм как методологическая основа социалистической историографии ХХ века (60мин.)
- Контрольные вопросы и задания (20мин.)
- Рекомендуемая литература (20мин.)
- Тест: Формирование исторической науки от Античности до Нового времени включительно (24мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 6. Очерк развития исторического метода в западной историографии ХХ века
Время прохождения 806 минут
- 6.1. От Методической школы к Школе "Анналов". Проблема легитимности исторической науки в первой трети XX века (160мин.)
- 6.2. Новая историческая наука: Школа "Анналов" (I и II поколения) (180мин.)
- 6.3. Цивилизационный подход в теории и философии истории ХХ века и его влияние на методологию истории (120мин.)
- 6.4. Новые вызовы исторической науке. Проблема легитимности исторической науки во второй половине XX века (60мин.)
- 6.5. Постмодернистский вызов, лингвистический поворот и историческая наука (160мин.)
- 6.6. Новые проблемы и поля исследования: расширение "территории историка" во второй половине ХХ века (40мин.)
- Контрольные вопросы и задания (20мин.)
- Рекомендуемая литература (40мин.)
- Тест: Очерк развития исторического метода в западной историографии ХХ века (26мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 7. Методология российской исторической науки в XIX-ХХ веках. Формирование научных школ
Время прохождения 594 минуты
- 7.1. Методологические традиции в российской исторической науке. Формирование научных школ. Методологические традиции Московской и Петербургской школ (220мин.)
- 7.2. Историческая наука и ее методология в эпоху советского тоталитаризма (180мин.)
- 7.3. Россия и Запад: преодоление разрыва. Методологические дискуссии и центры влияния в советской и российской исторической науке последней трети XX века (140мин.)
- Контрольные вопросы и задания (20мин.)
- Рекомендуемая литература (40мин.)
- Тест: Методология российской исторической науки в XIX—ХХ веках. Формирование научных школ (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 8. Основные направления в современной исторической науке.
Время прохождения 758 минут
- 8.1. Политическая история (80мин.)
- 8.2. Социальная история (80мин.)
- 8.3. Экономическая история (60мин.)
- 8.4. Гендерная история (60мин.)
- 8.5. Военная история (20мин.)
- 8.6. Синергетическая парадигма в исторической науке (60мин.)
- 8.7. Устная история (60мин.)
- 8.8. Экологическая история (60мин.)
- 8.9. Квантитативная история (80мин.)
- 8.10. От исторического краеведения к Новой локальной истории (120мин.)
- Контрольные вопросы и задания (20мин.)
- Рекомендуемая литература (40мин.)
- Тест: Основные направления в современной исторической науке (18мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 9. Историческая антропология и связанные с ней научные направления
Время прохождения 474 минуты
- 9.1. Историческая антропология и смежные направления (140мин.)
- 9.2. Микроистория (40мин.)
- 9.3. История ментальностей (60мин.)
- 9.4. Историческая психология (60мин.)
- 9.5. Исторический структурализм (60мин.)
- 9.6. Просопографический подход в исторической науке (40мин.)
- Контрольные вопросы и задания (20мин.)
- Рекомендуемая литература (60мин.)
- Тест: Историческая антропология и связанные с ней научные направления (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 10. Изучение истории как изучение культуры
Время прохождения 494 минуты
- 10.1. Культурная антропология (40мин.)
- 10.2. История дискурсов и история понятий (80мин.)
- 10.3. Интеллектуальная история: предмет и содержание (40мин.)
- 10.4. Memory studies (80мин.)
- 10.5. Историческая политика и публичная история (60мин.)
- 10.6. Историческая герменевтика (120мин.)
- Контрольные вопросы и задания (20мин.)
- Рекомендуемая литература (40мин.)
- Тест: Изучение истории как изучение культуры (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Глава 11. Ремесло историка сегодня
Время прохождения 514 минут
- 11.1. Стандарты ремесла историка сегодня (120мин.)
- 11.2. Историческая эвристика (40мин.)
- 11.3. Библиографический поиск (60мин.)
- 11.4. Современные электронные библиотеки и базы данных (20мин.)
- 11.5. Археографический поиск и архивная эвристика (180мин.)
- 11.6. История в современном глобальном мире (40мин.)
- Контрольные вопросы и задания (20мин.)
- Рекомендуемая литература (40мин.)
- Тест: Ремесло историка сегодня (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции22
Видео2
Тесты11
Задания9
Поделиться курсом
Подписка от 349 ₽/мес.
Курсы по теме:
Научная школа:
Тюменский государственный университет (г. Тюмень)
Используют:
53
вуза
25
преподавателей
48
студентов
Используют:
56
вузов
10
преподавателей
75
студентов
Мы используем cookie :)
ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Попробуйте личную
подписку от 349 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Более 10 000 учебников
Более 5000 курсов
Тесты и задания платформы
Образовательная платформа для университетов и колледжей. Предлагаем цифровой учебный контент и сервисы для эффективного образования.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 3.133.140.88
Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные
Приглашаем на Зимнюю школу преподавателя (27-31 января)
До 01.12 скидка 20% на повышение квалификации 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
Название | Цена | Заказать |