Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
24 апреля 2024 активны на платформе
54 245 +4
Преподавателей
589 935 +461
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Управление качеством образования: критерии, рейтинги, аккредитация

Дата публикации
07 июля 2022
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1591

С 27 по 29 июня проходила ХI Летняя школа преподавателя «Качество цифрового образования 2022—2030». В Школе участвовали свыше 2300 преподавателей и руководителей учебных заведений из России и зарубежных стран.

27 июня, в первый день XI Летней школы преподавателя, руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили на дискуссии, что означает термин «качество образования», кто несет ответственность за качество образования и как устроена внутренняя система оценки качества образования согласно новым аккредитационным процедурам.

 

Что такое качество образования и кто за него отвечает? 

 

Людмила Катаускайте, начальник управления качества, лицензирования и аккредитации Тверского государственного университета, эксперт по проведению независимой оценки качества образования Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», подчеркнула, что тема качества образования актуальна всегда независимо от того, что меняется понятие: «Качество образования актуально во все времена. Если проанализировать последние 20 лет, то можно заметить, что менялись понятия качества образования, инструменты оценки качества образования, требования государства в отношении образовательных учреждений, и, соответственно, учебные заведения вынуждены менять систему обеспечения качества образования». 

 

Иванов Василий, директор по образовательной политике Северо-Кавказского федерального университета, дал определение качеству образования: «Качество — это совокупность свойств объекта, направленная на удовлетворение потребностей потребителя. Дальше расходятся явные потребности, которые потребитель может четко сформулировать — это больше про работодателей, и неявные потребности — те, которые абитуриент понимает на подкорке, но четко сформулировать их не может». 

 

Эксперт также отметил, что нужно сделать, чтобы преподаватели соблюдали правила, касающиеся качества образования: «Если мы хотим добиться от преподавателя соблюдения формальной части, то все должно быть четко регламентировано внутри университета, должны быть четко прописаны механизмы контроля». 

 

Тишкина Кристина, директор центра качества организации учебного процесса Университета ИТМО, поделилась, как в университете понимают термин «качество образования»: «Мы в университете ИТМО не можем дать короткое определение, что такое качество образования. Мы считаем, что нужно измерять большое количество показателей качества образования, чтобы понимать, что происходит и как улучшить тот или иной процесс». 

 

Спикер поделилась мнением, кто несет ответственность за качество образования — университет или студенты: «Ответственность за качество образования делится поровну — и на университет, и на студентов. Мы верим в то, что студенты пришли не только за дипломом, но и за качественным образованием. Доверие и возможности, которые мы предоставляем студентам, влекут за собой и ответственность самих студентов. За то, что университет предоставляет возможности, студент должен ими осознанно пользоваться. Это и про построение индивидуальной образовательной программы, и про обратную связь от студентов». 

 

Иванов Василий (СКФУ) отметил, что нужно сделать для того, чтобы термин «качество образования» заработал в полной мере: «Системой подушевого финансирования мы перевели термин “качество образования” в формат бумажной отчетности. Пока мы не начнем жестко отчислять, качества не будет. Термин “качество образования” заработает тогда, когда мы поймем, что высшее образование не для всех: хочешь — получай».  

 

Сафонов Александр, академический директор Образовательной платформы «Юрайт», отметил, что ответственность за качество образования несут все, в том числе родители: 

«Ответственность за качество образования коллективная. Мы забыли упомянуть родителей, которые должны воспитать будущего студента гораздо раньше, на раннем уровне, чтобы сформировать ту культуру обучения, которая в дальнейшем ему поможет учиться и достигать своих целей». 

 

Управление качеством образования и цифровая трансформация 

 

Спикеры обсудили, в чем проявляется взаимосвязь развития управления качеством и цифровой трансформации учебного заведения и каковы риски и перспективы перехода на цифровые и смешанные форматы с точки зрения качества образования. 

 

Кристина Тишкина (ИТМО) рассказала, как помогает цифровизация, и дополнила, что за цифрой важно не потерять человека: «За автоматизацией и цифровизацией важно не потерять человека, важно продолжить общаться в реальности, а не переводить все в цифру и цифры. Цифровизация нам помогает в двух вещах: скорость, с которой происходят внедрения и изменения, и прозрачность процессов».  

 

Александр Сафонов («Юрайт») рассказал, как на платформе собирают цифровые следы и как это помогает не только составлять рейтинги, но и анализировать активность: «Внешний мир смотрит на качество образования по выпускникам, которые обратно приходят во внешний мир и начинают там работать. Вторая вещь — это рейтинги. Мы на платформе смотрим на цифровые следы, как обучающиеся делают на платформе определенные действия, насколько они активны».

 

Кроме этого, спикеры обсудили, как можно использовать различные платформы для внутренней оценки качества образования. 

 

Людмила Катаускайте (ТвГУ) рассказала, какими сервисами пользуются в университете: «Независимая оценка качества образования должна быть системной и на разных уровнях. Мы используем разные внешние инструменты: и платформу “Юрайт”, и WorldSkills. Инструменты нужно использовать разные, но ориентироваться на особенности той образовательной программы, по которой мы готовим выпускников». 

 

Тема качества образования остается очень актуальной. В университетах уделяют внимание не только внешней оценке качества образования, которая влияет на аккредитацию учебного заведения, но и внутренней. Мы продолжим обсуждать с экспертами эту тему, делиться различными практиками и помогать внедрять на местах лучшее.