Показать виджеты
Скрыть виджеты
23 декабря 2024 активны на платформе
51 357 -43
Преподавателей
639 878 -783
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

ХI ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ - 2022. День 2. Новые вызовы для непрерывного образования: импортозамещение и развитие человеческого капитала

Дата публикации
28 июня 2022
Время на прочтение статьи
6 мин
Количество просмотров
836

10:15—10:20 Открытие дня

 

 

10:20—11:00 Миссия городского колледжа
двойной разговор

 

Беседуем с руководителями организаций среднего профессионального образования об эволюции колледжей в больших городах.

1. Аудитория и восприятие городских колледжей.

2. Опыт эволюции колледжа в контексте развития городских сообществ.

3. Актуальные тренды в сегменте СПО.

4. Программы СПО как разумная альтернатива вузу.

 

Модератор — Бородинова Наталья, Заместитель директора по работе с ФУМО СПО Образовательной платформы «Юрайт»

 

Эксперты:

Чернышов Сергей, Кандидат исторических наук, председатель управляющего совета Новоколледжа, член Общественного совета при Министерстве образования Новосибирской области

Приходько Ольга, Кандидат экономических наук, директор Колледжа экономики, страхового дела и информационных технологий, вице-президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, член экспертного Совета по информационным технологиям в образовании Государственной Думы РФ

 

 

11:00—12:30 Реальное импортозамещение: партнерство учебных заведений с бизнесом по технологиям и кадрам

панельная дискуссия

 

Внешнеэкономическая обстановка придала новый импульс процессу импортозамещения. Российский бизнес — от малых предприятий до государственных корпораций — испытывает острую потребность в отечественных технологиях разного уровня, а также в молодых кадрах, способных эти технологии освоить, отладить и внедрить в производство. Как вызовы импортозамещения повлияют на учебные заведения в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе?

1. Проблема импортозамещения в российской экономике обсуждается уже много лет. Каковы роль и достижения университетов в этом процессе до 2022 г.?

2. Как поменялась ситуация в 2022 г.? Как соотносятся задача импортозамещения и основные научные направления университета?

3. Насколько посильной для университета представляется задача восстановления всей технологической цепочки через системные НИОКР? В чем преимущества университетских разработок — в качестве, в сроках, в стоимости, в гибкости? Есть ли конкуренция между университетами, между научными командами внутри университета?

4. Кто основной заказчик НИОКР по импортозамещению — государственные предприятия или бизнес? Каковы основные трудности коммуникации между реальным сектором и академической средой? Как их можно решать?

5. Готовы ли научно-педагогические работники университетов к активной работе по прикладным задачам импортозамещения? Хватает ли им квалификации в организации производства, знания реалий отечественного бизнеса и опыта конструктивного взаимодействия с заказчиками? Как происходит внедрение разработок?

6. Есть ли возможность уделять больше времени прикладным разработкам без ущерба для преподавания и фундаментальной науки? Как университетский менеджмент достигает нужного равновесия?

7. Как устроена организация НИОКР по импортозамещению — через научные лаборатории, временные проектные команды, базовые кафедры? Каковы особенности финансирования научных коллективов? Потребовалось ли привлечение новых сотрудников с недостающими университету компетенциями?

8. Как задача импортозамещения влияет на образовательные программы университетов? В каких содержательных и организационных изменениях это выражается? Обращают ли внимание на эти изменения абитуриенты этого года?

9. Насколько импортозамещение решает проблемы трудоустройства студентов и выпускников? Насколько глубоко профессиональное сообщество вовлечено в рецензирование и актуализацию образовательных программ? Каковы степень удовлетворенности и обратная связь работодателей по компетенциям молодых работников?

10. Собирается ли отдельная аналитика по работам университетов на задачи импортозамещения? Какие показатели и данные наиболее важны?

 

Модератор — Пилипенко Александр, Кандидат технических наук, доцент, PhD, проректор по развитию Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева

 

Эксперты:

Сафонов Александр, Академический директор Образовательной платформы «Юрайт»

Хаиров Бари, Исполняющий обязанности ректора Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор экономических наук, доцент

Лихачева Светлана, Проректор по развитию и внешним связям Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат физико-математических наук, доцент

 

 

12:00—12:20 Обсуждение со спикерами по комнатам

семинары по комнатам

 

 

12:30—13:00 Обед

 

 

13:00—13:40 Практики и стажировки на предприятиях реального сектора

онлайн-класс

 

Сравниваем различные модели практик и стажировок, направленные на обмен опытом и получение необходимых при трудоустройстве навыков:

1. Практики и стажировки как компонент образовательной программы.

2. Особенности трудовых правоотношений.

3. Практики и стажировки в контексте партнерства учебного заведения и бизнеса.

4. Задачи преподавателя и наставника в ходе практики.

