Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
27 апреля 2024 активны на платформе
54 120 -54
Преподавателей
588 551 -653
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Панельная дискуссия «Горящие глаза студентов: как вызвать, чем удержать, во что трансформировать»

Дата публикации
03 февраля 2021
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
460

29 января, в последний день VIII Зимней школы преподавателя, руководители и эксперты из ведущих образовательных учреждений собрались, чтобы обсудить, чем увлечь и заинтересовать студентов офлайн и онлайн, как понять мотивацию каждого, грамотно определить индивидуальную образовательную траекторию. 

 

В роли модератора выступила Анна Никлаус, кандидат политических наук, доцент, декан факультета управления интеллектуальной собственностью Российской государственной академии интеллектуальной собственности. Она обсудила с коллегами, как меняется психология образования, как поддержать заинтересованность студентов на дистанте, в каком виде и для чего должна существовать система оценивания и многие другие вопросы, связанные с мотивацией учащихся. 

 

Бронюс Айсмонтас, кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, почетный работник высшего образования Российской Федерации, подчеркнул важность теории поколений в учебном процессе: «Мы должны учитывать теорию поколений, ее отражение в учебном процессе. Нельзя навязывать молодому поколению собственное понимание жизни, счастья и ценностей, надо учиться жить вместе и решать общие задачи».

 

Эксперт затронул педагогические, психологические, методические, организационные аспекты формирования учебной мотивации и заявил, что потребности человека, описанные в пирамиде Маслоу, и нейрологические уровни психики Роберта Дилтса должны учитываться в образовательном процессе, поскольку могут стать своего рода ключом к индивидуализированной мотивации, решению различных трудностей. 

 

Владимир Ромашин, кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности декана факультета государственного сектора Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ», уверен, что мотивация студента зависит только от него самого, его собственного самоконтроля и степени заинтересованности в теме, а педагог призван лишь создать благоприятные условия для личностного роста молодых людей: «Мое стойкое убеждение, что мотивация — это чисто личностный процесс, который ведет человека к его цели. На вопрос, кто должен заниматься мотивацией студентов, отвечаю: сам студент!» 

 

Эксперт поделился с коллегами несколькими рабочими приемами, в том числе обратил внимание на то, как важно, чтобы начало занятия или целого курса вызывало у студентов эмоцию удивления: «Надо сделать вступление и вводное занятие так ярко, чтобы у студента появилось желание самостоятельно изучать предложенную тему». Также участник дискуссии рассказал о цифровых сервисах сбора обратной связи, которые он сам активно применяет в образовательном процессе. 

 

Александр Бермус, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, в рамках разговора рассмотрел мотивацию студентов с психологической и философской точек зрения и обратил внимание коллег на то, что всеобщий переход на дистант сделал старые проблемы заметнее, поднял их на поверхность: «То, что мы называем мотивацией, это ориентировочная основа действия, признак того, что студент включен в процесс обучения. Мы видим, что происходит сужение пространства нашего психологического действия. И студенты, и мы находимся в ситуации некоего дефицита реальности. Она обнажает проблему, которая существует не только в дистанте, но и в аудитории: студенты постоянно сидят в социальных сетях. Есть системный эффект: нам и нашим студентам необходимо пространство реальности, пространство реального диалога, пространство реального проекта. Качество той социальной среды, в которую мы погружены в реальном мире, оказывается недостаточным, поэтому все уходят в онлайн»; «Высшее образование должно давать человеку готовность к пользованию своим умом, к диалогу с позиции разума, к реализации себя как личности. Роль и значимость дистанта в том, что он проявил огромное количество проблем и противоречий, которые нами заметались под ковер, потому что мы не имели адекватных средств для понимания и обсуждения. Мы продвинулись с обсуждения технологических деталей к обсуждению сущностных проблем образования».

 

Михаил Бухтояров, доцент Сибирского федерального университета, кандидат философских наук, Master of Education in Instructional Technology, обратил внимание коллег на то, как важно сохранять возможность диалога и создавать пространство для дискуссии как в офлайн-, так и в онлайн-формате, а не становиться на позицию транслятора, ограничивающегося разъяснением требований и односторонней передачей информации: «В цифре, так же как в реальности, важно установить пространство для диалога, для дискуссии»; «Часто мы становимся просто на позицию разъяснения правил и требований. А студенты крайне чувствительны к пространству, возможности самостоятельно контролировать процесс обучения». Открытием для эксперта как преподавателя стало то, что именно это пространство может усиливаться за счет технологий дистанта, которыми должен сегодня уметь пользоваться каждый педагог: «Для меня оказалось открытием, что пространство для дискуссии и диалога может быть усилено именно в дистанционном формате. Студенты с удовольствием работают друг с другом в комнате без преподавателя. Они с удовольствием готовы приносить на занятия свои темы и свои проблемы. Главное — прорабатывать инструменты, которые помогут реализоваться проектной деятельности: должны быть поддержка и консультации именно по технической части».

 

Дискуссия получилась невероятно живой — десятки вопросов и реплик в чате, яркие мнения и идеи экспертов и неформальное общение! В онлайне вебинар смотрели больше 2000 зрителей!