Показать виджеты
Скрыть виджеты
04 ноября 2024 активны на платформе
52 890 -49
Преподавателей
641 376 -362
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Юрайт.Статистика: Национальный рейтинг колледжей

Дата публикации
15 апреля 2020
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1301

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

 

СМОТРЕТЬ ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЮ

 

 

Национальный рейтинг активных колледжей — 2020

 

Исследовательская команда Юрайт.Статистика совместно с УМО среднего профессионального образования представляет национальный рейтинг колледжей, активных в цифровом учебном процессе. Этот рейтинг дополняет национальный рейтинг активных вузов, опубликованный ранее.

 

Данный рейтинг составлен на основе цифровых следов различной деятельности студентов и преподавателей на образовательной платформе «Юрайт» и показывает, сколько времени (в сутках) тот или иной колледж проводил свой учебный процесс на платформе с начала 2019—2020 учебного года.

 

Предлагаем использовать приведенные в рейтинге данные для различных отчетов и аналитических исследований в области нашего образования.

При составлении рейтинга было проанализировано учебное поведение 29 591 студентов и 9080 преподавателей из 1700 организаций русскоязычного среднего профессионального образования России и Ближнего Зарубежья.

 

В показатель интегрированы самые разные виды активностей на образовательной платформе «Юрайт»:

 

• чтение, реферирование и обсуждение учебных текстов;

•просмотр образовательных видеоматериалов и выполнение видеозаданий;

• прослушивание аудиодорожек;

• прохождение адаптивного формирующего тестирования;

• учебное взаимодействие между студентами и преподавателями.

 

Юрайт.Статистика выпустила подобный рейтинг в преддверии приемной кампании 2020 года — мы считаем нашей социальной ответственностью дать ориентир абитуриентам. Поскольку дни открытых дверей отменены, а приемные комиссии вынуждены функционировать в дистанционном формате, наш рейтинг призван показать, где в России можно найти качественное цифровое среднее профессиональное образование.

 

Оговоримся, что мы рассматривали только самостоятельные колледжи. Отделения среднего профессионального образования в составе университетов в рейтинг не включены.

Данные исследования публикуются на условиях Creative Commons Attribution (CC BY), что подразумевает свободное распространение с указанием авторства Юрайт.Статистика.

 

 

 

 

Региональный аспект

 

 

Уровень цифровизации колледжа сильно связан с размером населенного пункта. Так, большинство лидеров рейтинга представляют образовательные организации из городов с населением свыше 100 000 жителей. Например, в ТОП-10 (табл. 1, стр. 2) 6 колледжей представляют города-миллионники, а самое последнее 10 место у Нефтекамского педагогического колледжа (население города 130 000 человек).

 

Это можно объяснить технологически — в крупных городах налажена достаточная инфокоммуникационная инфраструктура, справляющаяся с задачами онлайн-обучения. В удаленных населенных пунктах с исключительно мобильным и спутниковым интернетом, периодическими сложностями с электроснабжением цифровое обучение наладить непросто.

Но есть и социально-экономическое обоснование — рынок труда в крупных городах рождает устойчивый спрос на цифровую компетентность выпускников системы профессионального образования. Это касается и сферы услуг, и промышленных предприятий для технических колледжей, и образования для педагогических колледжей. Для получения цифровой компетентности совершенно необходимы качественные цифровые инструменты учебного процесса — такие, как образовательная платформа «Юрайт».

 

Однако фактор крупных городов не порождает ожидаемого доминирования колледжей из Москвы (табл. 2 стр. 3) и Санкт-Петербурга (табл. 4 стр. 5). В ТОП-10 (табл. 1 стр. 2) мы видим лишь один петербургский Петровский колледж на 5-м месте. Подобные данные основаны на нескольких факторах.

 

Во-первых, нет серьезной академической мобильности — поступающие в колледжи предпочитают обучаться по месту своего жительства или в ближайшем образовательном центре, но не уезжают за пределы своего региона. Столицы не притягивают учеников колледжей так, как притягивают абитуриентов вузов.

 

Во-вторых, мы видим очевидную закономерность — чем сильнее в регионы университетский кластер, тем слабее колледжи. Вероятно, сильные вузы «перетягивают» к себе поток абитуриентов, тогда как в других регионах мощные колледжи успешно конкурируют за прием с вузами-середнячками.

