Показать виджеты
Скрыть виджеты
23 декабря 2024 активны на платформе
51 357 -43
Преподавателей
639 878 -783
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

XI ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. День 3. Университеты: от новых вызовов к новым миссиям

Дата публикации
29 июня 2022
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
764

10:15—10:20 Открытие дня

 

 

10:20—11:00 Социально-психологическая зрелость и самооценка студентов

двойной разговор

 

Обсуждаем ключевые особенности современного студенчества и их влияние на образовательный процесс.

1. Социальная психология студенчества.

2. (Не)вовлеченность студентов в общественную жизнь, экономическая (не)самостоятельность.

3. Ценностные ориентации учащейся молодежи.

4. Возрастные и поколенческие особенности самооценки.

 

Модератор — Рудакова Екатерина, Заместитель главного редактора Образовательной платформы «Юрайт» по гуманитарному направлению

 

Эксперты:

Айсмонтас Бронюс, Кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, почетный работник высшего образования Российской Федерации 

Корнева Елена, Старший преподаватель кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета 

 

 

11:00—12:30 Десятилетие науки и технологий: от целей образования к действиям

панельная дискуссия

 

Основными задачами провозглашенного Десятилетия названы привлечение талантливой молодежи в научную сферу, вовлечение исследователей в решение важнейших задач развития общества, повышение информированности граждан о достижениях и перспективах отечественной науки. Что означает провозглашение Десятилетия для университетов и научно- педагогических работников?

1. В программе выделены три приоритета: вовлечение исследователей в задачи развития общества и страны, привлечение талантливой молодежи и популяризация. Какие другие важнейшие приоритеты можно выделить из опыта университетской научной деятельности?

2. Приоритетом программы названо вовлечение исследователей в задачи развития общества и страны. Программа намечалась по итогам прошлого года науки и технологий (2021). Насколько экономическая ситуация 2022 г. делает реалистичной перспективу социально- экономического развития с акцентом на технологическую модернизацию? Окупятся ли многолетние вложения в научно-технологическое развитие? На какие вызовы ученым нужно искать ответы прямо сегодня?

3. Потребует ли Десятилетие изменения организации научной деятельности в университетах, в программах развития Приоритет-2030? Каких нововведений ждать преподавателям, научным работникам, аспирантам?

4. В координационном комитете нет ни одного представителя университетов. Можно ли из этого сделать вывод, что программа концентрируется на поддержке научных программ РАН и корпоративных научных центров? Каково значение университетов в современной российской науке?

5. Десятилетие призвано поощрять регионы, которые усиливают свой научно- технологический потенциал. Как устроен региональный заказ на научные разработки? В чем проявляется региональная специфика? Как региональные власти участвуют в определении приоритетных научных направлений?

6. Программа Десятилетия очевидным образом ориентирована на молодых ученых. Насколько возрастной фактор важен для развития науки и технологий? Что получат от программы научно-педагогические работники более старшего возраста? Может ли программа вызвать конфликты поколений в академической среде?

7. Как стимулировать привлечение талантливой молодежи к фундаментальным исследованиям и прикладным разработкам? Это разные категории молодых ученых или, напротив, намечается конкуренция между теоретическими и прикладными направлениями за одних и тех же сильных выпускников? Насколько исследовательский трек академической карьеры отличается от развития молодых преподавателей?

8. Каково соотношение внутренней и внешней мотивации к научной деятельности? На каком этапе студент должен определиться и выбрать академическую карьеру — до поступления, в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре, после защиты?

9. Важный приоритет — доступность информации о достижениях и перспективах науки. Как медийная активность университетов работает на популяризацию научных знаний? На какую аудиторию нужно работать в первую очередь?

10. Программа предполагает привлечение к научной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, средств из внебюджетных источников. Насколько активны внешние заказчики в университетской практике? Ожидаете ли вы роста или падения числа заказных НИОКР в текущей экономической ситуации?

11. В выступлениях президента и министров значительное внимание уделяется социальной поддержке ученых, в частности жилищным субсидиям, льготным ипотекам, северным надбавкам. Какие социальные вопросы наиболее критичны для российских молодых ученых? Как университеты их решают?

 

Модератор — Селезнев Павел, Первый заместитель декана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, председатель совета молодых ученых, доктор политических наук, доцент

 

Эксперты:

Зиновьев Андрей, Доктор биологических наук, заведующий кафедрой зоологии и физиологии, проректор по научной и инновационной деятельности Тверского государственного университета

Коновалов Сергей, Доктор технических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Сибирского государственного индустриального университета

Бородинова Наталья, Заместитель директора по работе с ФУМО СПО Образовательной платформы «Юрайт»

 

 

12:00—12:20 Обсуждение со спикерами по комнатам

семинары по комнатам

 

 

12:30—13:00 Обед

 

 

13:00—13:40 Самопрезентация университетов в медийном пространстве

онлайн-класс

 

Дискутируем о задачах и методах медийного продвижения университетов.

