10 августа в рамках сотрудничества между Московским международным салоном образования и Экспертно-аналитическим центром «Научно-образовательная политика» прошел Большой открытый разговор с участием ректоров и врио ведущих российских вузов. Евгений Сженов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», обсудил с коллегами самое важное для вузов на сегодняшний день: Программу стратегического академического лидерства, взаимоотношения и консорциумы с наукой и бизнесом и, конечно, уроки пандемии, цифровую экосистему, социальную миссию университетов.
ВОПРОС: Как университеты будут реагировать на приоритеты наших граждан? Согласно недавнему опросу, это развитие возможностей образования «для всех», развитие образования в течение всей жизни, развитие онлайн-образования.
Максим Румянцев, ректор СФУ:
Предложенная статистика совпадает с нашей точкой зрения. Университеты сегодня должны стать тем местом, где люди будут получать все то, что они связывают с наукой и образованием, — этому способствует нацпроект «Образование». Мы недостаточно используем ресурсы ДПО — а это отличная возможность организовать обучение в течение всей жизни. Онлайн-образование — это тренд, пандемия показала, что у нас есть возможности проектировать это пространство, и эта сфера будет капитализироваться.
Олег Ястребов, ректор РУДН:
Государство дало фундаментальную возможность образования «для всех» — это ЕГЭ. Мы переподготавливаем выпускников советских и российских вузов, чтобы они могли получать новые компетенции и актуализировать навыки — это реализация второго приоритета. И что касается онлайн-образования, РУДН смотрит в этом направлении, но хочу сказать, что оффлайн-образование не исчезнет, просто будет все менее доступным.
Андрей Яковлев, врио ректора Томского политеха:
Это серьезные вызовы для развития просветительской модели — объяснять родителям, что нужно их детям. Часто запрос не может определяться общественным мнением. Сейчас выбор часто определяется информационной средой, и университет должен давать право на ошибку.
Елена Загайнова, ректор ННГУ :
Онлайн-формат удобен, он экономит время и деньги, особенно это касается старшего поколения. Мы готовы делать курсы дополнительного образования для каждой специальности, что касается второго приоритета. Отрадно видеть, что люди хотят учиться — мы готовы внедрять новые практики в образовательный процесс для тех, кто к нам приходит.
Владимир Стромов, ректор Тамбовского ГУ имени Г.Р. Державина:
Летом мы активно готовимся к новому учебному году, для нас это привычный ритм. Образование «для всех» — это важно и нужно, и мы разделяем эту социальную ответственность перед школьниками своего региона, взаимодействуем со всеми школами, ведем работу по повышению квалификации преподавательского состава школ и делаем университетские классы внутри школ.
Мы понимаем свою роль в повышении квалификации педагогических и медицинских работников — у нас резко выросло количество слушателей курсов ДПО, и мы будем расширять это направление.
Андрей Щербенок, директор Школы перспективных исследований ТюмГУ:
Если большинство респондентов говорят, что хотят образования «для всех», это указывает на то, что у нас есть проблемы на всех уровнях образования. Согласен с Андреем Яковлевым в том, что часто люди сами не могут сформулировать, чего хотят, а университеты должны тут взять на себя лидерскую интеллектуальную функцию, конкретизировать, что вообще такое образование «для всех», на всех уровнях.
ВОПРОС: Два приоритета нацпроекта «Наука», по мнению населения: возвращение России статуса центра мировой науки и поддержка молодых ученых. Какие задачи вы видите во взаимодействии с наукой в новом учебном году?
Максим Румянцев, ректор СФУ:
Пандемия запустила интересный процесс, связанный с цифровизацией, — прорабатываются сейчас вопросы цифровых исследований в интересах индустриальных партнеров, заказчиков образования и науки. Мы ориентированы на конкретные проекты, их запуск и реализацию.
Олег Ястребов, ректор РУДН:
Медицинские исследования сейчас стоят для нас в приоритете, наш университет сделал ставку на развитие исследований в области онкологии. Что касается развития науки в целом — мы с Ученым советом выделили 12 направлений научной деятельности, и по каждому поставлена задача сформировать консорциум с институтами Академии наук. Без большой науки университетам будет сложно продвигаться.
Андрей Яковлев, врио ректора Томского политеха:
У нас низкие проценты поддержки различных направлений. Сейчас нужно осуществить переход от конкретного направления, на которое мы были ориентированы изначально, к модели полного жизненного цикла не только в части образования и исследований, но и в части инженерии. Нужна культура открытости и сотрудничества — на изменение этой культуры мы делаем ставку.
Елена Загайнова, ректор ННГУ:
Что касается взаимодействия с РАН, у нас есть очень хорошие практики, и мы готовы ими поделиться. У нас прекрасно работает маленький элитный факультет, который готовит студентов непосредственно для Института прикладной физики с участием их преподавателей — в этом году он составил конкуренцию МФТИ. Но надо понимать, что РАНовские институты не так много запрашивают выпускников, хоть и ставят такую задачу. Есть взаимодействие не только с региональными, но есть и с московскими, и с питерскими институтами. Сейчас уделим больше внимания прикладной науке.
