Онлайн-дискуссия «Работа не волк? Университетские центры карьеры и трансформация университетов» (https://youtu.be/QR-MQ41uPuw)
Во вторник, 3 ноября, Образовательная платформа «Юрайт» пригласила экспертов и руководителей сферы образования, чтобы в неформальной обстановке разобраться в вопросах трудоустройства выпускников — обсудить, какие знания и навыки важно дать учащимся, чтобы облегчить им поиск работы и обеспечить их конкурентоспособность на стремительно меняющемся рынке труда, чем вовлечь работодателей и определить роль и функционал центров карьеры внутри экосистемы вуза. Модерировал дискуссию Александр Сафонов, директор партнерских образовательных программ «Юрайта».
Ксения Марданова (начальник Управления развития карьеры и взаимодействия с выпускниками НИУ ВШЭ начала свое выступление с позитивной оценки возможностей диджитализации деятельности центров карьеры: «Ребятам всегда приходилось выбирать между посещением онлайн-семинара и посещением очного мероприятия — а сейчас все в цифре, и есть возможность все посмотреть, когда удобно — это позитивно влияет на посещаемость ребят». Ксения Марданова уделила внимание важности сетевого взаимодействия и развития горизонтальных связей между учебными заведениями: «Из синергии рождается больше, чем из отдельных работ каждого вуза».
Светлана Довгаль (директор Центра развития карьеры Новосибирского государственного университета) выступила с темой «Роль центра развития карьеры в модели третьей миссии университетов». Участница дискуссии рассказала о специальном новом курсе для студентов НГУ «Карьерный старт», который, по ее мнению, должен стать частью обязательной программы подготовки специалистов. Отвечая на вопрос слушателя, спикер рассказала о помощи студентам в составлении портфолио: «Мы запустили функцию карьерного консультирования, наша задача — помочь составить резюме, пройти собеседование. Сейчас почти все факультеты понимают, что это надо делать».
Наталья Максимова (директор Центра карьеры НИТУ МИСиС) в ходе выступления она обратила внимание на необходимость развития сетевого взаимодействия и горизонтальных связей между вузами, чтобы пользоваться общими ресурсами в целях экономии сил и средств: «Возникла острая потребность в общей платформе, где любой студент сможет пройти диагностику и выявить свои сильные стороны, разобраться в своих интересах, определить приоритеты при построении профессиональной траектории, найти ресурсы для развития в том числе онлайн-курсы и своего потенциального работодателя». Участница дискуссии подчеркнула необходимость разработки нормативной базы, которая регулировала бы деятельность центров карьеры: «Ресурсы, возможности, компетенции и задачи у всех разные, хотя цель у всех одна. А нормативов, регламентов, инструментов нет. Даже называемся все по-разному и с разным функционалом»; «Надо обратиться к Министерству с просьбой выстраивания нормативки по центрам карьеры».
Сергей Вищипанов (генеральный директор Факультетуса) рассказал о деятельности своей компании, агригировании данных с сайтов трудоустройства и поделился своим видением ближайшего будущего: «Мы верим, что скоро студентам не нужно заполнять портфолио и искать вакансии в джоб-бордах, если экосистема содействия трудоустройству в университетах будет выстроена так, что студент с первых курсов будет понимать, куда он трудоустроится». Говоря о взаимодействии вузов с работодателями, эксперт обратил внимание на финансовую сторону вопроса:
«Работодателю всегда дорого работать с университетами — это сложная операционно деятельность».
Елена Губанова (директор Регионального центра содействия трудоустройству и развитию карьеры студентов и выпускников Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского) начала с позитивной ноты — подчеркнула важность темы встречи: «Я рада, что так много внимания уделяется молодежной занятости, — я криминолог и знаю, чем грозит личности и государству безработица молодых людей». Проблему эксперт видит в низкой заинтересованности работодателей в сотрудничестве с вузами: «84,5 % работодателей сегодня ничего не предлагают вузам — инициатива идет от вуза, от студента». Отвечая на вопрос слушателя, Елена Губанова подчеркнула: «Центр карьеры ни в коем случае не должен быть кафедрой — мы будем зажаты в нормативные рамки».
Светлана Карелина (руководитель Центра карьеры Сибирского федерального университета) подробно рассказала о том, как Центр карьеры вуза справлялся с вызовами пандемии. Например, сотрудники озаботились созданием специального ресурса для учащихся, потерявших работу в кризисный период: «Мы сформировали сайт, где можно искать работу удаленно, и он нам помог во время пандемии, когда студенты частично потеряли заработок». Спикер привела примеры интересных студенческих проектов и презентовала инструмент для поиска практик: «Биржа практик — новый сервис для поиска стажировок студентами».
Дискуссия была оживленной, очень многие из 370 с лишним слушателей задавали спикерам вопросы! Участники успели обсудить проблемы функционала университетских центров карьеры, отсутствия их нормативного регулирования и связи с выпускниками, поговорить о способах вовлечения работодателей и помощи студентам в приобретении первостепенных навыков для трудоустройства и ориентации на рынке труда.
Мы регулярно организуем отраслевые и тематические дискуссии, обсуждаем самые актуальные вопросы с экспертами образования, задаем им интересные вопросы! Участвуйте и вы: голосуйте в Ментиметре, задавайте злободневные вопросы в чате прямо в ходе обсуждения!
Обязательно подписывайтесь на наш YouTube-канал, чтобы ничего не пропустить: https://www.youtube.com/c/URAITpublishing/about