Есть ли надежда, что цифровое и гибридное образование станет доступнее классического? Как переход в цифру отразился на качестве образования и бюджете вузов?
7 августа Минэкономразвития России провело круглый стол «Дистанционное образование: перспективы и экономические последствия», чтобы обсудить эти вопросы. Встреча прошла в смешанном формате: часть участников подключилась к обсуждению через Zoom-конференцию, часть присутствовала очно в московском пространстве для совместной работы «Точка кипения». Модерировал дискуссию Дмитрий Земцов, проректор по развитию ДВФУ.
Мы решили поделиться с вами основными тезисами круглого стола, ведь каждому преподавателю важно смотреть на опыт других учебных заведений, следить за мнением главных лиц сферы образования и просто получать полезную информацию для обсуждения с коллегами.
Олег Подольский, управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики #Университет2035, в своей речи отметил, что в дистанционном обучении на первом месте стоит персональная траектория развития каждого студента. С точки зрения Университета 20.35, преподаватели, резко перешедшие в онлайн, нуждались в помощи, и для них был создан канал GO Online — о конкретных инструментах и методиках. Проблема обсуждения — то, насколько мы готовы к массовому переходу в дистант экономически, и ситуацию надо воспринимать как шанс перестроиться на новые рельсы.
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, начал свой доклад «Как система высшего образования справилась с переходом в дистанционный формат» с того, что обозначил цифры: весной в онлайн-формате одновременно учились 2 395 555 студентов и шло более 1 миллиона курсов. За две недели вся российская система высшего образования полностью перестроилась на дистант. Какие особенности проявила ситуация:
- неоднородность системы (20% синхрон, 60% полузаочно, 20% заочное и имитация);
- неудобные технологии: не облегчают, а усложняют работу;
- удовлетворенность студентов онлайн-форматом снизилась с 21% до 14%;
- нужно общение, не хватает самоорганизации;
- у 64% студентов появилось больше времени на сон, у 49% — свободного времени;
- внеучебная деятельность плохо переводится в дистант;
- цифровое неравенство студентов;
- прежние инвестиции в цифровую инфраструктуру «пролетели»: вместо того чтобы ориентироваться на переносные девайсы, мы ориентировались на компьютерные аудитории;
- значительная часть вузов не готова к модернизации.
Спикер пришел к выводам, что надо организовать полностью цифровое заочное обучение и ввести новую экономическую политику — это социальная поддержка для сокращения риска неравенства, совместные сервисы и ресурсы — common good, сетевые отношения, подписка на сервисы (включая облачные), а не покупка их.
Елена Суханова, заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ, представила доклад «Явный и скрытый потенциал гибридной формы образования». Спикер рассказала об исследовании, посвященном оценке настроений студентов из 276 университетов через их посты в соцсетях — анализу эмоциональной тональности. Выяснилось, что студенты понимают продуктивность онлайн-форматов, но имеют запрос на живое общение и принадлежность к университету, прослеживается их неготовность к самоорганизации. 73 % студентов негативно описывают свое эмоциональное состояние и проявление личностных качеств. Несмотря на это, у новой гибридной модели обучения есть потенциал. Это развитие технологической базы, переход к новой дидактике, педагогике, постановка и реализация новых для университетов задач, трансформация высшего образования. Это порождение новых характеристик и качеств у людей, развитие человеческого капитала. «Мы никогда не имели такого грустного, но замечательного повода к поиску новых концепций в образовании», — считает Елена Суханова.
Более того, по словам директора Института образования ТГУ, растет конкурентоспособность российского высшего образования. Страна сделала огромный рывок, системно обращает внимание на вопросы цифровизации. Экономическая модель должна опираться на новый опыт коммуникаций и принятие управленческих решений, консорциумы вузов.
Проректор по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис Искандер Бариев заметил, что каждый подготовился к сегодняшнему круглому столу, как смог. Это указывает на отсутствие стандарта организации удаленного рабочего места — для студента, для ученого, для работника, — и этот стандарт необходимо разработать. Участник круглого стола выделил и преимущества удаленной работы: теперь Иннополису не надо тратить средства на то, чтобы приглашать преподавателей-иностранцев из-за границы, а также теперь люди с ограниченными возможностями могут полноценно вовлекаться в проектную деятельность.