 

Модератор — Коломиец Андрей, Кандидат физико-математических наук, заместитель главного редактора Образовательной платформы «Юрайт» по инженерно-техническому направлению

 

Эксперты:

Гиль Сергей, Профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель группы проектов «Карьера в России»

— Мирошниченко Наталия, Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга, директор Центра развития карьеры Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, бизнес-тренер

 

 

13:40—15:10 Человеческий капитал региона: удержание и развитие через образовательные программы

панельная дискуссия

 

Неоднократно Минобрнауки России указывало на угрозу «утечки мозгов» — чрезмерной концентрации интеллектуального потенциала в столицах за счет ослабления провинции. Как повысить конкурентоспособность образовательных программ в регионах, сделать их ориентированными на местные социально-экономические задачи?

1. Понятие «человеческий капитал» (Human Capital) пришло из бизнеса и управления человеческими ресурсами. Как его можно корректно применять к региону?

2. Россия — большая страна. Какова региональная специфика человеческого капитала, которую необходимо учитывать образовательным учреждениям? «Утечка мозгов» в столицы и города-миллионники — это миф или реальность? Можно ли и нужно ли этому процессу противостоять или это естественный ход вещей? Или образование будет развиваться по модели франшизы через обширные филиальные сети столичных университетов с едиными стандартами обучения?

3. Как исследовать воздействие образовательных программ и человеческого капитала региона? Должны ли показатели человеческого капитала быть учтены в системе аккредитационных мониторингов? На какие статистические и социологические данные нужно опираться при стратегическом планировании образовательных программ? Достаточно ли в вузе аналитических компетенций или необходимы внешние партнеры и консультанты?

4. Возможно ли выделить «ядро» человеческого капитала, на которое должно работать образование? Это специалисты-профессионалы, предприниматели, интеллектуальная элита, социально активные граждане? Как правильно сформулировать цели образовательных программ по выпускникам? Как увязывать многолетнюю образовательную программу с региональными программами развития на 2—4—6 лет?

5. Большинство вузов (в отличие от системы СПО) напрямую не подчиняются региональным министерствам образования и ориентируются на своих федеральных учредителей. Представляет ли подобная административная ситуация сложности для выстраивания единой региональной образовательной политики? Какой приоритет имеет среднее и высшее профобразование в деятельности региональных властей?

6. Каково соотношение вклада в человеческий капитал региона университетов, организаций СПО и ДПО? Соответствует ли региональной реальности концепция непрерывного обучения? Как и чем мотивировать возвращаться «за парты» в магистратуру или на программы ДПО уже состоявшихся профессионалов с большим опытом работы? Как воздействуют на программы переподготовки и второго высшего образования структурные изменения рынка труда и региональной экономики?

7. Каковы материальные механизмы удержания человеческого капитала в регионах? Насколько эффективны региональные грантовые и стипендиальные программы по отношению к НПР и студентам/выпускникам соответственно? Кто выступает ключевым источником финансирования — сами образовательные учреждения, региональные власти, ключевые работодатели? Можно ли ожидать развития эндаумент-фондов в текущих обстоятельствах?

8. Важна ли проблема «утечки мозгов» на этапе трудоустройства выпускников? Не получается ли так, что учебные заведения готовят отличных специалистов, которые сразу же по окончании переезжают в другие регионы с более выгодной ситуацией на рынке труда? Представляются ли эффективными вариантами целевое обучение и директивное распределение выпускников или нужно действовать другими методами?

9. В американской образовательной практике приветствуется академическая мобильность преподавателей между штатами. Возможно ли в наших реалиях привлечь (или вернуть уехавших) сильных преподавателей, ученых, постдоков в региональный университет? Что для этого необходимо?

10. Программа Приоритет-2030 задала нам горизонт в восемь лет. Какие тренды развития человеческого капитала региона прогнозируются на эту временную перспективу?

 

Модератор:

Большаков Сергей, Проректор по учебно-методической работе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, доктор наук, профессор, эксперт Рособрнадзора Министерства образования и науки РФ, ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ; эксперт QS World University Rankings

 

Эксперты:

Саввинов Василий, Кандидат педагогических наук, проректор по стратегическому развитию Северо-Восточного федерального университета

Эмер Юлия, Проректор по информационной политике и цифровым коммуникациям Томского государственного университета, доктор филологических наук

Ахметова Ирина, Проректор по развитию и инновациям Казанского государственного энергетического университета

Чинкова Дарья, Ведущий куратор партнерских программ с вузами Образовательной платформы «Юрайт»

Якунина Инна, Проректор по образовательной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Петрищев Игорь, Ректор Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, кандидат технических наук, доцент

 

 

14:40—15:00 Обсуждение со спикерами по комнатам

семинары по комнатам

 

 

15:10—15:50 Конструктор гибких курсов 
онлайн-класс

 

Конструктор гибких курсов — уникальный инструмент, позволяющий минимальными усилиями подготовить полноценные курсы к началу учебного года. Сервис экономит силы и время преподавателя, позволяет легко индивидуализировать обучение, комбинировать материалы (отдельные темы и разделы других курсов и учебников) «Юрайта» и различных внешних источников. 

 

Эксперт:

Рудакова Екатерина, Заместитель главного редактора Образовательной платформы «Юрайт» по гуманитарному направлению

 

 

15:50—16:00 Итоги дня

 

 

16:00—16:30 Подведение итогов второго дня (для квалифицированных и сертифицированных участников)