СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
СМОТРЕТЬ ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЮ
Министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков на заседании рабочей группы 27.03.2020 поручил организовать сбор информации об эффективности использования цифровых ресурсов различных библиотечных систем.
Предлагаем использовать данный рейтинг, который составлен на основе цифровых следов различной деятельности студентов и преподавателей на образовательной платформе «Юрайт» и показывает, сколько времени (в сутках) тот или иной вуз проводил свой учебный процесс на платформе с начала 2019-2020 учебного года.
При составлении рейтинга было проанализировано учебное поведение 129 666 студентов и 17 923 преподавателей из 836 организаций русскоязычного высшего образования России и Ближнего Зарубежья.
В показатель интегрированы самые разные виды активностей на образовательной платформе «Юрайт»:
• чтение, реферирование и обсуждение учебных текстов;
• просмотр образовательных видеоматериалов и выполнение видеозаданий;
• прослушивание аудиодорожек;
• прохождение адаптивного формирующего тестирования;
• учебное взаимодействие между студентами и преподавателями.
Юрайт.Статистика выпустила подобный рейтинг в преддверии приемной кампании 2020 года – мы считаем нашей социальной ответственностью дать ориентир абитуриентам. Поскольку дни открытых дверей отменены, а приемные комиссии вынуждены функционировать в дистанционном формате, наш рейтинг призван показать, где в России можно найти качественное цифровое высшее образование.
Данные исследования публикуются на условиях Creative Commons Attribution (CC BY) – свободное распространение с указанием авторства Юрайт.Статистика.
ТОП-10: лидеры активности в цифровом учебном процессе
Проанализируем табл. 1 (стр. 2) – лидеров активности.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Финансовый университет при Правительстве РФ и Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ) обеспечили свое цифровое лидерство за счет решения важной внутренней задачи – у трех университетов есть обширная филиальная сеть по всей стране, и интенсивная цифровизация позволяет обеспечивать единые образовательные стандарты «бренда». Соответственно, степень внедрения цифровых элементов учебного процесса закономерно высока, а экономические курсы платформы «Юрайт» позволяют полностью обеспечить запрос в качественной литературе.
Уральский государственный юридический университет (УрГЮУ) – ведущий юридический вуз, продолжающий оставаться ориентиром для отечественного юридического образования. Многолетнее сотрудничество УрГЮУ и Юрайта выразилось в издании многих работ университета на платформе и в успешных практиках включения юридических материалов в учебный процесс. То же можно сказать и про два других ведущих вуза данного направления – Российский государственный университет правосудия (РГУП) и Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) знаменит своей ролью в модернизации образовательных отношений. Именно ВШЭ стоял у истоков многих цифровых инноваций и сумел пройти длинный путь от небольшого экономического think tank до одного из крупнейших и дифференцированных исследовательских университетов. Заинтересованность студентов и преподавателей ВШЭ в образовательной платформе, вероятно, объясняется удобством сервисов и качеством предлагаемого контента.
Иркутский и Кубанский государственные университеты – примеры того, как можно достичь вершин представителям регионов. Быстрая адаптация к изменяющейся образовательной среде в сочетании с сильной корпоративной культурой и желанием администрации проводить реформы позволили им подняться на высокие ступени рейтинга. Цифровые следы показывают, что классические государственные университеты предпочитают переводить учебный процесс на платформу «Юрайт» по причине сбалансированного контента, охватывающего все направления подготовки бакалавров и магистров. Примеру ИГУ и КубГУ следуют многие другие региональные вузы, что показывает табл. 3 (стр. 4).
Наконец, замыкает десятку подмосковная Российская таможенная академия (РТА) – примечательный образец цифровой трансформации ведомственного вуза. Мы связываем попадание академии в десятку с процессами цифровизации налогово-таможенной сферы РФ, сказавшимися и на необходимости модернизации учебного процесса экономико-правовой подготовки таможенных служащих.
Государственные и негосударственные вузы
В отличие от устоявшегося стереотипа о низком качестве образования в негосударственных вузах данные Юрайт.Статистики (табл. 2, стр. 3) говорят о достаточно высокой цифровой активности отдельных образовательных учреждений.
Мы связываем этот факт со следующими обстоятельствами.
Во-первых, активные негосударственные вузы вынуждены остро конкурировать на образовательном рынке. Одним из важнейших преимуществ негосударственного высшего образования служит распространенность дистанционных форматов, максимально гибко учитывающих пожелания обучающихся.
Во-вторых, негосударственные вузы, как правило, меньше государственных и не обременены необходимостью многочисленных бюрократических согласований своего учебного процесса. Это позволяет оперативнее перестраиваться в кризисных условиях пандемии.
