24 ноября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием Методика подготовки интерактивного занятия, организованная Юрайт.Академией. В конференции участвовали 2439 преподавателей со всей России и ряда стран ближнего зарубежья. В рамках конференции состоялось четыре методических онлайн-класса, на которых практикующие преподаватели поделились секретами профессионального мастерства.
Марина Селиванова: Роль цифровых технологий в обучении (https://urait.ru/su/fe7999)
В начале выступления Марина Селиванова (главный специалист лаборатории онлайн-обучения и анализа данных в образовании Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ, доцент Департамента страхования и экономики социальной сферы) сделала экскурс в изменение отношения преподавателей к цифровой педагогике. После знакомства с цифровыми технологиями в рамках проекта «Цифровая мастерская преподавателя» уже в 2019 г. преподаватели стали понимать, что цифровые инструменты и сервисы выступают их помощниками.
Что же изменилось в период дистанционного обучения? Как отмечают преподаватели, значительно выросла нагрузка преподавателя, так как при таком формате обучения требуются и иные подходы: преподавателю необходимо использовать цифровые инструменты для организации интерактивной работы и составлять такие задания, которые повысят вовлечение обучающегося в учебный процесс, даже когда студент находится по ту сторону экрана.
Эксперт поделилась опытом Финансового университета: «Мы создали платформу профессиональных проб, которая дает возможность обучающимся построить виртуальную карьеру в различных организациях, проходя три профессиональных уровня от стартового до управленческого. Использование платформы минимизирует риски при переходе на образовательную модель “2 + 2 + 2” и повышает степень осознанности профессионального выбора обучающихся».
В завершение были затронуты изменения в методике преподавания: «Студенты готовы повышать уровень своих цифровых компетенций, а в этом им может помочь преподаватель, предлагая задания, результаты которых могут быть представлены не в виде классической презентации в Power Point, а например, в виде интеллект-карты или сайта проекта».
От «Юрайта»: похожий подход используется в сервисе Юрайт.Задания, который постоянно пополняется авторами курсов и методистами УМО высшего образования.
Инна Селедцова: Пошаговое создание перевернутых курсов (https://urait.ru/su/8bc9ec)
В самом начале онлайн-класса Инны Селедцовой (CEO EachTech, сертифицированного специалиста в области перевернутого обучения (Flipped Learning 3.0 FLGI), преподавателя и участника образовательных проектов в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого) речь зашла о корректной терминологии. В перевернутом обучении оперируют понятиями «индивидуальное пространство» и «групповое пространство». Чаще индивидуальное пространство закрывается в онлайне, групповое — в очных встречах.
По теории перевернутого обучения, учащийся, приходящий в групповое пространство, уже должен быть подготовленным. Проводится выравнивание знаний: преподаватель выявляет, кто готов к практике и насколько корректно понят подготовительный материал, происходит обмен знаниями между обучающимися.
Большое внимание спикер уделила методике постепенного «втягивания» студентов в перевернутый учебный процесс. В самом начале большинство учащихся приходят неподготовленными. По статистике, к середине курса процент существенно снижается. У студентов после нескольких занятий и невозможности выполнять задания закрадываются мысли: «Не подготовиться ли мне?».
Как быть с нерадивыми студентами, кто не готовится к занятиям? Инна рекомендует следующий подход: «Можно поощрять тех, кто пришел готовым лучше остальных, но не рекомендуется давать штрафные санкции неподготовленным. Важно формировать самостоятельность, а не страх приходить на занятия с преподавателем. Иначе образуется порочный круг».
Отдельно эксперт рассказала о значимости этапа рефлексии: «Важно проводить рефлексию как с подготовленными, так и с неподготовленными студентами. На рефлексии учащимся нужно проанализировать, что получилось и не получилось при выполнении практического задания, на какие вопросы не получили ответ, зафиксировать идеи по итогам занятия, обозначить важность подготовки к занятиям».
Мария Горденко: Выбираем сервис для проведения онлайн-тестирований (https://urait.ru/su/e89846)
Во время подробного обзора базового функционала ведущих сервисов онлайн-тестирования Мария Горденко (старший преподаватель, младший научный сотрудник НИУ «Высшая школа экономики») отдельно обозначила педагогическую цель: «Наша основная задача — не оценить человека, а его научить. Можно провести тестирование и не ставить оценку».
Как эксперт отметила в своем выступлении, сегодня у каждого преподавателя есть право и возможность сравнить и подобрать наиболее подходящий вариант тестирования: «Сервисов для тестирования не один десяток, и каждый преподаватель выбирает удобный для себя и своих учеников… Если предмет достаточно стандартен и не меняется ежегодно, можно использовать сервисы готовых тестов. Только следует их предварительно просмотреть и понять, затрагивали ли мы эти вопросы».
От «Юрайта»: на Образовательной платформе представлены сервисы «Входное тестирование» и «Умные тесты», позволяющие решать методические задачи через готовый обширный банк тестовых вопросов.
Анна Бабина: Как выявить и использовать игровой потенциал в привычных цифровых инструментах и быстро включить его в образовательный процесс (https://urait.ru/su/ccce74)
Эксперт по цифровым инструментам обучения, корпоративный тренер компании Center-Game Анна Бабина поделилась своим опытом: «Создание игры — это продуктовая деятельность в рамках учебной деятельности… Мы закладываем в большую игру те навыки, которые студенты возьмут с собой в свою реальную профессиональную или учебную деятельность».
Отвечая на вопросы слушателей, Анна уделила внимание терминологической разнице: продуктивная деятельность — когда мы находимся в процессе создания, продуктовая деятельность — когда уже есть готовый продукт, результат.
Практика показывает — есть много готовых решений в игрофикации обучения: для образовательных целей, когда нам важно не создание оригинальной игры, а вовлечение студентов в изучение контента, лучше использовать готовые цифровые инструменты для создания популярных игр или механики качественных игр.
Для удачной игрофикации важна постановка цели, которая может быть напрямую не связана с изучаемым предметом: «Это тоже образовательный результат — когда люди формируют связи и общение, тот самый нетворкинг».
Наконец, спикер рассказала, что игрофикация может быть встроена в проектное обучение: «Давать студентам придумать свою игру — это круто!»