25 января, в первый день VIII Зимней школы преподавателя, руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили ситуацию, которая сложилась в нашей образовательной системе во время пандемии, и попытались ответить на вопрос, какая стратегия цифровой трансформации в итоге победит.
Модерировал дискуссию Дмитрий Земцов, проректор по развитию Дальневосточного федерального университета, лидер рабочей группы национальной технологической инициативы по развитию дополнительного и неформального образования «Кружковое движение», председатель Правления Ассоциации участников технологических кружков.
Кирилл Зиньковский, кандидат экономических наук, директор Центра финансово-экономических решений Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», поделился своим взглядом на образовательные тренды, которые определились во время пандемии, — в частности, эксперт выделил прозрачность системы образования: «Тренд разбора образовательных программ на составляющие и оценки этих составляющих рынком появился еще до пандемии, но сейчас проявился в полной мере. Образование становится все более транспарентным». Мнение эксперта поддержали многие коллеги, в том числе Ольга Назайкинская (СКОЛКОВО).
Спикер рассказал о системе образования с экономической точки зрения и поделился с коллегами важной идеей: «В цифровой трансформации высшего образования надо опасаться отставания в конкуренции и надеяться на нее, потому что это двигатель нашего развития».
Евгений Муханов, проректор по проектно-инновационной деятельности и международному сотрудничеству Южного федерального университета, поделился с коллегами своим видением новых принципов существования университета: «Университеты должны пересмотреть не только программы развития, но и принципы существования — переформатировать понимание науки, которая должна быть открытой и глобальной, основанной на маркетинге, понимание образования, которое должно быть основано на проектах и исследованиях, переформатировать понимание миссии университета. Только тогда вузы будут востребованы»; «Принципами существования университета сейчас становятся риск-менеджмент, оценка всех новых инициатив и постоянная диверсификация программ и проектов. Университеты — система, основанная на почитании традиций, а эти принципы уже не соответствуют ожиданиям мира, в котором мы живем».
Ольга Назайкинская, директор Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО, начала свое выступление на дискуссии с оптимистичной ноты: «Я бы предложила ничего не опасаться, а считать риски. Если мы находимся в кризисной ситуации, то ее надо воспринимать как возможность экспериментировать, находить нестандартные решения и считать риски, тогда не придется ни на что надеяться и ничего опасаться».
Эксперт уделила внимание «находкам» учебного процесса, которые набирают популярность вследствие пандемии, — в частности, такими находками стали подключение к занятиям практиков («Совместное ведение онлайн-занятий с практиками или вашими коллегами из другого вуза, города, страны настолько насыщает учебный процесс! Стоимость невелика или вообще не меняется, а студентам это очень интересно и важно») и работа в малых группах. Также эксперт подчеркнула важность правильной скорости подачи информации и ограниченности ее объемов, которую на дистанте многие переоценивают и дают студентам слишком много материала.
Андрей Лямин, доктор технических наук, начальник Департамента открытого образования Университета ИТМО, в ходе дискуссии обратил внимание на повышение сложности задач и повышение требований к администрации и преподавателям вузов: «Изменится организационная структура высшего образования, технологии. Надеемся, участвуя в процессе цифровой трансформации, мы будем отвечать современным требованиям, ведь сложность задач постоянно растет».
К таким требованиям относятся, в частности, емкость, лаконичность образовательных программ: «Мы должны переходить на модульную структуру, быть готовыми к укорочению образовательных программ» — и более тщательная и трудоемкая подготовка к занятиям: «Увеличивается больше всего трудоемкость подготовительной фазы — до занятия, когда преподаватель продумывает сценарий занятия, увеличиваются требования к подготовке».
Дискуссия получилась невероятно живой — десятки вопросов и реплик в чате, яркие мнения и идеи экспертов и неформальное общение! В онлайне вебинар смотрели почти 2000 зрителей!
Участники обсудили экономическую сторону образовательных программ онлайн, уроки пандемии для вузов, изменившуюся расстановку сил и ролей в образовании.