Наконец, в-третьих, негосударственные вузы имеют экономические возможности и стимулы к инвестициям в обеспечение учебного процесса качественными инструментами – такими, как образовательная платформа.
Региональный аспект
Региональный анализ рейтинга демонстрирует значительную дифференциацию как между различными федеральными округами, так и внутри них.
Мы специально вынесли за скобки Москву (табл. 4, стр. 5) и Санкт-Петербург (табл. 5, стр. 6), так как столичные вузы традиционно имеют преимущества наиболее сильных научно-образовательных школ и соответствующим образом лучше проявили себя в цифровой трансформации. Конечно, столичные вузы заняли не всю верхушку рейтинга, однако их лидирующие позиции представляются неоспоримыми.
Сильные позиции показывают университеты Центрального (табл. 12, стр. 13), Поволжского (табл. 7, стр. 8) и Сибирского (табл. 10, стр. 11) федеральных округов. Здесь всегда были крупные образовательные кластеры – в Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Томске, Омске, Новосибирске. Каждый кластер представляет собой ядро конкуренции и сотрудничества сильных вузов, которые соперничают за абитуриентов со столичными университетами.
Средние показатели Северо-Запада (табл. 8, стр. 9), Урала (табл. 11, стр. 12) и Дальнего Востока (табл. 6, стр. 7), на наш взгляд, можно объяснить инфраструктурными проблемами, связанными с замкнутостью местных научно-образовательных центров по географическим причинам. Здесь очевидная задача – втягивать удаленные университеты Сахалина, Мурманска, Сургута, Якутии, Калининграда в единое федеральное цифровое образовательное поле, стимулировать обогащение через обмен научно-методическими практиками и совместное цифровое творчество. Образовательная платформа «Юрайт» представляет уникальную площадку для подобного взаимодействия.
Зоной предстоящего образовательного развития можно назвать Южный (табл. 13, стр. 14) и Северо-Кавказский (табл. 9, стр. 10) федеральные округа. С одной стороны, как показывает рейтинг, цифровизация учебного процесса в южных регионах находится на начальной стадии. Но, с другой стороны, именно южные регионы имеют специфические демографические особенности, предполагающие более высокий приток молодых людей в сферу высшего образования. Перед местными университетами и региональными властями сегодня стоит важный вызов – пойти по пути решительной модернизации учебного процесса, предотвратить «утечку мозгов» в образовательные центры столиц и Поволжья. При неблагоприятном развитии южные регионы сильно отстанут в цифровой революции и потеряют наиболее выгодный человеческий капитал, поэтому важно осуществлять переход ускоренными темпами. В этом видна роль опорных центров – Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Владикавказа.
Отраслевой аспект
В отраслевом соотношении цифровая активность вузов крайне неравномерна, что в целом коррелирует с популярностью (непопулярностью) соответствующих отраслей у абитуриентов.
Это явление мы объясняем необходимостью конкуренции вузов за сильных абитуриентов в юридическом (табл. 20, стр. 21) и экономическом (табл. 19, стр. 20) образовании – там фактор цифровой трансформации учебного процесса уже оказал свое решающее влияние.
Технические (табл. 18, стр. 19) и педагогические (табл. 17, стр. 18) университеты составляют средний пласт – в них процесс цифровой трансформации начался, но преподаватели и студенты только начинают осваивать современные образовательные инструменты, платформы и сервисы. Во многом это связано с высоким средним возрастом профессорско-преподавательского состава в данных отраслях, а также с консервативной внутренней политикой многих вузов данных отраслей.
Менее других свою активность в цифровом учебном процессе демонстрируют медицинские (табл. 16, стр. 17) и аграрные (табл. 14, стр. 15) университеты, а также институты культуры (табл. 15, стр. 16). Это очевидным образом соотносится со специфическими формами образовательного процесса, предполагающими очное освоение определенных компетенций. Научиться хирургии, ветеринарии или балету дистанционным образом практически невозможно, однако и в этих отраслях есть большой резерв для перехода в цифровое образование за счет теоретических и междисциплинарных курсов.
Выводы
Образовательная система такой большой и разнородной страны, как Российская Федерация, не может перейти на цифровое высшее образование в один миг. Наш рейтинг очевидным образом подтверждает тезис о сложном и противоречивом процессе цифровизации, испытывающем многочисленные институциональные, методические и технические препятствия.
Однако пандемия коронавируса Covid-19 существенно подтолкнула высшее образование к дистанционным формам: лидеры уже имеют всю необходимую инфраструктуру, остальные вынуждены быстро подтягиваться и меняться.
Исследовательская команда Юрайт.Статистика начала активную работу по диагностированию цифровых процессов в российском образовании и готовит новые аналитические данные, которые будут предложены вниманию академического сообщества.
gred@urait.ru
Как сформировать отчет по статистике: смотреть