Владимир Стромов, ректор Тамбовского ГУ имени Г.Р. Державина:
Во-первых, мы много говорим о формах, но сейчас внимание надо уделять содержанию. Второй принцип — открытость на региональном (работа с губернатором над региональным НОЦ), федеральном и мировом уровнях. Из этого выносим третий принцип — инвентаризация, соотношение с актуальными мировыми темами. И четвертый принцип — кадры, привлечение молодых ученых, поскольку есть дефицит новых идей.
Андрей Щербенок, директор Школы перспективных исследований ТюмГУ:
В России слабо развита мобильность ученых и, как правило, однонаправлена. Если мы пытаемся играть мировую игру, мы должны понимать, что даже если вы подготовили хорошего аспиранта в своей лаборатории, он необязательно должен работать у вас дальше, он может поехать в другой университет, а к вам должен приехать человек из другого университета. Так развиваются связи, диалог разных научных школ. Так работает весь мир, и в этом есть смысл. Надо взаимодействовать с внешним миром и нанимать кадры из-за границы. Тогда наша наука получит надежную подпитку.
ВОПРОС: Что университет вынес из пандемии, и какие вызовы вы бы отметили на начало учебного года?
Максим Румянцев, ректор СФУ:
Благодаря этой истории университеты поняли, что, оказывается, они многое могут даже из того, что раньше считали своими слабыми сторонами. Наши профессиональные ресурсы и технологии легко подстраиваются под задачи образования. Мы сделали скачок к электронному документообороту, избавились от того, чего не жалко. Вызов — встраивание приобретенного в образовательный процесс и стабилизация.
Олег Ястребов, ректор РУДН:
Главный вызов в этом направлении — подготовка и запуск цифрового подготовительного факультета. В начале следующего учебного года на нем должны будут учиться более 10 тысяч иностранных студентов.
Елена Загайнова, ректор ННГУ:
Много организационных выводов — в частности, по проживанию иностранных студентов. Мы создали несколько успешных проектов, и команда сплотилась.
Надеемся, что вызовом на начало учебного года все-таки не станет вторая волна, проводим эпидемиологические мероприятия.
Владимир Стромов, ректор Тамбовского ГУ имени Г.Р. Державина:
Все скептики получили ответ на свой вечный вопрос — зачем меняться, это главное. Мы узнали, что цифровая среда — это дополнение к нашим педагогам, живая студенческая среда все равно нужна. Прогноз оптимистичный, с каждым годом мы увеличиваем количество студентов из других регионов, и мы будем погружать их в жизнь университета.
Андрей Щербенок, директор Школы перспективных исследований ТюмГУ:
Мы запускаем магистратуру «Экспериментальное высшее образование», и это можем сделать только оффлайн, потому что пока не придумали для этого онлайн-формат. Экспериментирование онлайн даст недостоверные результаты. Поэтому очень надеемся, что все в сентябре будет очно.
ВОПРОС: Готов ли университет к диалогу и повышению открытости в социальных сетях и на своих сайтах?
Максим Румянцев, ректор СФУ:
Мы пришли к фазе, когда хотим быть открытым университетом. Это касается и информационной открытости, и коллабораций. Мы должны учиться, если чего-то не умеем, завоевывать доверие без утраты достоинства.
Олег Ястребов, ректор РУДН :
Убежден, что вуз — это место для дискуссий. Стримы, прямые эфиры в соцсетях — прямой диалог, чтобы слышать студентов и отвечать на их вопросы.
Елена Загайнова, ректор ННГУ:
Университет должен быть открытым, не бояться говорить как о хорошем, так и о некоторых проблемах.
Владимир Стромов, ректор Тамбовского ГУ имени Г.Р. Державина:
Открытость — одна из главных наших ценностей. Я главный пример открытости для своих коллег: у меня нет часов приема, я открыт для своих коллег и студентов не только онлайн, но и оффлайн. У нас есть конкурсный отбор на вакантные должности, в том числе научные. Мы делаем навыки и компетенции доступными — это и есть открытость.
Андрей Щербенок, директор Школы перспективных исследований ТюмГУ:
Первый шаг — это открыться. Наличие сайта, открытые лекции, чтобы каждый мог познакомиться с интеллектуальным продуктом, — это база. Важно понимать, что тип разговора, который возможен в университете, отвечает представлениям об академическом знании, поддерживает тот тип коммуникации, ради которого универ и был создан. Должен быть структурированный свободный диалог, но не в том смысле, что каждый может сказать все, что хочет, а может высказать свое мнение в рамках тех правил, которые существуют в академическом дискурсе. Поэтому в открытом пространстве университеты должны установить определенные правила, чтобы к ним приходили люди, желающие именно этого типа дискуссии.
Образовательная платформа «Юрайт» по-прежнему будет внимательно следить за подобными важными событиями российского образования и мировыми новостями. Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на наши аккаунты «ВКонтакте», Facebook и Instagram и попробуйте прямо сейчас ответить на вопросы модератора Открытого разговора ректоров самостоятельно — как для себя, так и в комментариях, для коллег!