Онлайн-дискуссия «Авторское право и авторская обязанность: вступаем в эпоху цифровой открытости» (https://youtu.be/5JeXSysulCE)
29 октября, в четверг, мы вместе с экспертами и руководителями сферы образования попытались разобраться в вопросах одной из самых животрепещущих тем академического сообщества - плагиата и цифровой открытости. Обсудили тему защиты собственных произведений, воспитания корректных академических практик у студентов, автоматической проверки текстов, пиратства и правильной работы с собственными онлайн-курсами. Онлайн-встреча экспертов стала рекордной по количеству зрителей!
Модерировал дискуссию Александр Сафонов, главный редактор по контенту Образовательной платформы «Юрайт». Присоединяйтесь к интеллектуальной беседе — смотрите круглый стол в записи: https://youtu.be/5JeXSysulCE!
Юрий Чехович (исполнительный директор компании «Антиплагиат», кандидат физико-математических наук) выступил с темой «Открытый доступ к квалификационным работам: авторское право и авторские обязанности» и рассказал о важности наличия всех дипломов и диссертаций в открытом доступе. Проблема состоит в том, что далеко не все квалификационные работы можно легко найти: «Получается, что сейчас общество фактически лишено возможности оценки качества квалификационной работы, с помощью которой ее автор получит право от общества выполнять ту или иную деятельность».
Анна Никлаус (кандидат политических наук, доцент, декан факультета управления интеллектуальной собственностью Российской государственной академии интеллектуальной собственности) поделилась с коллегами своим видением факторов развития интеллектуальной собственности (размытие границ во время карантина — совместные с иностранцами проекты, скорость обмена информацией, возрастание доли нематериальных активов и др.) и ее новых задач.
В ходе выступления участница дискуссии уделила внимание тому, насколько важно воспитывать в учащихся уважение к ценностям академической этики: «Сегодня в работе со студентами важно донести до них сведения об ответственности за копирование или “пиратство”. Мы еще никуда не ушли от этого. В ВКР встречается большой процент заимствований. Ужесточение правил — это правильный вектор работы в данном вопросе. Гораздо ценнее достичь чего-то самому, чем тихо у кого-то скопировать — и к старшим курсам ребята начинают это осознавать». Однако вместе с тем эксперт подчеркнула, что сейчас видит положительную динамику: «Коэффициент заимствований уменьшился в разы за последние 5—6 лет — процесс идет».
Наталья Иванова (генеральный директор компании IPR MEDIA) выступила с с темой “Библиотека как агрегатор авторских прав вуза: болевые точки и “средства от боли” и рассказала о рисках, когда контент выходит за пределы вуза, проблемах университетов, возникающих в случае отсутствия надлежащего оформления авторских прав на издания: «Университеты зачастую не вникают в глубину вопроса, кто правообладатель, и так возникают непреднамеренные нарушения закона “Об авторском праве”». Также участница дискуссии подчеркнула:
«Если вы видите свое произведение на чужом ресурсе — боритесь за свои права».
Анна Кулешова (к. с. н., председатель Совета по этике научных публикаций АНРИ, член Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований, руководитель департамента издательских программ ВЦИОМ) начала свое выступление с ошеломительных цифр: «Сегодня в России более 10 тысяч ученых имеют доказанные нарушения академической этики, более 60 ректоров со списанными диссертациями — в таком мире мы живем, и хотелось бы его поменять». Эксперт уделила внимание депонированию и ретракции публикаций, подчеркнула важность этой процедуры, хотя в нашей стране она пока не пользуется популярностью: «Если все-таки плагиат случился, то может и должна быть ретракция статьи!»
Павел Бирюков (доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и евразийского права юридического факультета Воронежского государственного университета) прокомментировал выступления коллег, кратко ответил на возникшие в ходе дискуссии вопросы, в частности, уделил внимание коллизии о том, что считать служебными произведениями в рамках преподавательской деятельности: «К вопросу о служебных произведениях. Если я написал учебник по международному праву, то возникает вопрос, как соотносятся мои обязанности с этим изданием. Права на учебник я передал издательству, и в договоре сделал указание, что материалы буду использовать в учебной работе. В рамках трудовых обязанностей РПД принадлежит университету, а учебник — нет». Также эксперт поделился советами для всех, кто работает с собственными онлайн-курсами.
Дискуссия получилась необыкновенно информативной и оказалась актуальной: в режиме онлайн за ней наблюдали 1952 зрителя - это рекорд! Участники успели обсудить проблемы интеллектуальной собственности университетов и профессорско-преподавательского состава, нарушений академической этики, хищных журналов и многие другие аспекты авторского права.
Мы регулярно организуем отраслевые и тематические дискуссии, обсуждаем самые актуальные вопросы с экспертами образования, задаем им интересные вопросы! Участвуйте и вы: голосуйте в Ментиметре, задавайте злободневные вопросы в чате прямо в ходе обсуждения!
Обязательно подписывайтесь на наш YouTube-канал (https://www.youtube.com/c/URAITpublishing/about), следите за обновлениями в соцсетях (https://vk.com/iurait, https://m.facebook.com/URAITpublishing/, https://instagram.com/urait_education), развивайтесь и будьте в курсе образовательных трендов!