Онлайн-дискуссия «Let me speak from my heart: как устроено обучение иностранным языкам на дистанте» (https://youtu.be/2ogwJhgshkA)
Как обучать иностранным языкам в дистанционном формате? Чему важно научить студентов: академическому письму и чтению или разговорной речи? Что будет с языковым образованием в будущем?
В четверг, 3 декабря, преподаватели иностранных языков из ведущих вузов России собрались на Образовательной платформе «Юрайт», чтобы обсудить дистанционное обучение иностранным языкам, а также то, как работать с языковыми группами в онлайне и как мотивировать непрофильных студентов изучать язык.
Модерировал дискуссию Александр Сафонов, директор партнерских и образовательных программ Образовательной платформы «Юрайт».
Надежда Александровна Кохан (кандидат филологических наук, доцент, начальник Учебного управления Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова) рассказала, что большинство практических занятий по иностранным языкам проходит в синхронном формате: «У нас 80 % практических занятий проводится в синхронном формате. Именно синхрон мы считаем залогом успеха в образовательном процессе обучения иностранным языкам».
Из плюсов дистанционного обучения спикер выделила возможность приглашать иностранных спикеров и профессоров, которые раньше не могли приехать в Россию: «У нас появилась возможность приглашать профессоров со всего мира. Мы внесли изменения в учебный план и расширили перечень иностранных языков в рамках дисциплины “Иностранный язык”. Сейчас мы можем привлекать больше носителей языка».
Ирина Борисовна Короткина (заведующая межфакультетской кафедрой английского языка Шанинки (Московской высшей школы социальных и экономических наук), директор Центра академического письма и коммуникации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры профессиональной языковой коммуникации Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор педагогических наук) рассказала, что сегодня нет такого шока от дистанта, какой был весной, и поделилась, какая самая сложная задача стояла перед вузом: «Самая серьезная проблема дистанта — проведение экзаменов, особенно вступительных, в прокторинге. В Шанинке эту проблему решил наш методист — можно сказать, кровавым потом; в результате он создал онлайн-версию в нескольких вариантах. За лето мы отработали эту систему до блеска и теперь делимся опытом с факультетами».
Эксперт подчеркнула, что при обучении языкам в университетах не важно, как человек говорит — с акцентом или без него. Задача высшего образования — научить студента академическому письму и чтению на английском языке: «Задача университета — обучать специалистов, исследователей и ученых. Мы должны обучать студентов всех специальностей академическому чтению и академическому письму, потому что английский язык сегодня — это язык международной письменной (прежде всего научной) коммуникации».
Марина Игоревна Воробьева Мунгиа (заведующая секцией испанского языка Института иностранных языков Российского университета дружбы народов и преподаватель кафедры методики преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного университета) остановилась на важности формирования речевых навыков у обучающихся: «Я придерживаюсь лингвопрагмариторического подхода при формировании речевых навыков».
Эксперт отметила, что во время изучения языка и чтения текстов важно передавать эмоции, как это делают носители языка. Сейчас из-за онлайн-формата обучения спикер видит большой эмоциональный зажим у студентов: «Я вижу у студентов эмоциональный зажим во время чтения текста с эмоциями. Он всегда был в аудитории, но еще больше проявился в онлайне».
Елена Эдуардовна Кожарская (преподаватель факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, автор курсов для дистанционного обучения (Basic English for Biology и др.), рассказала, что проблема разноуровневых студентов решается с помощью Zoom, потому что там можно разделить студентов по комнатам: «Zoom позволяет решить проблему разноуровневых студентов. Я разделяю студентов по гостиным».
Спикер рассказала про результаты опроса студентов, по которому стало ясно, что они не обладают навыками самостоятельной работы и обучения: «По результатам опроса студентов мы выяснили, что у них практически нет навыков и стратегий самостоятельного обучения. Они не пользуются мобильными приложениями, они не умеют учить иностранные слова».
Юлия Владимировна Чичерина (кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ИДО, директор Института непрерывного образования Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова) подчеркнула, что представляет направление дополнительного профессионального образования, и пояснила, почему это требует дополнительной ответственности: «Дополнительное образование — в первую очередь коммерческое направление, и это требует особой ответственности».
На вопрос модератора о будущем языкового образования эксперт ответила, что смешанный формат обучения останется и будет развитие в сторону цифровой дидактики: «Мы будем развиваться в сторону цифровой дидактики и лингводидактики, наверное, это будущее».
Тема обучения иностранным языкам на дистанте оказалась очень актуальной, онлайн за дискуссией наблюдали 1008 зрителей! Спикеры успели обсудить методы, которые используют для обучения студентов, платформы и будущее языкового образования.
Образовательная платформа «Юрайт» регулярно организует отраслевые и тематические онлайн-дискуссии, в рамках которых мы обсуждаем самые актуальные вопросы с экспертами образования и приглашаем к диалогу всех желающих!
Обязательно подписывайтесь на наш YouTube-канал