Показать виджеты
Скрыть виджеты
23 ноября 2024 активны на платформе
52 421 -75
Преподаватель
647 745 -266
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Онлайн-дискуссия «Спокойствие, только спокойствие! Профессиональное выгорание преподавателей и его профилактика»

Дата публикации
03 марта 2021
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
598

Онлайн-дискуссия «Спокойствие, только спокойствие! Профессиональное выгорание преподавателей и его профилактика» 

 

В четверг, 18 февраля, руководители, преподаватели и эксперты из ведущих образовательных учреждений собрались на площадке Юрайт.Академии, чтобы обсудить актуальную для преподавательского сообщества тему профессионального выгорания. Как можно диагностировать профессиональное выгорание, стоит ли уходить из профессии, если выгорел, и как поддерживать преподавателей, чтобы они не подвергались выгоранию?

 

«Педагоги особенно подвержены выгоранию, поскольку их работа тесно связана с непрерывным общением с другими людьми, с эмпатией, с большой эмоциональной отдачей», — Полина Частова, обозреватель Образовательной платформы «Юрайт».

 

Людмила Долинская (доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук) рассказала, что с выгоранием сталкиваются не только люди, которые долго работают в профессии, но и молодые люди, которые только вступают в нее: «Статистика показывает, что молодые люди, только входящие в профессию, сталкиваются с выгоранием».

 

Спикер рассказала, что часто эмоциональное выгорание путают с усталостью, но сон не спасает и симптоматика никуда не уходит. Главная причина выгорания в том, что преподаватели отрицают, что именно они могут столкнуться с такой проблемой: «Главная причина в том, что многие педагоги не признают, что у них выгорание, думая, что с ними такого никогда не случится».

 

Александра Кузьмина (директор центра развития онлайн-обучения Уральского федерального университета) рассказала, что причина профессионального выгорания у людей, связанных с отраслью онлайн-обучения, была в том, что пришлось экстренно переводить весь учебный процесс на дистанционный формат. Спикер подчеркнула, что важно делегировать задачи: «Когда поступают задачи, важно делегировать их и распределять между сотрудниками». 

 

Спикер отметила, что у каждого есть право на ошибку и из прошлого года нужно вынести все, что в дальнейшем будет помогать в обучении: «Надо дать себе право на ошибку. Из школы жизни длиною в один год надо взять все технологии и решения, которые будут удобны для дальнейшей деятельности».

 

Марина Вайндорф-Сысоева (профессор кафедры технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук), рассказала о причинах профессионального выгорания преподавателей: выход из зоны комфорта на фоне стремительных изменений, обилие бумажной работы и отсутствие поддержки преподавателей: «Вторая проблема — отсутствие поддержки преподавателей и учителей. Когда ты в растерянности, не понимаешь, как и что делать, очень важно, чтобы кто-то был рядом».

 

Спикер подчеркнула, что преподаватели не привыкли делегировать задачи другим, тем более просить помощи от студентов, а это сегодня необходимо: «Надо быть гибким и отдавать работу тем, кто сделает это хорошо, — это способствует не выгоранию, а продвижению».

 

Наталия Водопьянова (профессор кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета, доктор психологических наук) рассказала, что такое выгорание с психологической точки зрения: «Выгорание — это не заболевание, а деформация личности, которая потом может переходить в деструкции личностные».

 

Эксперт рассказала о причинах, которые могут привести к профессиональному выгоранию: неудовлетворенности собой, снижении успешности, редукции личных достижений. Спикер подчеркнула, что преподавателю необходимо постоянно учиться и не бояться просить помощи у молодежи: «Учитель должен постоянно учиться и обращаться за помощью к молодому поколению».

 

Анжелика Барсукова (проректор по проектной и инновационной деятельности Государственного института новых форм обучения, кандидат исторических наук) подчеркнула, что, когда преподаватель сталкивается с выгоранием, необходимо остановиться и задать самому себе вопросы, что зажигает в профессии, зачем изначально в нее пришел и какие есть сильные стороны: «Важно понять, что преподавателя вдохновляет, что является его искрой и сильной стороной. Если педагог не готов с собой работать и задавать нужные вопросы к себе — то очень сложно будет найти необходимые ресурсы (источники сил) дальше работать в выбранной профессии».

 

Спикер подчеркнула, что руководство образовательного учреждения должно знать и понимать, что у преподавателей есть сильные стороны. Исходя из этого необходимо менять ключевые показатели эффективности: «Важно, чтобы руководитель структурного подразделения мог видеть сильные стороны своего коллектива. Должен быть дифференцированный подход к комплексу KPI, на выполнение которых ориентирован преподаватель».

 

Эксперты также высказались, стоит ли уходить из профессии, если преподаватель почувствовал, что у него выгорание.

 

Марина Вайндорф-Сысоева считает, что если преподаватель выгорает и задумывается о том, чтобы уйти из профессии — надо уходить: «Одно место работы себя изживает. Если ты подумываешь, что надо уходить из профессии — надо уходить, чтобы не обременять свою семью, окружающих и не обижать своих студентов».

 

Наталия Водопьянова подчеркнула, что уход из профессии, в которой человек был 10—20 лет, — большая психотравма для личности: «Противодействие профессиональному выгоранию должно быть связано с профессиональным долголетием. Мы не должны разбрасываться людьми, которые долго работали. Есть различные амплуа в профессии, вроде наставничества, где можно себя попробовать».

 

Александра Кузьмина думает, что необходимо перестроиться: «Преподаватели из транслятора знаний превращаются в навигаторов, это новый вектор развития вузов. Нужно остановиться, отрефлексировать и перестроить учебный процесс, если не получается и нет желания — можно уволиться».

 

Онлайн вебинар посмотрели 1657 зрителей!

 

Тема профессионального выгорания остается актуальной для всех профессий. Преподаватели подвержены частому выгоранию, потому что делятся своими эмоциями, постоянно общаются как со студентами, так и с коллегами. Эксперты успели обсудить, как можно проводить профилактику выгорания и что делать, если уже выгорел.

 

Мы рады, что Юрайт.Академия выступает площадкой, где преподаватели и эксперты со всей страны могут поделиться своим опытом, мнением и перенять что-то от коллег себе. Следите за расписанием будущих онлайн-дискуссий и онлайн-классов тут: https://urait.ru/events.