Максим Назаров, проректор Президентской академии РАНХиГС, рассказал о результатах недавнего опроса преподавателей. В целом преподаватели пессимистично смотрят на настоящее и будущее дистанта. 66 % считают, что ситуация приведет к ухудшению качества образования в России. Но отметили и позитивные последствия — например, формирование критического взгляда на свои лекции, пересмотр образовательных практик, успешное преодоление технических сложностей, освоение новых педагогических приемов, интенсификацию обучения, усложнение и обогащение коммуникации со студентами, рост индивидуальной работы студентов, переход от образовательных треков к исследовательским. Что касается финансовых последствий, в целом расходы вузов значительно возросли, а студенты считают, что стоимость обучения должна быть снижена.
Станислав Бушев, проректор МГУ, уверен, что университеты оказались наиболее готовы к дистанту. В сжатые сроки работа переформатировалась — с оговорками, но процесс не был приостановлен. Важно, что преподаватели и студенты ориентированы на культуру знаний, готовы учиться новому — это помогло при трансформации. В МГУ технологии развивались и до пандемии: была выстроена информационная образовательная среда, были записаны 8000 лекций и существовала своя платформа, а 17 марта был открыт бесплатный доступ к ней для всей страны. Наличие платформы позволило МГУ безболезненно перейти на дистант, но, даже имея задел, вуз столкнулся с необходимостью оперативно поддерживать функционирование платформы. «Поддерживать работу дополнительной цифровой реальности — это дорого. Нам еще предстоит исследовать влияние технологий на все стороны нашей жизни, чтобы оценить все риски, — на эти исследования тоже нужны средства», — считает проректор МГУ.
Борис Падалкин, первый проректор МГТУ им. Н. Э. Баумана, считает, что в целом Бауманка тоже ответила на вызов достойно. «Дело не в том, что мы не владели какими-то технологиями, — дело в масштабе. Необходимо было сделать так, чтобы 3500 преподавателей могли взаимодействовать со студентами дистанционно», — отметил он в начале выступления. Вуз использовал целый ряд платформ и дал всем полную свободу в технологическом плане. Это многообразие позволило иметь резервные каналы и не прерываться. Использовались технологии удаленного доступа к лабораторному оборудованию (в частности — к телескопу), но это привело к повышенной нагрузке информационных систем.
Поскольку адекватной замены лабораторному практикуму сегодня не существует, нужно думать над созданием цифровых тренажеров, где могли бы заниматься студенты из разных вузов, — это было бы выгоднее, чем если бы каждый разрабатывал собственные технологии. Спикер отметил, что к концу семестра у всех участников образовательного процесса накопилась сильная эмоциональная усталость — стерлись границы между рабочим временем и временем отдыха. Значит должны быть базовые характеристики, протоколы для дистанционных методов обучения.
Сергей Бражник, директор по развитию региональных образовательных проектов «Яндекс», рассказал об образовательном тренде — внедрении моделей «Цифрового университета». Сервис предполагает индивидуальные образовательные траектории, мультиформатность, микрообучение, геймификацию, участие в жизни международного экспертного сообщества, адаптивность, непрерывность образования. Каждый университет может взять программу «Яндекса» и интегрировать в свою учебную программу — это решение для масштабирования всех вузов страны. Сама модель «Цифрового университета» еще в разработке, но уже есть вузы, которым интересен проект. Предварительно он поможет снизить расходы университетов на десятки процентов.
Алексей Федосеев, секретарь оргкомитета Олимпиады «Кружковое движение» НТИ, президент Ассоциации кружков, поделился опытом проведения заключительного этапа олимпиады. НТИ вынужден был за четыре дня организовать его для 700 участников по 14 профилям. Все получилось благодаря удаленному запуску устройств, удаленному доступу, применению симуляторов и запуску программ в облаке. Прозрачность оценки контролировалась с помощью прокторинга и модерации.
Для российских вузов эпоха цифровизации только начинается, но потребность в подведении некоторых итогов, обмене опытом и дискуссии назрела в ходе подготовки к новому учебному семестру.
Подобные круглые столы и обсуждения будут проводиться еще неоднократно, а мы, Образовательная платформа «Юрайт», будем держать вас в курсе всех важных дискуссий. Так что подписывайтесь на наши аккаунты «ВКонтакте», Facebook и Instagram и следите за новостями!