Показать виджеты
Скрыть виджеты
23 ноября 2024 активны на платформе
52 421 -75
Преподаватель
647 745 -266
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Панельная дискуссия «Нормативные рамки или нормативные оковы? Тренды регулирования ВО и СПО»

Дата публикации
05 февраля 2021
Время на прочтение статьи
2 мин
Количество просмотров
407

В понедельник, 25 января, руководители и эксперты из ведущих образовательных учреждений собрались на панельной дискуссии «Нормативные рамки или нормативные оковы? Тренды регулирования ВО и СПО», чтобы обсудить нормативно-правовое регулирование сферы образования. Дискуссия прошла в рамках VIII Зимней школы преподавателя. Модерировал дискуссию Александр Сергеевич Молчанов, основатель и руководитель «Е-проф» — профессиональное электронное образование. 

 

Эксперты обсудили ключевые вопросы: какой правовой статус у преподавателя, нужно ли регулятору вмешиваться в работу вуза и следует ли идти болонским путем или нужно отстаивать российское видение образования. 

 

Александр Молчанов («Е-проф») рассказал, что во время пандемии, когда проверки Рособрнадзора отменили, вузы вздохнули и почувствовали свободу: «В пандемию была гибкая ситуация, проверки Рособрнадзора отменились. Мне показалось, что вузы вздохнули и им не хотелось выходить из этого периода пандемии». 

 

Никулин Сергей Викторович (проректор по образованию Вятского государственного университета) отметил, что не так страшны законы, которые принимаются, как их правоприменение. Эксперт рассказал, что, когда приходят проверки на места, проверяют не исполнение закона, а формальные вещи: «Проблема в том, что в ходе проверок начинают смотреть не на сутевые вещи, на дух закона, а на формальные вещи, вроде запятая не там стоит». 

 

Спикер подчеркнул, что регулятору нужно оставить вузы в покое, и тогда через пару лет, когда уже будет ясен результат, можно будет проводить у них проверки и спрашивать с них: «Дайте вузам несколько лет спокойно пожить, посмотрите через пять лет на результат, посмотрите на успеваемость студентов, тогда будет о чем говорить». 

 

Разинкина Елена Михайловна (доктор педагогических наук, профессор, проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого)  рассказала о роли регулятора в образовательном процессе и отметила, что во всем хорош баланс: «Во всем хороша золотая середина. С начала пандемии Минобрнауки отказалось от детальной регламентации работы университетов, жестких рамок, подчеркнув важность инициативного действия коллективов вузов в зависимости от конкретных условий».

 

Эксперт отметила, что если преподаватели мотивированы, то у них есть возможность автономии, они могут донести администрации свои недовольства и предложения: «Преподавателей, которые мотивированы и хотят сделать лучше наше образование — их больше. И это не зависит от направления подготовки и возраста, они смогли адаптироваться в период пандемии».  

 

Коровко Анна Валентиновна (старший директор по основным образовательным программам Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»), рассказала о проблеме незнания преподавателей, что им можно и доступно, а что нет: «Иногда проблема преподавателей в незнании, что есть в университете и что их ждет. Проинформировать их о целях, планах и понимании пути развития — задача любого университета!»

 

Решить проблему отсутствия квалифицированных юристов в сфере образования в вузах, по мнению спикера, можно за счет сетевой дружбы с коллегами: «К сожалению, не все вузы располагают штатом квалифицированных юристов в сфере образования. Здесь выходом может быть только сетевая дружба».

 

Азат Булатович Галимханов (проректор по учебно-методической работе Башкирского государственного университета) согласился с тезисом, что часто информация, которую хочет донести ректорат до преподавателей, до них не доходит и часто блокируется на уровне деканов и заведующих кафедрами: «К сожалению, приходится констатировать, что зачастую до преподавателей информация от руководства вуза не доходит. Информация блокируется средним звеном управленцев». 

 

Спикер подчеркнул, что не верит в автономность образовательных учреждений, потому что все урегулировано законодательством: «На мой взгляд, автономия вуза — это миф. Сейчас настолько все зарегулировано, что шаг вправо, шаг влево трактуется как нарушение закона».

 

В завершении Александр Молчанов («Е-проф») подчеркнул, что ответственность за правовую и экономическую грамотность несет преподаватель и что он обязательно должен обладать ей: «Преподаватель обязательно должен обладать и правовой, и экономической грамотностью». 

 

Дискуссия получилась очень живой. Чат с вопросами и репликами кипел, спикеры высказывали свои мнения и не всегда соглашались с мнением коллег! 

В онлайне вебинар смотрели почти 2000 зрителей!

 

Эксперты успели обсудить роль регулятора в образовании, имеют ли преподаватели право высказывать свое мнение и выступать инициаторами, а также автономность вузов.