Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
19 апреля 2024 активны на платформе
54 421 -42
Преподаватель
590 816 -351
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Первопроходцы: как открывать новые программы и проходить аккредитацию

Дата публикации
29 марта 2021
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
595

Первопроходцы: как открывать новые программы и проходить аккредитацию

 

Как вписать новую программу в стратегию развития университета?  Как сформировать преподавательскую команду и перечень курсов новой программы? Каковы «подводные камни» в аккредитационных мероприятиях? От кого должна исходить инициатива по созданию программы?

 

Во вторник, 23 марта, эти и многие другие вопросы обсудили эксперты из высших учебных заведений на дискуссии «Первопроходцы: как открывать новые программы и проходить аккредитацию». Модерировала обсуждение Наталия Орлова, начальник управления образовательных программ Тамбовского государственного технического университета, эксперт Рособрнадзора, секретарь-организатор рабочей группы рынка НТИ «Эдунет». В своем вводном слове она подчеркнула актуальность заявленной на дискуссию темы, которая порождает множество различных вопросов, требующих отдельного обсуждения и проработки: «Разработка и реализация образовательных программ являются одним из основных видов деятельности образовательных организаций, исходя из этого мы должны сегодня ответить на достаточно большое количество актуальных вопросов».

 

Сергей Жданов, начальник Центра дизайна образовательных программ Дальневосточного федерального университета, обозначил важнейшую коммуникационную задачу университета, которая состоит в понимании всеми сотрудниками стратегической ставки университета и влиянии программы развития на портфель образовательных программ. По словам эксперта, в ДВФУ формирование образовательных программ происходит по запросам работодателей: «Мы ориентируемся на рынок труда: либо программа готовит к конкретной деятельности, либо дает фундамент для быстрого освоения другой деятельности». Таким образом обеспечивается конкурентоспособность выпускников вуза, которые не получат диплом по специальности, которая уже не актуальна. Кроме того, спикер выступает за налаживание сетевого взаимодействия, которое позволит эффективно использовать ресурсы, имеющиеся на базе разных учебных заведений.

 

Алексей Максимов, эксперт Росаккредагентства, в начале своей речи напомнил, что процедура аккредитации является обязательной для всех вузов, которые хотят выдавать документы государственного образца. В связи с пандемией такие проверки сейчас в большинстве случаев проходят в дистанционном формате, и, по информации эксперта, такая ситуация будет сохраняться до конца года. По мнению спикера, даже привычно классическому вузу необходимо следовать за трендами и соответствовать всем современным тенденциям: «Я считаю, что вуз должен быть очень гибким, несмотря на его традиции». При этом обязательно должна меняться и реализующая образовательные программы команда, так как именно от кадров зависит многое.

 

Елена Тумакова, проректор Тюменского государственного университета, кандидат филологических наук, подчеркнула, что эта инициатива должна иметь взаимонаправленный характер: «Видение должно быть совместным, консолидированным, и без коммуникации по вертикали и горизонтали вузовской системы образовательную программу не открыть и не реализовать». Спикер заявила, что необходимо отвечать на запросы мировых трендов, соблюдать необходимый баланс и выводить на передний план soft skills: научить студента постоянно саморазвиваться, уметь ориентироваться в быстро меняющемся мире. В сочетании с hard skills такие навыки помогут молодому специалисту всегда оставаться востребованным на рынке труда.

 

Елена Шкабура, заместитель ректора по качеству образовательной деятельности Российского государственного университета правосудия при Верховном суде РФ, доцент, эксперт Рособрнадзора, compliance officer, кандидат педагогических наук, подчеркнула, что заказчиками и участниками разработки новых программ должны быть работодатели, при этом необходимо учитывать индивидуальность самого вуза: «Прежде всего любая образовательная программа должна быть уникальной, со спецификой, которую в нее закладывает образовательная организация». По мнению спикера, если программа является гибкой, адаптивной к изменениям в мире, ее цикл может быть многолетним. Однако надо не забывать добавлять появляющиеся со временем новые компоненты: сейчас это воспитательная работа, практическая подготовка.

 

Александра Серова, советник ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ответственный секретарь рабочей группы по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, обратила внимание участников дискуссии на необходимость анализировать вузы-конкуренты и при создании новой образовательной программы отталкиваться от индивидуальных факторов внутри университета: «Вы будете работать на конкурентном поле, и надо отдавать себе отчет, будет ли новая образовательная программа прорывом для вашего вуза; есть ли у него ресурсы, серьезная преподавательская и научная школа для этого направления». Разработка программы требует ответа на вопрос, какими компетенциями будет владеть выпускник и насколько он будет конкурентоспособен.

 

В завершение дискуссии модератор попросила спикеров подвести небольшие итоги обсуждения и поблагодарила за вовлеченность.