 

Хорошие примеры — Алтайский край и Вологодская область. Если не брать во внимание АлтГУ и ВоГУ, остальные вузы этих регионов не очень активны в цифровой трансформации, что открыло значительные возможности для местных колледжей. Например, в активных колледжах Северо-Запада 6 позиций из 10 занимают вологодцы (4 Вологды и 2 Череповца: Вологодский аграрно-экономический колледж, Вологодский кооперативный колледж, Вологодский педагогический колледж, Вологодский колледж связи и информационных технологий, Череповецкий металлургический колледж, Череповецкий торгово-экономический колледж: табл. 7, стр. 8). В Сибири 3 позиции из 10 занимают барнаульцы (Алтайский промышленно-экономический колледж, Барнаульский государственный педагогический колледж, Алтайский государственный колледж: табл. 8, стр. 9).

Наконец, в-третьих, многое зависит от регионального руководства образовательной системой. Напомним, что в отличие от большинства вузов профессиональные организации подчиняются регионом. Если администрация субъекта федерации, губернатор лично уделяют должное внимание подготовке профессиональных кадров, эти усилия более чем заметны и выражаются в активном техническом, методическом, содержательном переосмыслении образовательных программ.

 

Соответственно, цифровизация образования в этих регионах происходит намного быстрее и через определенный период выражается в резком повышении конкурентоспособности местных работодателей — молодежь перестает «утекать» в мегаполисы и начинает работать на местную экономику и социальную сферу. Инвестиции в человеческий капитал окупаются через рост налоговых поступлений и сокращение безработицы.

 

Важная управленческая задача — эффективность финансовых затрат. Имеет смысл не столько административно навязывать определенные сервисы, а оказывать финансовую поддержку платформам и инструментам, выбранным самими преподавателями с учетом специфики своего предмета и своей аудитории.

 

Отметим в числе лидеров Красноярский (табл. 8 стр. 9), Пермский (табл. 6 стр. 7) и Ставропольский края (табл. 5 стр. 6), Ярославскую (табл. 10 стр. 11), Ростовскую (табл. 11 стр. 12) и Свердловскую области, Ханты-Мансийский автономный округ (табл. 9 стр. 10). На новый уровень выходят республики Чечня и Дагестан (табл. 5 стр. 6).

 

 

 

Отраслевой аспект

 

Изучение отраслевых рейтингов показывает высокую активность многопрофильных (табл. 12 стр. 13), педагогических (табл. 16 стр. 17), экономических (табл. 18 стр. 19) и технических (табл. 17 стр. 18) образовательных учреждений. Как мы показали выше, это во многом связано со спецификой рынка труда.

Приведем следующий пример. Текущий пандемический кризис наглядно демонстрирует, что среднее профессиональное педагогическое образование немыслимо без начальных компетенций в дистанционной работе. Напоминаем, «Юрайт-Академия» сейчас проводит активную программу повышения квалификации преподавателей по работе в дистанте. Цифровой характер обучения педагогических колледжей позволяет заранее готовить кадры к подобным форматам работы.

 

Что касается аграрных (табл. 13 стр. 14) и медицинских (табл. 15 стр. 16) колледжей, училищ культуры (табл. 14 стр. 15) и спорта (табл. 19 стр. 20), то для них более низкая цифровизация хорошо объяснима спецификой учебного процесса,. Но и в этих отраслях аналитика платформы демонстрирует отличный рост по всем показателям, прежде всего — в освоении медиаматериалов. В самом деле, лучше один раз услышать П.И. Чайковского, чем 10 раз про это прочитать. Мы планируем посвятить медиаактивности отдельное рейтинговое исследование.

 

 

Выводы

 

Национальный рейтинг активных колледжей продемонстрировал высокие региональные и отраслевые различия. Наша страна огромна и разнообразна, цифровизация профессионального образования везде идет различными темпами. Однако практически в каждом субъекте федерации есть колледжи-лидеры (табл. 20 стр. 21-24), образовательные практики которых логично брать за основу совершенствования региональной системы образования. Использование современного цифрового учебного контента и удобных сервисов через инвестирование в человеческий капитал открывает дорогу к экономическому росту регионов и отдельных муниципалитетов.

Исследовательская команда Юрайт.Статистика продолжает активную работу по изучению цифровых процессов в российском образовании и готовит новые рейтинги, которые будут предложены вниманию академического сообщества.

 

 

gred@urait.ru

 Как сформировать отчет по статистике: смотреть