Во вторник, 26 января, в рамках VIII Зимней школы преподавателя ведущие эксперты образования собрались на панельной дискуссии «Расширяющаяся вселенная: цифровые университеты и экосистема образования», чтобы обсудить цифровые университеты, экосистему образования и то, как взаимодействуют бизнес и образование. Модерировал дискуссию Владас Ионо Повилайтис, доктор философских наук, директор Центра компетенций в области онлайн-обучения Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
В начале дискуссии Владас Повилайтис (доктор философских наук, директор Центра компетенций в области онлайн-обучения Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта) подчеркнул, что тема дискуссии очень важная и актуальная для времени, в котором приходится работать: «Цифровые университеты и экосистема образования — одна из интереснейших тем, потому что она посвящена трансформации, которая сейчас происходит, и мы живем в ситуации после большого цифрового взрыва».
Татьяна Полежаева (начальник управления стратегического развития и проектной деятельности Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева) рассказала, что понятие университета и что можно считать университетом очень размыто. Важно понимать, что сегодня в университетах дают не знания, а пространство, где студенты могут себя попробовать и понять, что им будет интересно в жизни: «Когда мы говорим про университет как экосистему, необходимо учитывать, что сейчас мы создаем не знания, а пространство, в котором можно ошибиться, попробовать себя и на основании этого опыта выстраивать свою жизненную траекторию».
Спикер отметила, что экосистемой университета могут быть как сотрудники университета, участники образовательного процесса, так и внешние элементы: «Экосистемой университета могут выступать как сотрудники, студенты, так и внешние элементы, которые могут проникать в эту систему».
Андрей Иваницкий (генеральный директор компании «ТАНДЕМ») рассказал, что учебный процесс университета должен быть в цифре: «Основным бизнес-процессом любого университета является учебный процесс, и он должен быть полностью в цифре. Информация рождается на этом уровне, а дальше происходят ее обобщение, абстракция и возможность обмена данными».
В этом, по мнению эксперта, поможет единая интеграционная платформа: «Ключевым элементом архитектуры цифрового университета является интеграционная платформа, которая, с одной стороны, будет предоставлять готовое решение, реализующие общие стандарты обмена данными, с другой стороны, будет расширяема, чтобы решать уникальные задачи университета».
Лилия Кирьянова (директор по развитию Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций) рассказала про консорциум всех университетов Томска и пояснила, зачем решили объединиться и какие цели: «С одной стороны, у нас желание и амбиции делать большие системы на уровне науки и образования, с другой стороны, речь идет о создании системы, которая позволит нам оптимизировать использование различного рода ресурсов и делать проекты, которые одному сделать не под силу».
Спикер рассказала, что любая экосистема базируется на взаимовыгоде и состоится, только если все участники включены в процесс и обмениваются взаимными выгодами: «Вопрос любой экосистемы во включении. Любая экосистема — это система взаимовыгод, и она будет работать только тогда, когда у всех участников есть обмен взаимными выгодами».
Сергей Вищипанов («Факультетус»), рассказал, что тормозит цифровизацию: «Цифровизацию образовательных и любых других процессов тормозит именно недостаточная стандартизация данных».
Эксперт пояснил где и для чего нужна цифровизации: «Цифровизация нужна в инструментах работы с данными. Выпускники после первого года обучения не могут даже вбить свою профессию в поиске, он просто не знает, что такая существует. А цифровизация позволяет увидеть вектор по каждому студенту и выстроить процесс индивидуально».
Иван Чернышев (IT-директор Образовательной платформы «Юрайт») рассказал о финансировании топовых вузов и возможности взять и доработать платформу: «Когда мы говорим о топовых вузах, они способны взять open source и доработать ее. У них есть на это ресурсы, но таких вузов немного, и они вынуждены брать продукт, который им доступен».
Эксперт подчеркнул, что партнерство вузов строится по правилам рынка: «В партнерстве вузов и компаний действуют вполне понятные рыночные взаимодействия. Каждый хочет получить максимум прибыли за минимальные затраты».
В заключение дискуссии модератор, Владас Повилайтис (доктор философских наук, директор Центра компетенций в области онлайн-обучения Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта), поблагодарил участников за дискуссию и отметил, что ему приятны люди, которые что-то делают и пытаются изменить: «Все присутствующие мне приятны тем, что они не только говорят, они еще и делают».
Дискуссия получилась очень оживленной, зрители активно реагировали на мнения спикеров. Онлайн за дискуссией наблюдало больше 1500 человек! Эксперты обсудили суть экосистемы образования, поговорить о взаимодействии университетов и бизнеса, а также представили свои проекты по созданию экосистемы образования.