«Смешанное обучение инженерно-техническим дисциплинам» (https://youtu.be/ZEgPEor-EPg)
Как учить инженерно-техническим дисциплинам онлайн? Чем можно заменить традиционные практики и лаборатории? Как виртуальная реальность решает проблему недоступности и нехватки оборудования?
В среду, 14 октября, руководители и преподаватели ведущих вузов России собрались на Образовательной платформе «Юрайт», чтобы в неформальной обстановке обсудить смешанное обучение инженерно-техническим дисциплинам, предложить свои варианты решения проблемы недоступности лабораторий и оборудования, а также поделиться опытом студенческих стажировок в условиях ограничений.
Модерировал дискуссию Иван Чернышев, IT-директор Образовательной платформы «Юрайт». Если вы не успели посмотреть дискуссию онлайн, не расстраивайтесь — мы сохраняем запись для вас!
Станислав Валентинович Григорьев (кандидат химических наук, доцент по направлению «Информационные технологии», руководитель Центра анализа и управления на основе данных Иркутского национального исследовательского технического университета) рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются ученики на дистанционном обучении, и их решении. Спикер отметил, что проблему недоступности оборудования можно решить с помощью виртуальной реальности. Эксперт представил VR/AR-конструктор, который поможет преподавателям делать курсы в виртуальном мире: «С помощью VR/AR-конструктора преподаватели без особых навыков программирования из кубиков смогут построить свой курс».
Татьяна Григорьевна Калашникова (доцент кафедры инженерной графики и компьютерного дизайна Института радиотехнических систем и управления Южного федерального университета) рассказала, что вуз не испытал стресса при переходе на дистанционное обучение, потому что ранее уже практиковал смешанное обучение: «Для многих переход в онлайн весной стал стрессом. Мы и до пандемии использовали смешанное обучение, поэтому переход был плавным».
На вопрос участника дискуссии о выполнении и проверке заданий по традиционным инженерно-графическим дисциплинам спикер ответила, что не испытывает никаких трудностей проверять их онлайн: «Мы начинаем с карандаша, активизируем сначала процессы инженерного мышления. Студенты загружают работы в систему, даже появляется элемент соревнования — кто быстрее сделает задание и загрузит. Мне как преподавателю удобно: все работы упорядочены в одном месте, комментарии и оценки сразу доступны студенту».
Марат Наильевич Махмудов (директор Института дополнительного образования Рязанского государственного радиотехнического университета, кандидат физико-математических наук, доцент) рассказал, как вуз перешел на удаленное обучение и какие использовали онлайн-сервисы. Эксперт отметил, что есть дисциплины, которые невозможно перевести в онлайн: «Есть специфические
направления подготовки, где требуются лаборатории и оборудование, которые мы не
смогли перевести в онлайн. Перенос инженерно-технических дисциплин в виртуальное
пространство в полном объеме невозможен. Согласно ФГОС ВО никаких профессиональных компетенций мы не сможем сформировать у студентов».
Ирина Ивановна Шолина (директор центра развития инженерного образования Уральского федерального университета, эксперт рабочей группы по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций НСПК при Президенте РФ) подчеркнула, что роль преподавателя в обучении остается высокой, а цифровые платформы и сервисы — всего лишь инструменты.
Эксперт рассказала, что вуз перешел от практик к стажировкам, потому что только на рабочих местах студенты смогут освоить необходимые навыки и компетенции: «Мы заменили практики на стажировки. Студент обязан
найти предприятие, которое возьмет его, и встать на рабочее место».
Инженерный сектор и IT-компании, по мнению спикера, спокойно
работают онлайн, проблем со стажировками у студентов нет: «Инженерный
сектор и компании спокойно живут в дистанционном формате. Найти работу с
хорошими компетенциями в IT-секторе — задача вполне по силам».
Александр Сергеевич Фадеев (кандидат технических наук, проректор по цифровизации — директор Центра цифровых образовательных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета) рассказал, что важна как самостоятельная работа студентов, так и совместная работа с преподавателем: «Мы считаем, что лучшая организация самостоятельной работы студентов — онлайн-курсы. Вебинары же можно использовать, чтобы отработать материал с преподавателем в диалоге».
Эксперт считает, что проблему отсутствия и недоступности оборудования можно решить с помощью виртуальных лабораторий. Спикер рассказал об опыте создания подобных лабораторий и о том, что необходимо для их создания: «Для создания сложных цифровых образовательных ресурсов преподаватель — генератор контента, он работает с программистами, дизайнерами, 3D-моделлерами и разработчиками, это симбиоз. Хороших виртуальных тренажеров в год мы можем создать около трех штук. Это трудозатратное и высокотехнологичное производство».
Дискуссия получилась необыкновенно информативной и оказалась очень актуальной: онлайн за ней наблюдали 2249 зрителей! Участники успели обсудить проблемы обучения студентов инженерно-техническим дисциплинам в условиях ограничений, поделились сервисами, которыми пользуются, а также рассказали о виртуальных лабораториях, которые используются для практики вместо реального оборудования.
Образовательная платформа «Юрайт» рада представить вам новый формат встреч представителей ведущих учебных заведений России и площадку
для обмена опытом. Мы регулярно организуем отраслевые и тематические дискуссии, обсуждаем самые актуальные вопросы с экспертами образования и приглашаем к диалогу всех желающих! Ждем вас в боевом настроении с вопросами и идеями!
Обязательно подписывайтесь на наш YouTube-канал (https://www.youtube.com/c/URAITpublishing/about), следите за обновлениями в соцсетях (https://vk.com/iurait, https://m.facebook.com/URAITpublishing/, https://instagram.com/urait_education), развивайтесь и будьте в курсе образовательных трендов!