10:15—10:20 Открытие дня
10:20—11:00 Миссия городского колледжа
двойной разговор
Беседуем с руководителями организаций среднего профессионального образования об эволюции колледжей в больших городах.
1. Аудитория и восприятие городских колледжей.
2. Опыт эволюции колледжа в контексте развития городских сообществ.
3. Актуальные тренды в сегменте СПО.
4. Программы СПО как разумная альтернатива вузу.
Модератор — Бородинова Наталья, Заместитель директора по работе с ФУМО СПО Образовательной платформы «Юрайт»
Эксперты:
— Чернышов Сергей, Кандидат исторических наук, председатель управляющего совета Новоколледжа, член Общественного совета при Министерстве образования Новосибирской области
— Приходько Ольга, Кандидат экономических наук, директор Колледжа экономики, страхового дела и информационных технологий, вице-президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, член экспертного Совета по информационным технологиям в образовании Государственной Думы РФ
11:00—12:30 Реальное импортозамещение: партнерство учебных заведений с бизнесом по технологиям и кадрам
панельная дискуссия
Внешнеэкономическая обстановка придала новый импульс процессу импортозамещения. Российский бизнес — от малых предприятий до государственных корпораций — испытывает острую потребность в отечественных технологиях разного уровня, а также в молодых кадрах, способных эти технологии освоить, отладить и внедрить в производство. Как вызовы импортозамещения повлияют на учебные заведения в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе?
1. Проблема импортозамещения в российской экономике обсуждается уже много лет. Каковы роль и достижения университетов в этом процессе до 2022 г.?
2. Как поменялась ситуация в 2022 г.? Как соотносятся задача импортозамещения и основные научные направления университета?
3. Насколько посильной для университета представляется задача восстановления всей технологической цепочки через системные НИОКР? В чем преимущества университетских разработок — в качестве, в сроках, в стоимости, в гибкости? Есть ли конкуренция между университетами, между научными командами внутри университета?
4. Кто основной заказчик НИОКР по импортозамещению — государственные предприятия или бизнес? Каковы основные трудности коммуникации между реальным сектором и академической средой? Как их можно решать?
5. Готовы ли научно-педагогические работники университетов к активной работе по прикладным задачам импортозамещения? Хватает ли им квалификации в организации производства, знания реалий отечественного бизнеса и опыта конструктивного взаимодействия с заказчиками? Как происходит внедрение разработок?
6. Есть ли возможность уделять больше времени прикладным разработкам без ущерба для преподавания и фундаментальной науки? Как университетский менеджмент достигает нужного равновесия?
7. Как устроена организация НИОКР по импортозамещению — через научные лаборатории, временные проектные команды, базовые кафедры? Каковы особенности финансирования научных коллективов? Потребовалось ли привлечение новых сотрудников с недостающими университету компетенциями?
8. Как задача импортозамещения влияет на образовательные программы университетов? В каких содержательных и организационных изменениях это выражается? Обращают ли внимание на эти изменения абитуриенты этого года?
9. Насколько импортозамещение решает проблемы трудоустройства студентов и выпускников? Насколько глубоко профессиональное сообщество вовлечено в рецензирование и актуализацию образовательных программ? Каковы степень удовлетворенности и обратная связь работодателей по компетенциям молодых работников?
10. Собирается ли отдельная аналитика по работам университетов на задачи импортозамещения? Какие показатели и данные наиболее важны?
Модератор — Пилипенко Александр, Кандидат технических наук, доцент, PhD, проректор по развитию Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева
Эксперты:
— Сафонов Александр, Академический директор Образовательной платформы «Юрайт»
— Хаиров Бари, Исполняющий обязанности ректора Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор экономических наук, доцент
— Лихачева Светлана, Проректор по развитию и внешним связям Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат физико-математических наук, доцент
12:00—12:20 Обсуждение со спикерами по комнатам
семинары по комнатам
12:30—13:00 Обед
13:00—13:40 Практики и стажировки на предприятиях реального сектора
онлайн-класс
Сравниваем различные модели практик и стажировок, направленные на обмен опытом и получение необходимых при трудоустройстве навыков:
1. Практики и стажировки как компонент образовательной программы.
2. Особенности трудовых правоотношений.
3. Практики и стажировки в контексте партнерства учебного заведения и бизнеса.
4. Задачи преподавателя и наставника в ходе практики.
Модератор — Коломиец Андрей, Кандидат физико-математических наук, заместитель главного редактора Образовательной платформы «Юрайт» по инженерно-техническому направлению
Эксперты:
— Гиль Сергей, Профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель группы проектов «Карьера в России»
— Мирошниченко Наталия, Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга, директор Центра развития карьеры Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, бизнес-тренер
13:40—15:10 Человеческий капитал региона: удержание и развитие через образовательные программы
панельная дискуссия
Неоднократно Минобрнауки России указывало на угрозу «утечки мозгов» — чрезмерной концентрации интеллектуального потенциала в столицах за счет ослабления провинции. Как повысить конкурентоспособность образовательных программ в регионах, сделать их ориентированными на местные социально-экономические задачи?
