Показать виджеты
Скрыть виджеты
23 ноября 2024 активны на платформе
52 421 -75
Преподаватель
647 745 -266
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Панельная дискуссия «Наука побеждать: куда наука ведет университет»

Дата публикации
24 сентября 2020
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
428

Панельная дискуссия «Наука побеждать: куда наука ведет университет» (https://youtu.be/KX9vzsQLlk8

В среду, 23 сентября, мы вместе с экспертами и руководителями из ведущих вузов России попытались разобраться в вопросах научной составляющей университетов в отношениях компетенций исследователя и преподавателя, в интеллектуальной собственности вуза и публикационной активности ППС, в академической нагрузке на преподавателя и, конечно, поговорить о том, как вовлекать молодежь в науку. 

 

Модерировал дискуссию Александр Сафонов, главный редактор по контенту Образовательной платформы «Юрайт». Присоединяйтесь к интеллектуальной беседе — смотрите дискуссию в записи: https://youtu.be/NiW0vF2VTt0

 

Андрей Лиховид (проректор по научной работе Северо-Кавказского федерального университета) затронул проблемные темы, связанные с повесткой, рассказал о том, как в России развивалась Гумбольдтовская модель университета, и подчеркнул, что распространенное мнение о том, что эта модель размывает стратегию развития и увеличивает нагрузку на преподавателей, неверно: «Нагрузка на преподавателей увеличилась из-за перехода на астрономические часы с академических, диверсификации набора направлений подготовки, разросшейся бюрократической системы, а не из-за усиления исследовательской составляющей!». Эксперт подчеркнул, что научная составляющая является ключевой для любого вуза и что именно она играет первостепенную роль в становлении молодых исследователей: «Образовательный процесс, построенный не на научном фронтире, а на трансляции знания, — это не университетское образование, а хороший колледж, где мы готовим специалиста, готового встать к станку, но не более того».

 

 

Андрей Щербенок (директор-основатель Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ) выступил с темой «Исследовательский протокол и его инсталляция в российских университетах». Спикер подробно рассказал об условиях, которые должны выполняться для реализации протокола, — это соблюдение принципов академической этики, значимость исследований, их актуальность и альтернативность: «Российские университеты помешаны на научных школах, но чтобы наука была живой, необходима полемика с другими подходами к решению той же проблемы». Эксперт привел пример ошибки, связанной с совмещением ролей исследователя и преподавателя, которую руководства вузов допускают во всем мире: «Большая проблема мировой академиив том, что людей даже на преподавательские позиции берут исходя из их научных достижений, а потом оказывается, что они плохие преподаватели». Кроме того, он отметил, что зачастую в вузах имеет место профанация научной деятельности и публикации просто покупаются: «Лучше ничего не делать, чем имитировать! Нельзя вынуждать людей идти на обман, разрушая последние этические установки». 

 

 

Олег Полушкин (проректор по НИР и ИД Донского государственного технического университета) посвятил свое выступление проблемам современного преподавателя, связанным с высокой нагрузкой (в том числе бюрократической) и невозможностью заниматься научной деятельностью, и путям их решения. Спикер рассказал о специальном конвейере фабрики НИОКР для разгрузки преподавателя, разработанном в вузе, о планируемых результатах и о том, чего уже удалось достичь: «Мы смогли наладить контакт с крупными и мелкими предприятиями региона, уже есть приток денег из реального сектора».

«Нам приходится выводить деятельность по НИОКРу за орбиту преподавательской деятельности и нанимать отдельных людей для этого», — поделился проректор и подчеркнул, что подобный формат работы — следствие чрезмерной нагрузки на преподавателей: «Человек, загруженный на полную ставку, не может не то что заниматься исследованиями, но даже следить за развитием науки!».

 

Игорь Сизов (проректор по научной работе и инновациям Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления) поблагодарил нашу организацию, обозначив одну из ее основных функций: «Платформа “Юрайт” — маленький островок, который позволит нам пообщаться, обменяться опытом и определить проблемы, которые надо донести до общественности и Минобрнауки», что было особенно приятно для нас! Рассуждая на заданную в названии тему, Игорь Сизов отметил: «Для меня ответ на вопрос, куда наука ведет университет, очевиден — только вперед, только в светлое будущее. Вопрос лишь в том, насколько извилистой будет дорога и с какой скоростью по ней будут двигаться университеты».

Проректор считает несправедливым и непродуктивным деление вузов на «категории», о чем и заявил в ходе обсуждения: «Нельзя оценивать уровень университетов по формальным признакам, делить вузы по категориям, которые воспринимаются абитуриентами как “сорта”»; «В каждом университете есть своя фишка, свои уникальные направления, и к нам тоже приезжают за такими направлениями абитуриенты из центральных регионов».

 

Виталий Сергеев (проректор по научной работе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого) выступил с темой «Вовлечение молодежи в науку: как запустить академический карьерный лифт?» и рассказал, за счет чего формируется студенческая среда как пространство для развития талантов, привел примеры проектов, ориентированных под задачи крупных компаний и отметил: «Миссия университета — капитализация человеческого ресурса!». Подводя итоги встречи, участник дискуссии остановился на оптимистической ноте: «Сейчас в системе высшего образования сформирована инфраструктура, которая обеспечивает все условия для перехода университетов на новый уровень», а также заявил, что пора повышать планку развития вузов, не останавливаться на достигнутом и пробовать новое: «Я призываю к тому, чтобы не ставить самим себе барьеры и не бояться реализовывать любые проекты, экспериментировать в системе высшего образования!»

 

Дискуссия получилась необыкновенно информативной и оказалась актуальной: в режиме онлайн за ней наблюдали 903 зрителя! Участники успели обсудить проблемы коммерциализации научных разработок, сотрудничества с предприятиями регионов, привлечения абитуриентов в вузы посредством науки, конкуренции в академической среде, организации научных исследований на Западе в сравнении с российскими реалиями, Гумбольдтовской модели. 

 

Мы регулярно организуем отраслевые и тематические дискуссии, обсуждаем самые актуальные вопросы с экспертами образования, задаем им интересные вопросы! Участвуйте и вы: голосуйте в Ментиметре, задавайте злободневные вопросы в чате прямо в ходе обсуждения! 

 

Обязательно подписывайтесь на наш YouTube-канал (https://www.youtube.com/c/URAITpublishing/about), следите за обновлениями в соцсетях (ВК: https://vk.com/iurait, FB: https://m.facebook.com/URAITpublishing/, Insta: https://instagram.com/urait_education), развивайтесь и будьте в курсе образовательных трендов!