Лабораторные работы в новой образовательной реальности
Служит ли учебный лабораторный эксперимент тем же методическим целям, что и в прошлые десятилетия? Насколько остро стоит вопрос модернизации лабораторного оборудования? Как сделать лабораторные работы более практичными и соответствующими желаемым профессиональным навыкам? В четверг, 11 марта, эти и многие другие вопросы обсудили эксперты из различных учебных заведений и компаний на дискуссии «Лабораторные работы в новой образовательной реальности». Модерировал дискуссию Александр Сафонов, директор партнерских и образовательных программ Образовательной платформы «Юрайт». В начале обсуждения он сконцентрировал разговор вокруг методической составляющей лабораторных работ, задав вопрос о разнице целей, которым служит учебный эксперимент сейчас и служил раньше.
Ирина Шолина, директор Центра развития инженерного образования Уральского федерального университета, эксперт рабочей группы по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций НСПК при Президенте РФ, считает, что работа в лабораториях должна учить правильной обработке данных, при этом нужны мастерские, где студенты могли бы довести до автоматизма ряд алгоритмических действий. Кроме того, эксперт отметила, что в приоритете методических разработок должно стоять целеполагание и с понимание, какие компетенции приобретает студент в ходе выполнения лабораторных работ. По мнению Ирины Шолиной, каждый эксперимент имеет большую творческую составляющую, однако студентов нужно отдельно учить валидировать различные методы: «Лабораторное пространство — то место, где живет эксперимент, формируется культура реализации правильного эксперимента, который позволяет делать доказательным все, что происходит в нашей жизни».
Владимир Евдокимов, старший преподаватель кафедры «Холодильная и компрессорная техника и технология» Омского государственного технического университета, выделил моменты, которые считает основополагающими в проведении лабораторных работ: например, это взаимодействие с реальным оборудованием, чтобы студент учился самостоятельно совершать все практические действия от начала до конца. По словам спикера, одной из главных целей ОмГТУ является подготовка специалиста, который сможет приступить к своим обязанностям без дополнительного обучения на рабочем месте: «Наша задача — подготовить выпускника с минимальным временем адаптации на рабочем месте. Предприятию не придется переучивать и доучивать молодых специалистов, они могут сразу полноценно выполнять свои трудовые функции». Эксперт рассказал, что ОмГТУ активно сотрудничает с промышленными партнерами, что дает учащимся возможность получить реальную практику еще в студенческие годы, выполняя лабораторные работы не только в университете, но и на Омском нефтеперерабатывающем заводе.
Евгений Турло, доцент кафедры химии и химической технологии Новосибирского государственного технического университета, кандидат педагогических наук, подчеркнул, что важно выпускать из вузов уже полностью подготовленных специалистов: «У нас в НГТУ присутствует тесная связь университета и работодателя, ведь каждая организация хочет получить специалиста, который умеет все». По словам эксперта, приобретенное университетом оборудование в полной мере дает студентам представление о реальной работе, которая им предстоит, лабораторная база опорного университета позволяет дать студентам все необходимые для дальнейшего трудоустройства компетенции и навыки. В контексте обсуждения лабораторных действий в виртуальной реальности Евгений Турло выразил мнение, что практика с реальным оборудованием обязательно должна присутствовать в учебном процессе.
Игорь Бриденко, начальник отделения 431 учебной лаборатории Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, разработчик виртуальных лабораторных работ, имея шестнадцатилетний опыт в организации виртуальных лабораторных работ, рассказал о нюансах, которые необходимо учитывать при проведении экспериментов в онлайне. Спикер подчеркнул важность использования практических результатов измерений реального оборудования, а не стандартизированную математическую модель. Отвечая на вопрос о виртуальных лабораторных работах, эксперт выразил мнение, что они необходимы в учебном процессе, при этом учащимся следует видеть и реальный опыт: «Должна быть золотая середина: когда студенты видят реальное оборудование, но работать должны на виртуальном, потому что реальное оборудование сложное, дорогое, капризное и опасное». По словам Игоря Бриденко, преподавательскому составу стоит брать в расчет возрастающую цифровую активность студентов и стараться доносить информацию в удобном для них виде, в том числе в онлайн-формате.
Альбина Иванишина, генеральный директор «Вектор», официальный представитель компании LD Didactic в России, говоря об обеспечении безопасности студентов при проведении лабораторных экспериментов, подчеркнула, что этот вопрос является первоочередным для компании: «Очень важно, чтобы все регламенты со стороны производства соблюдались. У нас все оборудование имеет защитные функции, вандалоустойчивые, нет доступа к незащищенным порталам, есть вся сертификация международного и российского регламента». Альбина Иванишина рассказала о разработанной программе, которая позволяет управлять оборудованием на расстоянии, такая практика помогла учебным заведениям в период дистанционного обучения во время пандемии. Помимо этого, спикер отметила, что производящееся в компании оборудование отвечает как преподавательским нуждам, так и методическим требованиям, стандартам по учебным направлениям.
В завершение дискуссии модератор Александр Сафонов поблагодарил всех участников: «Все спикеры молодцы, у каждого есть сильные стороны, спасибо, что поделились ими с коллегами, я уверен, что наш сегодняшний вебинар побудит преподавателей к дальнейшей творческой, педагогической и методической активности». Он выразил надежду, что в рамках «Юрайт.Академии» еще не раз пройдет обсуждение этой важной темы.