10:15—10:20 Открытие дня
10:20—11:00 Социально-психологическая зрелость и самооценка студентов
двойной разговор
Обсуждаем ключевые особенности современного студенчества и их влияние на образовательный процесс.
1. Социальная психология студенчества.
2. (Не)вовлеченность студентов в общественную жизнь, экономическая (не)самостоятельность.
3. Ценностные ориентации учащейся молодежи.
4. Возрастные и поколенческие особенности самооценки.
Модератор — Рудакова Екатерина, Заместитель главного редактора Образовательной платформы «Юрайт» по гуманитарному направлению
Эксперты:
— Айсмонтас Бронюс, Кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, почетный работник высшего образования Российской Федерации
— Корнева Елена, Старший преподаватель кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета
11:00—12:30 Десятилетие науки и технологий: от целей образования к действиям
панельная дискуссия
Основными задачами провозглашенного Десятилетия названы привлечение талантливой молодежи в научную сферу, вовлечение исследователей в решение важнейших задач развития общества, повышение информированности граждан о достижениях и перспективах отечественной науки. Что означает провозглашение Десятилетия для университетов и научно- педагогических работников?
1. В программе выделены три приоритета: вовлечение исследователей в задачи развития общества и страны, привлечение талантливой молодежи и популяризация. Какие другие важнейшие приоритеты можно выделить из опыта университетской научной деятельности?
2. Приоритетом программы названо вовлечение исследователей в задачи развития общества и страны. Программа намечалась по итогам прошлого года науки и технологий (2021). Насколько экономическая ситуация 2022 г. делает реалистичной перспективу социально- экономического развития с акцентом на технологическую модернизацию? Окупятся ли многолетние вложения в научно-технологическое развитие? На какие вызовы ученым нужно искать ответы прямо сегодня?
3. Потребует ли Десятилетие изменения организации научной деятельности в университетах, в программах развития Приоритет-2030? Каких нововведений ждать преподавателям, научным работникам, аспирантам?
4. В координационном комитете нет ни одного представителя университетов. Можно ли из этого сделать вывод, что программа концентрируется на поддержке научных программ РАН и корпоративных научных центров? Каково значение университетов в современной российской науке?
5. Десятилетие призвано поощрять регионы, которые усиливают свой научно- технологический потенциал. Как устроен региональный заказ на научные разработки? В чем проявляется региональная специфика? Как региональные власти участвуют в определении приоритетных научных направлений?
6. Программа Десятилетия очевидным образом ориентирована на молодых ученых. Насколько возрастной фактор важен для развития науки и технологий? Что получат от программы научно-педагогические работники более старшего возраста? Может ли программа вызвать конфликты поколений в академической среде?
7. Как стимулировать привлечение талантливой молодежи к фундаментальным исследованиям и прикладным разработкам? Это разные категории молодых ученых или, напротив, намечается конкуренция между теоретическими и прикладными направлениями за одних и тех же сильных выпускников? Насколько исследовательский трек академической карьеры отличается от развития молодых преподавателей?
8. Каково соотношение внутренней и внешней мотивации к научной деятельности? На каком этапе студент должен определиться и выбрать академическую карьеру — до поступления, в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре, после защиты?
9. Важный приоритет — доступность информации о достижениях и перспективах науки. Как медийная активность университетов работает на популяризацию научных знаний? На какую аудиторию нужно работать в первую очередь?
10. Программа предполагает привлечение к научной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, средств из внебюджетных источников. Насколько активны внешние заказчики в университетской практике? Ожидаете ли вы роста или падения числа заказных НИОКР в текущей экономической ситуации?
11. В выступлениях президента и министров значительное внимание уделяется социальной поддержке ученых, в частности жилищным субсидиям, льготным ипотекам, северным надбавкам. Какие социальные вопросы наиболее критичны для российских молодых ученых? Как университеты их решают?
Модератор — Селезнев Павел, Первый заместитель декана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, председатель совета молодых ученых, доктор политических наук, доцент
Эксперты:
— Зиновьев Андрей, Доктор биологических наук, заведующий кафедрой зоологии и физиологии, проректор по научной и инновационной деятельности Тверского государственного университета
— Коновалов Сергей, Доктор технических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Сибирского государственного индустриального университета
— Бородинова Наталья, Заместитель директора по работе с ФУМО СПО Образовательной платформы «Юрайт»
12:00—12:20 Обсуждение со спикерами по комнатам
семинары по комнатам
12:30—13:00 Обед
13:00—13:40 Самопрезентация университетов в медийном пространстве
онлайн-класс
Дискутируем о задачах и методах медийного продвижения университетов.
