Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
23 апреля 2024 активны на платформе
54 241 +6
Преподаватель
589 474 +391
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Панельная дискуссия «Университетские исследования или исследовательские университеты?»

Дата публикации
03 февраля 2021
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
265

28 января, в четвертый день VIII Зимней школы преподавателя, руководители и эксперты из ведущих образовательных учреждений собрались, чтобы обсудить, как коммерциализировать университетские научные разработки и налаживать связи с предприятиями, чем вовлекать молодежь в науку, где проходит грань между ролью преподавателя и исследователя. 

 

В роли модератора выступил Ростислав Яворский, советник ректора Томского политехнического университета. Он обсудил с коллегами, кто должен быть инициатором взаимодействия между университетами и коммерческими компаниями, по каким критериям оценивать деятельность научных школ, почему важно поддерживать связь с выпускниками и как это делать и многое другое.

 

Виталий Сергеев, проректор по научной работе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, подчеркнул ценность научной миссии университетов как составляющей, определяющей уровень учебного заведения в России и за рубежом: «За последние 10—15 лет государство выделило значительные средства на модернизацию и развитие университетов и, естественно, ожидает результат от своих инвестиций. И оценка идет в первую очередь через научную деятельность. Именно наука сегодня определяет реальный уровень университета как в российском, так и в международном пространстве». Эксперт обратил внимание коллег на то, что университет пока не готов взять на себя роль производителя завершенных изделий, в которых нуждаются предприятия, и его задача заключается в разработке. Проректор объяснил причины: «Переход от идеи и понимания технологии к практическому внедрению и выпуску готовых изделий тяжелый. И сегодня университеты в большинстве своем массово выдать готовые изделия для предприятий не могут. Это связано с тем, что инвестиции в цепочку, от исследования к разработке пилотного проекта и далее к серийному внедрению — затратный путь, и университет не может взять на себя это бремя».

 

Виталий Баган, кандидат физико-математических наук, проректор по научной работе Московского физико-технического института, в разговоре с коллегами подчеркнул важность поддержания связи с выпускниками — как с точки зрения научной работы, так и по части поддержки различных учебных проектов: «Мы сильно продвинулись с точки зрения привлечения своих выпускников в университет. Молодым специалистам нужны стабильность и обеспеченность жильем»; «На лояльности выпускников действительно делается очень многое. У нас, например, недавно выпускники проспонсировали закупку 100 ноутбуков для первокурсников». 

 

Подводя итоги дискуссии, спикер обозначил проблему отсутствия слаженного горизонтального взаимодействия университетов и общей материально-технической базы для проведения различных исследований: «Чтобы делать серьезные исследования, нужна хорошая лабораторная база. Надо решать задачу совместного использования оборудования при выполнении заказов — это сильно расширит возможности каждого из игроков и исключит необходимость закупки очень дорогих приборов. Мы это пытаемся решить через совместные исследования. Мы стараемся наладить связь в том числе и с регионами — это, мне кажется, даст новый импульс».

 

Данис Нургалиев, проректор по научной деятельности Казанского федерального университета, подчеркнул ценность преподавательской деятельности и рассказал о способах привлечь в преподавание и науку молодых специалистов: «Стоимость работы преподавателя очень низкая, а если он занимается исследованиями, тогда зарплата большая. У нас никто из молодых людей не хочет особо преподавать, хотя это надо делать. Это ценно не только для людей, которые слушают их, но и для самого преподавателя, у которого в процессе подготовки и проведения занятий в голове структурированно укладываются его знания»; «Одна из базовых возможностей сохранения молодежи — госзадания. В прошлом году появилась программа, еще не все вузы к ней подключились. Министерство выделяет деньги на заработную плату для выпускников этого года. Нестабильное финансирование не дает науке развиваться. Нужны крупные длительные программы. Дело даже не в вузах, а в коммерческих предприятиях, для которых нет правовых норм».

 

Василий Фефелов, проректор по научной и инновационной деятельности Омского государственного технического университета, поделился с коллегами своим видением того, какими средствами можно простимулировать преподавательскую активность среди научных сотрудников университета: «Необходимо применять мягкую силу, например давать НПР рейтинг за статью выше, чем чисто научным сотрудникам, давать дополнительный набор аспирантов для помощи, больше средств за публикацию методических пособий. Тогда эти пособия будут обладать практическим весом. Это неправильно, когда есть большая пропасть между ученым и преподавателем в университете». «У преподавателя цель — передача знаний, а у ученого — получение и применение знаний; чем выше уровень образования, тем больше ученого в преподавателе», — считает эксперт. 

 

Участник дискуссии рассказал о том, на что вузам следует обращать внимание, прежде чем начинать вести совместные научные проекты с предприятиями: «Если предприятие не видит себя на мировом рынке, не решает проблемы нацбезопасности и не участвует в национальных проектах, то отполировывать образовательные программы и готовить выпускников под их запросы очень опасно! Надо ориентироваться на мировых лидеров, таких как Google. Такие компании заберут себе только одного лучшего студента, зато остальные десять поднимут отраслевую экономику».

 

Дискуссия получилась невероятно живой — десятки вопросов и реплик в чате, яркие мнения и идеи экспертов и неформальное общение! В онлайне вебинар смотрели больше 2000 зрителей!