Новый сервис «Задания» на Образовательной платформе «Юрайт»
Скоро на Образовательной платформе «Юрайт» появится новый сервис для преподавания и обучения — «Задания». Этот инструмент дополнит нашу систему оценочных средств и, в отличие от тестирования, не будет предполагать автоматической проверки. Он нацелен на комплексную оценку знаний студентов и уровня освоения материалов по различным дисциплинам с применением таксономии учебных целей Блума.
Перед полноценной презентацией «Заданий», которая пройдет сразу после их публикации на платформе, мы поговорили о новинке «Юрайта» с директором партнерских и образовательных программ Александром Сафоновым.
Что это за сервис и для чего он, на какие ситуации и дисциплины рассчитан?
Сервис заданий — это очередной элемент большой темы, связанной с фондом оценочных средств и с интерактивной системой оценивания. В нее входят уже три элемента — это «Входное тестирование», которое позволяет измерить некие исходные реквизиты при входе в дисциплину или в общем при входе в образовательную программу, это формирующее адаптивное тестирование, которое помогает через самопроверку или через регулярную проверку преподавателем закрепить определенные навыки, а также это Юрайт.Экзамены.
Когда мы говорим про задания, мы добавляем новую вещь, связанную со сложными инструментами оценивания, которые не могут быть полностью автоматизированы, но строят коммуникацию между студентом и преподавателем вокруг тех или иных заданий. Они бывают самых разных видов: проектные, разбор кейсов, творческие, расчетные. Есть очень много разных типов в различных направлениях и специальностях, они формируются, исходя из специфики предмета: одно дело — задание по философии, другое — по физкультуре и третье — по лазерной сварке. Они принципиально разные, но смысл заданий в том, что мы закладываем очень гибкую систему — учитываем то, что они бывают индивидуальными и коллективными, бывают связаны с конкретным структурным элементом курса (текущая вещь) и со всем курсом (например, курсовая работа). Эта система будет развивать образовательные отношения между преподавателем и студентом в онлайн-формате — как синхронно, так и асинхронн. Задания теперь могут стать частью Юрайт.Экзамена.
Почему он лучше, чем обычная переписка по почте с вордовскими документами, особенно если мы говорим про объемные письменные работы?
Первый плюс — у преподавателя нет необходимости каждый раз самостоятельно придумывать все задания. Все зависит от «кубышки» — фонда оценочных средств. Если преподаватель за свою жизнь придумал 20 задач, то его студенты будут передавать их от курса к курсу и все заранее будут знать ответы — это бессмысленно. К сожалению, такая профанация часто встречается в наших университетах, когда, например, студенты просто шаг за шагом переписывают курсовой проект предыдущего курса, а преподаватель закрывает на это глаза.
Мы за настоящее образование, за то, чтобы «кубышка» была максимально массовой — для этого мы привлекаем авторов. Если у вас есть разработки и оригинальные виды заданий, будем очень рады сотрудничать.
Второй плюс заданий и коммуникации на платформе «Юрайт» — преподавателю нет необходимости искать по всей почте нужные работы. Если преподаватель будет в неорганизованном формате переписываться по почте со своими 100 студентами, рано или поздно он запутается — кто кому и что прислал, выдал, у кого что принял. Это требует отдельной бухгалтерии. И только очень дисциплинированный педантичный ученый сухарь может себя заставить регулярно вести эту работу. В результате получается хаос, и к моменту итоговой аттестации у преподавателей наступает психологический стресс от того, что ему надо понять, где что лежит, быстро проверить, определить, кто и что написал. Это огромная работа, которую как раз можно автоматизировать — не саму проверку заданий, а механизмы их выдачи и получения. Это большая разгрузка преподавателя по времени и усилиям, чтобы он мог оставшиеся силы направить на творческую работу со студентами, на научную деятельность и на личную жизнь.
Третий плюс — задания на такой большой платформе, как наша, проходят многие десятки и даже сотни тысяч студентов. И через цифровые следы мы можем отслеживать много различных показателей. Один из важных — это сама апробация заданий в учебном процессе. Мы видим, какие задания используются, какие нет, какие выполняются успешно, какие нет, и исходя из этого мы будем постоянно обновлять «кубышку» — фонд оценочных средств. Если у вас есть всего 20 заданий, через которые каждый год проходит 20 студентов, вы никогда не сможете вычислить, что из них успешно, а что нет. А если через фонд проходят десятки тысяч, это возможно — благодаря этому мы делаем более актуальный контент, более методически выверенный — именно тот, который будет служить определенным образовательным целям. Более того, мы планируем дальнейшую исследовательскую программу, потому что нам интересно смотреть, как уровень выполнения заданий студентом связан, например, с общей успеваемостью студента по этой дисциплине, по соседним, с его профориентацией, с его интересами. Сейчас мы ведем большую исследовательскую программу, которую запустили вместе с ведущими университетами, — занимаемся анализом данных в образовании. Это большой хороший пласт информации, который позволит по-новому заглянуть за кулисы образовательного процесса и сделать важные методические выводы.
Как задания будут представлены на платформе? Как отдельный сервис или внутри учебных курсов?
Задания у нас связаны с неким тематическим планом, на котором основан лонгрид (аналог учебника на платформе). Для того чтобы задания заработали, у студента должны быть к моменту начала выполнения задания сформированы некие компетенции — он должен понимать, как выполнять задание, должен быть в курсе терминологической базы, методов решения задач и т. д. в зависимости от специфики дисциплины. И поэтому задания в отрыве от учебника не играют такой сильной методической роли, как вместе с ним. Поэтому, как мы делали формирующее тестирование в связке с лонгридами, так они будут положены и в основу заданий.
В отличие от формализованных тестов, количество типов которых исчерпывается возможностями автоматической проверки, задания оставляют огромный простор для педагогических экспериментов, для творческой натуры каждого конкретного преподавателя, для самовыражения студента. Поэтому они гораздо лучше раскрывают личностные характеристики обучения: тесты относятся к навыковой модели (компетентностной), а задания способствуют становлению личности профессионала. Никакой подход не лучше, это как левое и правое полушария мозга — они оба должны работать вместе, чтобы у нас получился человек, который найдет себя и на рынке труда, и в человеческой жизни.
Как преподаватели смогут встроить задания в текущий учебный процесс?
Чтобы встроить задания в учебный процесс, у учебного заведения должна быть подписка. Когда преподаватель получает полный доступ к платформе, он может выдавать задания своей группе или любому студенту из своей группы — для этого нужно, чтобы они были зарегистрированы. Будет дополнительная возможность для индивидуализации обучения, когда через «Конструктор гибких курсов» можно будет собирать курсы не только с тестами, но и с заданиями. Это персонализация обучения — при желании преподаватель может собрать то количество вариантов, которое ему нужно, чтобы разбить группу по уровню сложности освоения материала, по видам мотивации каждого студента, работать с каждым над его конкретной темой — что угодно.
Для этого мы готовим большую систему заданий. Конечно, мы не готовы сказать, что в самом начале она будет абсолютно идеальна и полностью соответствовать всем высоким стандартам, которые есть в учебных процессах ведущих университетов, но мы работаем над тем, чтобы на основе вашей обратной связи совершенствовать механизм в дальнейшем.
Мы ценим вашу преподавательскую и студенческую активность, ваше желание пользоваться хорошими инструментами — и растем благодаря вам!