Панельная дискуссия “Цифровая трансформация аграрного образования” (https://youtu.be/z2GhV2uYe8E)
Каковы цели и вызовы нового учебного года для аграрного образования? Возможен ли дистант в аграрном образовании? Стоит ли пересмотреть компетенции выпускников и преподавателей? Практики, стажировки, трудоустройство выпускников в условиях пандемии: как университетам взаимодействовать с работодателями? Как привлечь сильных студентов?
Сегодня представители ведущих аграрных вузов страны и эксперты по диджитализации АПК обсудили проблемы современной подготовки кадров для сельского хозяйства. Модерировал дискуссию Александр Сафонов, главный редактор по контенту Образовательной платформы «Юрайт».
Участники:
Екатерина Александровна Ижмулкина, врио ректора Кузбасской ГСХА;
Сергей Николаевич Косогор, руководитель проекта по цифровизации АПК центра технологического трансфера НИУ «Высшая школа экономики»;
Алексей Зиновьевич Брумин, к.техн.наук, проректор по развитию Самарского государственного аграрного университета;
Татьяна Владимировна Полежаева, начальник управления стратегического развития и проектной деятельности РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева;
Светлана Юриевна Комарова, проректор по образовательной деятельности Омского ГАУ имени П.А. Столыпина
06:23 Александр Сафонов: “Сельское хозяйство - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей нашей экономики”
09:10 Первой выступила Татьяна Полежаева (РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева). Она отметила, что важной отправной точкой цифровизации аграрного образования стала тема цифровой грамотности.
10:00 Татьяна Полежаева: “26% - доля российского населения, которая обладает высокой цифровой грамотностью. Сегодня эта цифра важна как для российского образования в целом, так и для аграрной сферы в частности”
13:15 Татьяна Полежаева: “Отдельно хотелось бы отметить то, как наши преподаватели работали с цифровыми ресурсами - Тимирязевка оказалась в числе лидеров использования платформы “Юрайт” (https://urait.ru/info/stat). Сейчас мы находимся на 4 месте”
15:10 Run-change-disrupt - актуальная логика образовательного процесса. Поменялся формат взаимодействия с преподавателями, важно было сохранить элементы живого общения, и в этом Тимирязевской Академии помогла живая лента с возможностью обратной связи. Инновационные решения вуза - виртуальные лабораторные работы и курсы МООК, результат конкурса Минобрнауки по созданию курсов для сельскохозяйственной отрасли.
18:23 Приоритетные задачи для стратегии на следующий учебный год: развитие цифровых навыков, единой цифровой среды вуза, проектирование образовательных пространств.
23:31 Алексей Брумин (Самарский государственный аграрный университет), обратил внимание на дружескую атмосферу и отметил, что спикеры сегодняшнего мероприятия - добрые коллеги вуза. Он продемонстрировал и прокомментировал “Интерактивный анатомический 3D-атлас по анатомии” с подробным разбором организма коровы. Атлас создавался при участии Самарского медицинского университета (https://www.samsmu.ru/). Планируется дополнять содержание инструмента - показывать патологические процессы в организмах разных животных с помощью подобных технологий для обучения будущих ветеринаров. Спикер заявил о своем желании провести семинары по использованию продукта на платформе “Юрайт”, и мы с радостью приняли его предложение! (следите за программой вебинаров тут: https://urait.ru/events). Также коллега рассказал о проекте “ФудОстров” и планах создать межвузовские и межпредметные команды студентов.
29:00 Алексей Брумин: “Проектная деятельность в вузах должна быть подкреплена взаимодействием с работодателями”
34:15 Алексей Брумин: “Должна вестись профориентационная работа! Мы считаем, что наш абитуриент к нам придёт. Например, на ветеринарное отделение поступают ребята с высоким баллом ЕГЭ”
30:47 Алексей Брумин: “Важно вовлекать студентов в проектную деятельность, чтобы они работали над проектами будущего!”
35:40 Екатерина Ижмулкина (Кузбасская ГСХА), сказала о том, что в осеннем семестре важно модернизировать инфраструктуру и мотивировать преподавателей, актуализировать предметное содержание.
37:12 О междисциплинарных курсах Академии с участием преподавателей с разных кафедр. В этом году введут курс, где студенты будут изучать, как производится продукция из растениеводства от посадки семян до магазинной полки. На выбор им будут предложены несколько продуктов - например, чипсы и крупы.
41:16 Элементы ЭОИС и мотивация преподавателей в вузе.
43:00 Екатерина Ижмулкина: “Мы провели внутривузовский конкурс «Лучший диджитал-преподаватель» - делаем продвинутых преподавателей героями нашего времени!”; “Преподавателя нельзя оставлять одного - усиливаем методическую и техническую поддержку!”
44:32 О сложностях цифровизации в аграрном вузе и путях их решения. “Мы отправляли студентов на реальные предприятия, где они могли восполнить важный практический материал”
50:00 Сергей Косогор (НИУ «Высшая школа экономики») подготовил доклад о стратегических ориентирах цифровой экономики в АПК.