1. Необходимые университету аудитории и коммуникационные каналы.

2. Цели и механизмы публичного позиционирования вузов.

3. Влияние медийности на образование и академическое сообщество.

4. Рейтинги медийной активности.

 

Модератор — Сафонов Александр, Академический директор Образовательной платформы «Юрайт»

 

Эксперт:

— Климова Жанна, Директор центра содействия трудоустройству выпускников Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева, кандидат экономических наук, доцент

Брюховецкая Светлана, Проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, доцент

 

 

13:40—15:10 Вклад педагога в качество образования: вечное и новое в преподавательском труде

панельная дискуссия

 

В качестве образования далеко не все зависит от конкретного педагога — важны ресурсы и среда в самом широком понимании. Однако именно преподавательский труд приводит к формированию навыков и профессиональному воспитанию студентов. Как учебные заведения поддерживают и развивают педагогические компетенции своих сотрудников?

1. Как и чем измеряется качество преподавания? Каковы наиболее важные показатели?

2. Очевидно, что качество преподавания и образовательные результаты тесно связаны. Но может ли и должен ли самый талантливый педагог достучаться до каждого студента? Где грань между ответственностью преподавателя и ответственностью обучающегося?

3. В чем кроются основные проблемы качества преподавательского труда в современном высшем образовании? Качество больше связано с приобретенными навыками и методиками либо с особенностями личности преподавателя (например, с его харизматичностью и эмпатией)?

4. Что в портфолио и рекомендациях сигнализирует университету о том, что соискатель преподавательского места достоин своей работы? Как устроены собеседования и отбор претендентов при реальном конкурсе за преподавательские позиции?

5. Зависит ли качество образования от возраста и стажа педагога? При прочих равных условиях университеты предпочитают молодых или возрастных преподавателей?

6. Проводится ли внутри университета особая политика поддержки и развития педагогического мастерства? Как перейти от формализма в повышении педагогической квалификации к реальному овладению методиками и инструментами?

7. Кто отвечает за качество преподавательского труда в университете? Как качество регламентируется локальными нормативными актами и трудовым договором?

8. Возможно ли преподавателю обеспечивать достойное качество своей работы в текущих условиях учебной и научной нагрузки? Чем университеты могут помочь с точки зрения временных затрат на подготовку курса, оценивание, индивидуальную работу со студентами?

9. Связано ли качество преподавания с очным, смешанным или дистанционным форматом обучения? Приводит ли переход между форматами к проблемам качества? Как это можно предотвратить?

10. Как выстраивается заинтересованность педагога в качестве своей работы через механизмы конкурса и эффективного контракта? Есть ли стимулирующие гранты и надбавки?

11. Учитывается ли обратная связь от студентов? Часты ли жалобы на преподавателей и какова процедура их рассмотрения? Как преподавателю защищать свои позицию и репутацию? Может ли администрация вуза быть беспристрастной в подобных конфликтах?

 

Модератор — Хагуров Темыр, Доцент, доктор социологических наук, проректор по учебной работе и качеству образования — первый проректор Кубанского государственного университета

 

Эксперты:

Павлов Евгений, Доцент, кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности проректора по учебно-методической работе, заведующий кафедрой рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма

Николаев Анатолий, Ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, доктор биологических наук

Ершов Владимир, Главный редактор Образовательной платформы «Юрайт»

Никлаус Анна, Кандидат политических наук, доцент, декан факультета управления интеллектуальной собственностью Российской государственной академии интеллектуальной собственности

— Суханова Елена, Кандидат педагогических наук, доцент, директор Института образования, заместитель проректора по образовательной деятельности Национального исследовательского Томского государственного университета, руководитель сетевого проекта «Университетская национальная инициатива качества образования»

 

 

14:40—15:00 Обсуждение со спикерами по комнатам

семинары по комнатам

 

 

15:10—15:50 Групповая работа и работа со студенческими группами

онлайн-класс

 

Демонстрируем цифровой сервис «Групповая работа», позволяющий преподавателю работать со студенческими группами: выдавать задания, назначать экзамены, отслеживать результаты обучения. Групповая работа прошла апробацию в учебном процессе многих университетов и эффективно дополняет другие сервисы, направленные на индивидуализацию образовательных траекторий.

 

Эксперт:

Чернышев Иван, IT-директор Образовательной платформы «Юрайт»

 

 

15:50—16:00 Закрытие конференции

 

 

16:00—16:30 Подведение итогов конференции (для квалифицированных участников и экспертов)