Что идет быстрее — процесс образования или технологии? Возможно ли «вшить» технологии в образовательный процесс? Кто отвечает за обновление компетенций — работник или работодатель?
В субботу, 24 октября, на Образовательной платформе «Юрайт» в рамках Университетской субботы ПсковГУ собрались руководители ведущих вузов России и эксперты сферы образования, чтобы обсудить скорость развития цифрового образования, переход работодателей на цифру и возможность переобучить преподавателей и студентов в мире, где все новое.
Модерировала дискуссию Инна Андреянова, кандидат юридических наук, доцент, директор Института непрерывного образования Псковского государственного университета, председатель Псковского регионального отделения Российского общества «Знание», заместитель председателя Общественной палаты Псковской области, магистрант программы.
Ольга Фридриховна Клинк (руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций, кандидат педагогических наук) рассказала, что и работодатели, и образовательная система перешли на цифру, хотя и столкнулись с многими трудностями. Спикер подчеркнула, что нужно говорить о сохранении эффективности деятельности после перехода: «Насколько удалось удержать эффективность деятельности и системе образования, и работодателям? Я думаю, что эти показатели индивидуализированы. С одной стороны, это зависит от степени готовности к переходу, а с другой — от объективных ограничений, в которых мы живем: далеко не всякий бизнес можно полноценно вести онлайн».
На вопрос модератора о развитии системы непрерывного образования спикер ответила, что формальное образование теперь будет не единственным источником получения информации: «Возрастание роли неформального образования, которое вклинивается в формальное, будет происходить, и выиграет тот, кто в формальном образовании будет апеллировать к неформальным источникам получения информации».
Сергей Викторович Никулин (проректор по образованию Вятского государственного университета) рассказал, что вуз ранее практиковал дистанционное обучение, и отметил, что важно создать систему, при которой преподаватель поймет, зачем ему переучиваться: «С 2012 года в нашем университете было дистанционное образование с цифрами в несколько тысяч человек. Часть преподавателей, которые в этом участвовали, понимали, что это. Если мы сможем создать систему, при которой преподаватель поймет, зачем ему меняться, — он переучится».
Также эксперт рассказал, что сложно «вшить» технологии в образовательный процесс, потому что сервисы, которые используют вузы, быстро меняются: «Каждая дисциплина описывается рабочей программой, в которой описываются системы, в которых мы работаем. Сложно описывать системы на документальном уровне, потому что они быстро меняются, и мы за этим можем просто не успеть».
Александр Сафонов (главный редактор по контенту Образовательной платформы «Юрайт») рассказал про сервисы, которые помогают преподавателям, а также о планах «Юрайта» стать мостиком между студентами, образовательными организациями и работодателями: «Мы стремимся разработать целый проект по работе с работодателями. С одной стороны, чтобы помочь встретиться студентам и работодателям, с другой стороны, чтобы работодатели влияли на учебный процесс, контент и сервисы».
Спикер рассказал о проблеме взаимодействия образовательных платформ и сервисов: «У нас есть проблема формирования единой экосистемы всех образовательных сервисов. Важно, чтобы сервисы сумели друг друга дополнять, чтобы у конечного пользователя не было проблем при совмещении этих платформ».
Ольга Александровна Серова (проректор по учебной работе Псковского государственного университета) рассказала, что только благодаря быстро меняющейся ситуации, когда срочно нужно было внедрять технологии, мы смогли их внедрить так масштабно: «Если бы мы переходили на использование онлайн-технологий в образовательном процессе в обычном режиме, то мы никогда бы не внедрили эти технологии настолько глобально и масштабно».
Эксперт поделилась опытом обучения студентов-медиков в условиях ограничений и проблемами, с которыми пришлось столкнуться: «У медиков часть дисциплин и практик переносились из-за ограничений доступа к симуляционному центру, расположенному на базе областной клинической больницы. Решением подобной проблемы может стать закупка технологий, связанных с виртуальной и дополненной реальностью. Также будем продвигаться в направлении внедрения онлайн-курсов, которые никогда ранее не использовали в обучении медиков».
Вопрос цифрового вирусного ускорения волнует многих, на вебинаре присутствовали
1270 зрителей! Дискуссия получилась очень информативной. Участники успели обсудить цифровизацию образования и бизнеса, систему оценивания студентов и повышение квалификации преподавателей в мире, где все стало новым.
Образовательная платформа «Юрайт» рада представить вам новый формат встреч представителей ведущих учебных заведений России и площадку для обмена опытом.
Мы регулярно организуем отраслевые и тематические онлайн-дискуссии, обсуждаем самые актуальные вопросы с экспертами образования и приглашаем к диалогу всех желающих!
Обязательно подписывайтесь на наш YouTube-канал: https://www.youtube.com/c/URAITpublishing/about
Следите за обновлениями в соцсетях (https://vk.com/iurait, https://m.facebook.com/URAITpublishing/, https://instagram.com/urait_education), учитесь и будьте в курсе трендов образования и науки!