53:04 Сергей Косогор: “Сельское хозяйство действительно постепенно движется в сторону цифровизации, и зачастую аграрные вузы идут впереди сельхозпроизводителей, бизнес немного отстаёт”
01:04:30 “Найти себя высококлассному преподавателю несложно, но это не только задача Минсельхоза, Минобра - это задача всех отраслевиков, которые должны создать условия для быстрого развития цифровых программ экономики”
54:10 Сергей Косогор: “Специалисты сельского хозяйства должны закрепить знания , они нуждаются в развитии материально- технической базы, чтобы по выходу из вуза сразу иметь возможность приносить прибыль предприятию”
57:02 Сергей Косогор: “Технологии геймнета и VR должны быть использованы в аграрном образовании”
59:00 3 основных вызова образованию в аграрной сфере, по мнению спикера: подготовка кадров и апробация их знаний с помощью цифровых технологий, развитие материально-технической базы и своевременная переподготовка кадров с учётом цифровой экономики.
Светлана Комарова (Омский ГАУ имени П.А. Столыпина) подробно рассказала о том, как вуз перешел на дистант и выделила главные разработки для осеннего семестра.
01:10:05 Светлана Комарова: “Основная нагрузка легла на наших преподавателей - по сути курсы приходилось перестраивать на ходу, ведь это была середина семестра”
01:14:12 Светлана Комарова: “Ситуация прошлого семестра подтвердила, что многие дисциплины не поддаются полному переносу в онлайн, и реализация аграрного образования возможна только в смешанных формах”
01:25:35 О цифровой образовательной онлайн-платформе «Университет, открытый региону» и проекте «Цифровая ферма», созданном для подготовки зооинженеров и ветеринаров.
01:29:06 Светлана Комарова: “Наши основные нововведения - акцент на цифровые технологии, гибкие образовательные траектории, использование открытых онлайн-курсов”
01:29:00 Светлана Комарова: “Переход студентов на дистант был менее болезненным, чем преподавателей. Все студенты у нас самые лучшие!”
Каждый спикер имел возможность дополнить и прокомментировать выступления коллег. Вот несколько интересных мыслей участников дискуссии, высказанных по завершении основных докладов.
01:15:43 Татьяна Полежаева: “Работы становится больше, и она становится более творческой - цифровизация меняет сам подход к образованию. Появляется разделение труда в образовательном процессе. Появляются новые технологии, меняется контент. Должны быть адекватные инструменты для адекватных задач. Появляются новые функциональные роли. Есть технолог - человек, который помогает преподавателю подобрать инструмент под необходимый результат. Есть эксперт - держатель экспертного знания, содержания курса”
01:18:25 Екатерина Ижмулкина: “Мы сможем конкурировать с ведущими вузами при наличии развитых научных коллективов - где эти направления ещё не прокачаны, идёт просадка. Но так и в лучших вузах - есть топовые и проседающие направления. Наша задача - на программах бакалавриата готовить инженеров-менеджеров по управлению изменениями, в магистратуре готовить технологических предпринимателей, которые в процессе обучения создадут проекты по запуску инновационного бизнеса. Нас нельзя мерить зоотехниками, ветеринарами и агрономами”
01:36:01 Алексей Брумин: “Учредители - это возможности и ресурсы, а не ограничения.
Респект Екатерине Ижмулкиной! Бакалавры-инженеры изменений. Магистры- технологические предприниматели. Вот стратегия аграрного образования в 6 словах”
01:36:46 Алексей Брумин: “Нам нужно всем вместе сейчас интегрироваться и налаживать связи, использовать проектный подход. Нужно действовать самим и хорошим людям объединяться, на платформе ли “Юрайт” (https://urait.ru/) или в других местах”
01:39:41 Екатерина Ижмулкина: “Никто из коллег не хочет держать свой стул и свое пространство университета. Все открыты к взаимодействию. Но но это взаимодействие должно быть на равных, а не под диктатом стейкхолдеров или ведущих университетов”.
01:46:18 Татьяна Полежаева: “Аграрные вузы занимают хорошие места в национальных рейтингах. Нам необходимо участвовать в Программе стратегического академического лидерства, включаться в консорциумы. Взаимодействие с реальным сектором экономики - наше преимущество!”
01:50:40 Александр Сафонов: “Платформа Юрайт (https://urait.ru/) готова предоставлять и площадку, и инструменты, и содействие любым инициативам по партнерству и сетевому взаимодействию в том числе в аграрной отрасли!”
Дискуссия получилась очень оживленной и насыщенной, онлайн за ней наблюдали 222 зрителя! Говорили о финансировании, Программе стратегического академического лидерства, конкретных задачах развития вузов и особенностях цифровизации. Уже осенью мы запустим новый курс “Юрайт.Академии” (https://urait.ru/online-course) “Дистанционное обучение сельскому хозяйству”. Образовательная платформа “Юрайт” (https://urait.ru/) рада представить вам новый формат встреч представителей ведущих учебных заведений России и площадку для обмена опытом! Теперь мы регулярно будем организовывать отраслевые дискуссии и обсуждать самые актуальные вопросы с экспертами образования, задавать им интересные вопросы. Обязательно подписывайтесь на наш YouTube-канал (https://www.youtube.com/c/URAITpublishing/about), следите за обновлениями в соцсетях, развивайтесь и будьте в курсе образовательных трендов!