10:15 — 10:20 Открытие конференции
10:20 — 11:00 Демографический контекст российского образования
двойной разговор
Разбираемся в текущей демографической ситуации и ее влиянии на отечественную систему образования.
1. Демографические характеристики преподавательского сообщества и текущего поколения студентов.
2. Поколенческие различия студентов последних десятилетий.
3. Влияние образования на внутрироссийские и международные миграционные потоки.
4. Региональные демографические особенности и специфика местной образовательной ситуации.
Модератор — Ершов Владимир, Главный редактор Образовательной платформы «Юрайт»
Эксперты:
— Богуславский Михаил, Главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, почетный работник науки и высоких технологий Российской Федерации, председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования
— Ионцев Владимир, Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой демографии Высшей школы современных социальных наук, заслуженный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
11:00 — 12:30 Управление качеством образования: критерии, рейтинги, аккредитация
панельная дискуссия
Введение новых аккредитационных механизмов в высшем и среднем профессиональном образовании приводит к переосмыслению системы управления в университетах и колледжах. Как переходить от формальных проверок к реальному управлению качеством в интересах обучающихся и работодателей?
1. Что включает в себя понятие «качество образования»? Насколько качество образования можно регламентировать и формализовать через локальные нормативные акты и учебный документооборот?
2. Как разделяется ответственность за качество образования между учебным заведением и самим обучающимся в условиях нежелательности отсева студентов? Как работать с неуспевающими?
3. Кто в учебном заведении отвечает за качество образования — преподаватель, руководитель образовательной программы, декан, отдельное подразделение? Можно ли качеством образования управлять? Каковы основные инструменты и принципы управления и планирования?
4. В чем проявляется взаимосвязь развития управления качеством и цифровой трансформации учебного заведения? Каковы риски и перспективы перехода на цифровые и смешанные форматы с точки зрения качества образования? Как это можно исследовать?
5. Современная социально-экономическая ситуация российского общества требует жесткого или гибкого подхода к государственной аккредитации и контролю качества подготовки выпускников? Каковы преимущества и недостатки анонсированного в рамках аккредитации риск-ориентированного подхода?
6. Как устроена внутренняя система оценки качества образования согласно новым аккредитационным процедурам и различным самообследованиям? Какие аналитика, показатели, критерии необходимы для принятия управленческих решений?
7. Как развиваются внешние системы оценки качества — независимая оценка качества подготовки обучающихся, независимая оценка качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ?
8. Как реализовывать международную оценку качества образования в ситуации проблем присутствия российских учебных заведений в международных рейтингах?
9. Насколько качество образования ценится абитуриентами и их родителями? Каково место качества образования в их системе приоритетов при выборе места обучения и образовательной программы?
10. Через какие каналы учебное заведение демонстрирует качество образования как свое конкурентное преимущество во внешнем мире? Можно ли составить рейтинг качества по объективным показателям или только по опросам и рекомендациям?
Модератор — Катаускайте Людмила, Начальник управления качества, лицензирования и аккредитации Тверского государственного университета, эксперт по проведению независимой оценки качества образования Ассоциации по сертификации «Русский Регистр»
Эксперты:
— Иванов Василий, Директор по образовательной политике Северо-Кавказского федерального университета
— Тишкина Кристина, Директор центра качества организации учебного процесса Университета ИТМО
— Сафонов Александр, Академический директор Образовательной платформы «Юрайт»
12:00—12:20 Обсуждение со спикерами по комнатам
семинары по комнатам
12:30—13:00 Обед
13:00—13:40 Карьерные ориентиры современных абитуриентов, студентов, выпускников
онлайн-класс
Анализируем представления современной молодежи о перспективах трудоустройства и желаемой профессиональной карьере.
1. Ожидаемое трудоустройство как мотив к обучению.
2. Баланс профессионального и личностного развития.
3. Востребованность работы по специальности.
4. Представления о желаемой и возможной оплате труда.
Модератор — Сычева Елена, Ведущий эксперт книгоиздания Образовательной платформы «Юрайт»
Эксперты:
— Каминский Денис, Основатель компании FutureToday, преподаватель экономического факультета МГУ, кандидат экономических наук
— Герасимова Анастасия, Менеджер по взаимодействию с партнёрами Центра карьеры Университета ИТМО
13:40—15:10 Комфортная, насыщенная и безопасная цифровая среда
панельная дискуссия
За прошедшие несколько лет необходимость развитой цифровой среды учебного заведения стала очевидной, поскольку именно она во многом определяет контуры, ограничения и результаты учебного процесса. Как оценить качество образования через качество цифровой среды?