1. Понятие «человеческий капитал» (Human Capital) пришло из бизнеса и управления человеческими ресурсами. Как его можно корректно применять к региону?
2. Россия — большая страна. Какова региональная специфика человеческого капитала, которую необходимо учитывать образовательным учреждениям? «Утечка мозгов» в столицы и города-миллионники — это миф или реальность? Можно ли и нужно ли этому процессу противостоять или это естественный ход вещей? Или образование будет развиваться по модели франшизы через обширные филиальные сети столичных университетов с едиными стандартами обучения?
3. Как исследовать воздействие образовательных программ и человеческого капитала региона? Должны ли показатели человеческого капитала быть учтены в системе аккредитационных мониторингов? На какие статистические и социологические данные нужно опираться при стратегическом планировании образовательных программ? Достаточно ли в вузе аналитических компетенций или необходимы внешние партнеры и консультанты?
4. Возможно ли выделить «ядро» человеческого капитала, на которое должно работать образование? Это специалисты-профессионалы, предприниматели, интеллектуальная элита, социально активные граждане? Как правильно сформулировать цели образовательных программ по выпускникам? Как увязывать многолетнюю образовательную программу с региональными программами развития на 2—4—6 лет?
5. Большинство вузов (в отличие от системы СПО) напрямую не подчиняются региональным министерствам образования и ориентируются на своих федеральных учредителей. Представляет ли подобная административная ситуация сложности для выстраивания единой региональной образовательной политики? Какой приоритет имеет среднее и высшее профобразование в деятельности региональных властей?
6. Каково соотношение вклада в человеческий капитал региона университетов, организаций СПО и ДПО? Соответствует ли региональной реальности концепция непрерывного обучения? Как и чем мотивировать возвращаться «за парты» в магистратуру или на программы ДПО уже состоявшихся профессионалов с большим опытом работы? Как воздействуют на программы переподготовки и второго высшего образования структурные изменения рынка труда и региональной экономики?
7. Каковы материальные механизмы удержания человеческого капитала в регионах? Насколько эффективны региональные грантовые и стипендиальные программы по отношению к НПР и студентам/выпускникам соответственно? Кто выступает ключевым источником финансирования — сами образовательные учреждения, региональные власти, ключевые работодатели? Можно ли ожидать развития эндаумент-фондов в текущих обстоятельствах?
8. Важна ли проблема «утечки мозгов» на этапе трудоустройства выпускников? Не получается ли так, что учебные заведения готовят отличных специалистов, которые сразу же по окончании переезжают в другие регионы с более выгодной ситуацией на рынке труда? Представляются ли эффективными вариантами целевое обучение и директивное распределение выпускников или нужно действовать другими методами?
9. В американской образовательной практике приветствуется академическая мобильность преподавателей между штатами. Возможно ли в наших реалиях привлечь (или вернуть уехавших) сильных преподавателей, ученых, постдоков в региональный университет? Что для этого необходимо?
10. Программа Приоритет-2030 задала нам горизонт в восемь лет. Какие тренды развития человеческого капитала региона прогнозируются на эту временную перспективу?
Модератор:
— Большаков Сергей, Проректор по учебно-методической работе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, доктор наук, профессор, эксперт Рособрнадзора Министерства образования и науки РФ, ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ; эксперт QS World University Rankings
Эксперты:
— Саввинов Василий, Кандидат педагогических наук, проректор по стратегическому развитию Северо-Восточного федерального университета
— Эмер Юлия, Проректор по информационной политике и цифровым коммуникациям Томского государственного университета, доктор филологических наук
— Ахметова Ирина, Проректор по развитию и инновациям Казанского государственного энергетического университета
— Чинкова Дарья, Ведущий куратор партнерских программ с вузами Образовательной платформы «Юрайт»
— Якунина Инна, Проректор по образовательной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
— Петрищев Игорь, Ректор Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, кандидат технических наук, доцент
14:40—15:00 Обсуждение со спикерами по комнатам
семинары по комнатам
15:10—15:50 Конструктор гибких курсов
онлайн-класс
Конструктор гибких курсов — уникальный инструмент, позволяющий минимальными усилиями подготовить полноценные курсы к началу учебного года. Сервис экономит силы и время преподавателя, позволяет легко индивидуализировать обучение, комбинировать материалы (отдельные темы и разделы других курсов и учебников) «Юрайта» и различных внешних источников.
Эксперт:
— Рудакова Екатерина, Заместитель главного редактора Образовательной платформы «Юрайт» по гуманитарному направлению
15:50—16:00 Итоги дня
16:00—16:30 Подведение итогов второго дня (для квалифицированных и сертифицированных участников)