Последней панельной дискуссией на Летней школе преподавателя 2020 стала беседа руководителей EdTech под общим названием «Партнерство EdTech с учебным заведением — от поставки услуг к решениям цифровой трансформации». Получилось своего рода подведение итогов: эксперты обсудили, в какую сторону стоит двигаться образовательным платформам, чего избегать и каким образом наладить действительно качественный контакт с преподавателями и студентами.
Сложившаяся ситуация оказалась вызовом для цифровых платформ.
Большинство оказалось к этому более-менее готовым, но мгновенное погружение в стрессовую среду четко указало на моменты, в которых материя трещит по швам. Это значит, что пора анализировать и укреплять слабые места.
Для начала спикеры выделили плюсы, которые подарил нам резкий переход в онлайн:
— понижение расходов на коммуникацию — нам больше не нужно тратить деньги и время на то, чтобы доехать до места ее осуществления;
— повышение мобильности коммуникации — благодаря онлайн-инструментам общение настраивается мгновенно;
— возможность устраивать мероприятия, вебинары с неограниченным количеством зрителей;
— потребность образования в цифровизации порождает стремительное развитие этой сферы;
— к старому формату мы уже не вернемся — взаимодействие с учебными заведениями однозначно изменится.
А главный минус — это то, что многие учебные заведения оказались не готовы к такому повороту структурно и технически. Далеко не все смогли смириться с тем, что с EdTech нужно работать уже сейчас. Но подобные проблемы редко бывают односторонними. Так ли все просто?
НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ПОМОГАТЬ
Да, педагоги были буквально выброшены в новую интерактивную реальность. И сейчас им очень тяжело. Многим кажется, что все инструменты, все платформы полностью готовы и оптимизированы — пользуйтесь, да и только. Но это не совсем так.
Эксперты сошлись во мнении, что инструменты для образования нуждаются в настройке. Технически они готовы к использованию, но без настройки и обкатывания пользовательских сценариев толку будет мало — скорее всего, такое пользование вызовет только стресс.
Таким образом, встает вопрос: какие конкретно шаги нужно предпринять EdTech, чтобы довольны были действительно все?
«Ключевая необходимость — возвращение к базовым вещам профессии, — комментирует Сергей Гиль, д. п. н., профессор, научный руководитель Национального чемпионата профессий и предпринимательских идей “Карьера в России”, — если EdTech хочет плодотворно сотрудничать с учебными заведениями, то нужно переходить на язык образования».
Также эксперт отмечает, что педагоги активны, когда дело касается взаимодействия со студентами, но и платформы должны быть адекватными и адаптироваться к тому, что может делать педагог.
«Не надо навязывать цифровые технологии педагогам. Иначе будет стресс и возвращение в состояние офлайна. Если EdTech не предложит гибкие и легкие решения для преподавателей, то окно возможностей будет потеряно», — подчеркнул спикер.
КАК ПРЕВРАТИТЬ ФОРМАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМ В РЕАЛЬНОЕ?
«Возникло множество новых сценариев взаимодействия с платформами. Почему они возникли? Потому что нашими системами до пандемии не пользовались. Да, подписывались, да, иногда заходили. Но что это такое — не знали. Подключение было формальным. Мы столкнулись с тем, что людей надо учить», — поделился мнением Иван Чернышев.
Пандемия решила проблему формального подключения, но только частично. Путь к истинному партнерству только начинается. Спикеры солидарны друг с другом:
нельзя просто дать доступ к платформе, а всю остальную работу заставить делать учебные заведения. И учебные заведения, и платформы должны работать на образование, сотрудничать, обмениваться мнениями и опытом. Именно тогда подключение действительно перейдет в статус реального.
ГОТОВЫ ЛИ ВУЗЫ ПАРТНЕРСТВОВАТЬ?
Годами сфера образования действовала по одному шаблону, а теперь возникла экстренная необходимость переключиться на что-то совершенно новое. Многие считают, что проблемой того, что переход на дается легко, является именно скепсис по отношению к любым изменениям. Но как и всегда, есть обратная сторона медали, которая видна только тем, кто находится по ту сторону образования, — преподавателям и студентам.
«Есть такая установка: или человек за будущее, или он за прошлое. Если мы эту установку не переключим на современную, то всегда найдутся те, что будет голосовать за устаревшие решения. Чтобы EdTech стал действительно нужным, необходимо менять атмосферу. Пандемия — это искусственный запрет на выход из дома. А нам нужна естественная среда для развития», — отметил Константин Костюк.
«Нет людей, которые не разбираются в IT; нет людей, которые не могут освоить электронное обучение. Есть люди, которым это на данный момент не интересно, это не совпадает с их текущими целями, — подчеркнул Алексей Дьяченко, — если людей насильственно заставлять обучаться в онлайне, то ничего, кроме отвращения, это не вызовет».
«Надо понимать, в каком состоянии находятся наши преподаватели. Они во фрустрации. На них свалилось огромное количество сервисов, и каждый нужно освоить. Преподаватели — не просто ядро образовательного процесса, а люди, от которых зависит все. И мы должны сделать так, чтобы они освоили и приняли наши сервисы», — резюмировала Дарья Гриц.
И это не конец дискуссии — это только ее начало. Далее эксперты поговорили о том, почему именно EdTech-платформы должны подстраиваться под преподавателей, а не наоборот, и почему именно гуманный, целостный подход — основа успешного сотрудничества.
Потому не пропустите полную запись дискуссии на «Юрайт.Академии» — это действительно те спикеры и те мнения, которые закладывают основу для дальнейшего роста и развития цифрового образования в России.