1. Необходимые университету аудитории и коммуникационные каналы.
2. Цели и механизмы публичного позиционирования вузов.
3. Влияние медийности на образование и академическое сообщество.
4. Рейтинги медийной активности.
Модератор — Сафонов Александр, Академический директор Образовательной платформы «Юрайт»
Эксперт:
— Климова Жанна, Директор центра содействия трудоустройству выпускников Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева, кандидат экономических наук, доцент
— Брюховецкая Светлана, Проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, доцент
13:40—15:10 Вклад педагога в качество образования: вечное и новое в преподавательском труде
панельная дискуссия
В качестве образования далеко не все зависит от конкретного педагога — важны ресурсы и среда в самом широком понимании. Однако именно преподавательский труд приводит к формированию навыков и профессиональному воспитанию студентов. Как учебные заведения поддерживают и развивают педагогические компетенции своих сотрудников?
1. Как и чем измеряется качество преподавания? Каковы наиболее важные показатели?
2. Очевидно, что качество преподавания и образовательные результаты тесно связаны. Но может ли и должен ли самый талантливый педагог достучаться до каждого студента? Где грань между ответственностью преподавателя и ответственностью обучающегося?
3. В чем кроются основные проблемы качества преподавательского труда в современном высшем образовании? Качество больше связано с приобретенными навыками и методиками либо с особенностями личности преподавателя (например, с его харизматичностью и эмпатией)?
4. Что в портфолио и рекомендациях сигнализирует университету о том, что соискатель преподавательского места достоин своей работы? Как устроены собеседования и отбор претендентов при реальном конкурсе за преподавательские позиции?
5. Зависит ли качество образования от возраста и стажа педагога? При прочих равных условиях университеты предпочитают молодых или возрастных преподавателей?
6. Проводится ли внутри университета особая политика поддержки и развития педагогического мастерства? Как перейти от формализма в повышении педагогической квалификации к реальному овладению методиками и инструментами?
7. Кто отвечает за качество преподавательского труда в университете? Как качество регламентируется локальными нормативными актами и трудовым договором?
8. Возможно ли преподавателю обеспечивать достойное качество своей работы в текущих условиях учебной и научной нагрузки? Чем университеты могут помочь с точки зрения временных затрат на подготовку курса, оценивание, индивидуальную работу со студентами?
9. Связано ли качество преподавания с очным, смешанным или дистанционным форматом обучения? Приводит ли переход между форматами к проблемам качества? Как это можно предотвратить?
10. Как выстраивается заинтересованность педагога в качестве своей работы через механизмы конкурса и эффективного контракта? Есть ли стимулирующие гранты и надбавки?
11. Учитывается ли обратная связь от студентов? Часты ли жалобы на преподавателей и какова процедура их рассмотрения? Как преподавателю защищать свои позицию и репутацию? Может ли администрация вуза быть беспристрастной в подобных конфликтах?
Модератор — Хагуров Темыр, Доцент, доктор социологических наук, проректор по учебной работе и качеству образования — первый проректор Кубанского государственного университета
Эксперты:
— Павлов Евгений, Доцент, кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности проректора по учебно-методической работе, заведующий кафедрой рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма
— Николаев Анатолий, Ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, доктор биологических наук
— Ершов Владимир, Главный редактор Образовательной платформы «Юрайт»
— Никлаус Анна, Кандидат политических наук, доцент, декан факультета управления интеллектуальной собственностью Российской государственной академии интеллектуальной собственности
— Суханова Елена, Кандидат педагогических наук, доцент, директор Института образования, заместитель проректора по образовательной деятельности Национального исследовательского Томского государственного университета, руководитель сетевого проекта «Университетская национальная инициатива качества образования»
14:40—15:00 Обсуждение со спикерами по комнатам
семинары по комнатам
15:10—15:50 Групповая работа и работа со студенческими группами
онлайн-класс
Демонстрируем цифровой сервис «Групповая работа», позволяющий преподавателю работать со студенческими группами: выдавать задания, назначать экзамены, отслеживать результаты обучения. Групповая работа прошла апробацию в учебном процессе многих университетов и эффективно дополняет другие сервисы, направленные на индивидуализацию образовательных траекторий.
Эксперт:
— Чернышев Иван, IT-директор Образовательной платформы «Юрайт»
15:50—16:00 Закрытие конференции
16:00—16:30 Подведение итогов конференции (для квалифицированных участников и экспертов)