Дело само собой не в самом короновирусе. Трансформация образования неразрывно связана с теми глобальными изменениями, которые происходят в нашем обществе при переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике. Наряду с цифровизацией самых разных взаимодействий, меняется и процесс между участниками образовательного процесса. Однако черная зима 2020 года резко ускорила темп событий.
Современное образование имеет дело с наиболее технически продвинутым поколением – с молодыми людьми, для которых использование виртуального пространства стало воздухом, не всегда ощущаемым, но совершенно необходимым для жизни. Оставшись дома в самоизоляции, молодые люди не утратили своих цифровых навыков, что и позволило переходить к дистанционному обучению.
Вслед за молодежью добровольно, а порой и принудительно переходят преподаватели. Крупнейшие образовательные платформы – «Юрайт» в высшем и среднем профессиональном образовании, LECTA и Учи.ру в школе, SkyEng в иностранных языках – становятся полем взаимодействия двух поколений – учеников и учителей. И первые начинают помогать вторым, переходить к новым формам учебы.
Существуют 4 условия, благодаря которым дистанционное обучение может быть реальным, а не на бумаге:
1) Цифровое равенство. Еще не по всей огромной территории страны доступен широкополосный интернет, позволяющий нужные скорости и объемы цифрового взаимодействия. Напомним, что право на интернет в декларациях ОБСЕ и других международных организаций трактуется как важная составляющая прав человека. Коронавирус заставил выйти на поверхность многие учебные заведения, в которых только один компьютер, да и тот в кабинете директора.
2) Цифровая грамотность (Digital Literacy Skills). Мы каждый день встречаем примеры, когда образовательное учреждение имеет все необходимые ресурсы, но преподаватели и студенты не информированы и не обучены их использовать. По опросу преподавателей высшей школы, 40–100% их коллег неуверенно пользуются цифровыми технологиями или вовсе их не используют. Юрайт и другие платформы проводят многочисленные вебинары с целью помочь преподавателям перейти на новые рельсы.
3) Трансформация учебного процесса. Недостаточно просто делать цифровыми инструментами те же вещи, которые делали раньше. Необходимо изменить практику взаимодействия. Например, семинарское обсуждение можно устроить в формате вебинара, а обмениваться комментариями и правками можно в онлайн режиме.
4) Аналитика цифровых следов. Каждое действие и даже бездействие пользователя информационной системы автоматически анализируется. На крупных платформах пользователей десятки и сотни тысяч, и статистика их виртуального поведения позволяет делать уникальные и обоснованные выводы, позволяющие заглянуть внутрь многих механизмов учебного процесса. Это называется доказательное образование. Раньше вода была просто водой, а со времен Левенгука у исследователей появился микроскоп, в котором видна удивительная и богатая жизнь. Также и с современным учебным процессом».
Больше общения, больше контакта, больше взаимодействия. Парадоксально, но коронавирус заставил нас измениться в сторону активных форм образования.