1. Что такое электронная информационно-образовательная среда университета? Какова ее структура, определенная ФГОС и другими нормативными документами?
2. Наличие ЭИОС учитывается в новых аккредитационных процедурах, действующих с марта 2022 г. Представляет ли это сложности для университетов или текущего уровня цифрового развития вполне достаточно для успешного прохождения аккредитации?
3. Насколько цифровую среду университетов затронула проблема санкций и импортозамещения? Что требует наибольшего внимания — серверы и оборудование, программное обеспечение, облачные сервисы, коммуникации и связь? Достаточно ли у университетов резервов для гарантированного бесперебойного поддержания и развития цифровой среды?
4. Как сделать цифровую среду насыщенной для студентов? Каким цифровым контентом студенты пользуются в первую очередь — внутривузовским или внешними ресурсами? Является ли цифровая среда конкурентным преимуществом вуза для абитуриентов?
5. Как студенты ориентируются в цифровой среде? Какие помощь и поддержка им в этом необходимы? Как обучать первокурсников навыкам работы в цифровой среде?
6. Каковы наиболее востребованные преподавателями сервисы? Насколько серьезны проблемы цифровой грамотности преподавателей?
7. Как сделать цифровую среду комфортной? Как собирается и анализируется обратная связь от пользователей?
8. Насколько цифровая среда упрощает и ускоряет документооборот? Актуальна ли сегодня проблема излишнего дублирования подготовки документов и различных отчетов в традиционном и цифровом видах?
9. Означает ли цифровая среда большие прозрачность и открытость университетских
процессов для всех заинтересованных сторон?
10. Как сделать цифровую среду безопасной? Какие университетские процессы требуют наибольшей защиты с точки зрения информационной безопасности? Основные риски для информационной безопасности представляют внешние угрозы (например, атаки и взломы) либо низкая цифровая грамотность сотрудников и студентов? Каковы ключевые меры защиты цифровой среды вуза?
11. Каковы преимущества и недостатки интеграции цифровой среды различных университетов в единые платформы? Какой путь развития эффективнее — стандартизация или конкуренция?
12. Как развивающаяся цифровая среда изменяет сами университеты?
Модератор — Фадеев Александр, Кандидат технических наук, проректор по цифровизации Национального исследовательского Томского политехнического университета
Эксперты:
— Титов Алексей, Проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета
— Канищев Сергей, Доцент, кандидат экономических наук, проректор по учебной работе Иркутского государственного университета путей сообщения
— Герасимюк Максим, Проректор по цифровой трансформации и медиакоммуникациям Алтайского государственного университета
— Кревский Игорь, Доцент, кандидат технических наук, проректор по цифровизации Пензенского государственного университета
— Канюк Алексей, Проректор по образовательной деятельности и молодежной политике Гжельского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент, профессор Российской академии образования
— Баканов Александр, Проректор – директор института цифрового развития науки и образования ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева», к.т.н., доцент.
— Чернышев Иван, IT-директор Образовательной платформы «Юрайт»
14:40—15:00 Обсуждение со спикерами по комнатам
семинары по комнатам
15:10—15:50 НОКО: Входное тестирование и Тотальный экзамен
онлайн-класс
Рассказываем о бесплатных возможностях независимой оценки качества образования (НОКО) на платформе «Юрайт». Входное тестирование позволяет установить уровень компетенций студентов перед началом освоения курса / образовательной программы, Тотальный экзамен фиксирует изменения, достигнутые за период обучения. Сочетая два сервиса, учебное заведение может использовать интерактивный фонд оценочных средств «Юрайта» для повышения успеваемости студентов и прохождения аккредитационных процедур.
Эксперт:
— Коломиец Андрей, Кандидат физико-математических наук, заместитель главного редактора Образовательной платформы «Юрайт» по инженерно-техническому направлению
15:50—16:00 Итоги дня
16:00—16:30 Подведение итогов первого дня (для квалифицированных и сертифицированных участников)