Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
24 апреля 2024 активны на платформе
54 245 +4
Преподавателей
589 935 +461
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Комфортная, насыщенная и безопасная цифровая среда

Дата публикации
12 июля 2022
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1726

27 июня на XI Летней школе преподавателя состоялась онлайн-дискуссия «Комфортная, насыщенная и безопасная цифровая среда». Проректоры высших учебных заведений обсудили внедрение электронных технологий в образовательный процесс и их значение, а также то, как улучшить качество обучения с помощью современных ресурсов. 

 

Электронная информационно-образовательная среда — будущее университетов

 

Постоянные изменения затрагивают все сферы жизни, и каждая из них вынуждена адаптироваться под реалии. Так и вузы, шагая в ногу со временем, подстраивают процесс образования под современные условия. 

 

Александр Фадеев, кандидат технических наук, проректор по цифровизации Национального исследовательского Томского политехнического университета, рассказал, что представляет из себя современная ЭИОС: «Электронная образовательно-информационная среда — это не только доступ ко всем образовательным ресурсам, но и инструмент фиксации хода образовательного процесса, электронные дистанционные технологии, а также средство коммуникации всех участников». 

 

О важности ЭИОС как нововведения также рассказал коллегам и слушателям Алексей Канюк, проректор по образовательной деятельности и молодежной политике Гжельского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент, профессор Российской академии образования: «Сегодня электронная информационно-образовательная среда — неотъемлемая часть профессионального образования, и ее формирование — это необходимость. Это набор сервисов, которые помогают автоматизировать, упростить и убыстрить работу, сделать ее более точной и качественной». 

 

Применение ЭИОС на практике 

 

Электронная информационно-образовательная среда играет немаловажную роль в современном процессе образования. Чем же она так полезна? 

 

Об этом участникам дискуссии и ее зрителям рассказал Александр Баканов, проректор, директор Института цифрового развития науки и образования Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева: «Поколение Z нельзя к чему-то принудить — можно только замотивировать и заинтересовать. Мы создаем полезный и востребованный контент, который за счет геймификации и других средств позволяет привлечь наших студентов, чтобы они могли его развивать, а мы вместе с ними будем это трансформировать, увеличивать и расширять». 

 

«Внедрение сервисов и технологий ЭИОС должно работать на повышение цифровых компетенций студентов и преподавателей, а внедряемые продукты должны быть междисциплинарного, коллективного использования как в науке (вычислительный центр), так и в образовании (различные лаборатории)», — также прокомментировал практическое использование электронной информационно-образовательной среды Максим Герасимюк, проректор по цифровой трансформации и медиакоммуникациям Алтайского государственного университета. 

 

Как же развивать и совершенствовать такую сложную систему? 

 

Отвечая на этот вопрос, поделился своим мнением Максим Герасимюк: «Чтобы ЭИОС была успешной, у университета должна быть современнейшая и опережающая время инфраструктура, которая в рамках программы “Приоритет 2030” будет развиваться под проекты науки и образования, а также с учетом реализации вузом приоритетных стратегических проектов. На мой взгляд, развитие ЭИОС необходимо выстраивать во взаимодействии с компаниями-лидерами, которые не только передают свои технологические продукты на рынок, но и участвуют вместе с вузом в образовательном процессе для эффективного внедрения сервисов».

 

К обсуждению вопроса подключился и Сергей Канищев, проректор по проектному управлению и цифровому развитию Волгоградского государственного аграрного университета: «Выстраивая свою стратегию цифровой трансформации, я бы призывал всех идти по автоматизации процессов, тогда мы будем иметь реальную экономию ресурсов и получать результат». 

 

Также обсуждение поддержал и Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета: «У нас постоянно появляются новые инструменты и сервисы, которые трансформируют нас и всю суть университета. И как банки создали свою “экосистему”, так и университеты шагнули далеко за этот горизонт». 

 

Взаимодействие людей и машин — легко ли это дается? 

 

В современных условиях изменения произошли с молниеносной скоростью, и тут появляется вопрос: все ли успели адаптироваться к нововведениям? Что для этого делают разработчики программ? 

 

О том, какая работа проводится для обеспечения удобства пользования ЭИОС, из «сердца» разработок рассказал Иван Чернышев, IT-директор Образовательной платформы «Юрайт»: «Чтобы платформа была понятной, мы проводим много различных исследований, отслеживаем статистику использования платформы. Мы проводим интервью с преподавателями и студентами, чтобы соответствовать их требованиям, а также активно обучаем и информируем их о внедрении новых инструментов».

 

Также эксперт дополнил: «У нас развита многоуровневая система работы с университетами. На первом уровне мы обучаем администраторов, на втором — преподавателей, а на третьем — студентов. Работаем активно и плотно, чтобы заинтересовать каждого и донести всю информацию». 

 

Про важность заботы о преподавателях в условиях активной цифровизации рассказал и Александр Фадеев: «Очень важно быть в плотном и постоянном контакте с преподавателями. Мы проводили еженедельные “Теплые пятничные EdTech-встречи” онлайн. На них сотрудники вуза могли научиться работать с новыми платформами, поделиться трудностями при использовании того или иного сервиса и задать любой вопрос напрямую проректору. Это позволяло понимать, что происходит, где проблемные зоны, и потом все обращения обрабатывались и учитывались при совершенствовании цифровой системы вуза». 

 

Цифровая среда — прозрачность и открытость университетских процессов

 

Внедряя ЭИОС, вузы должны быть готовы к тому, что многие их данные и процессы станут открытыми для других заинтересованных сторон. Помимо этого, у некоторых возникает и другой вопрос: не окажется ли под угрозой культурная уникальность каждого университета? Должны ли вузы взаимодействовать в электронной среде? 

 

Игорь Кревский, доцент, кандидат технических наук, проректор по цифровизации Пензенского государственного университета, уверен: «Электронная информационно-образовательная среда ведет нас к большой прозрачности данных и процессов. ЭИОС является очень хорошей основой для ядра, вокруг которого собирается вся цифровая инфраструктура вуза».  

 

Также, комментируя тему сохранения уникальной культуры университетов, эксперт рекомендует: «Важно сохранить культурную уникальность каждого вуза. Поэтому есть смысл перенимать лучшие практики друг у друга, а также сохранять постоянную обратную связь с преподавателями: что для них важно и что они считают нужным обязательно сохранить». 

 

Об унификации и сохранении конкуренции также высказался и Александр Баканов: «Наше желание — иметь одну большую платформу, где участвовали бы все вузы, но мы должны конкурировать. А в плане организации образовательного процесса — здесь хотелось бы общей унификации. Есть только ограничительное условие — пропускные возможности систем. И даже если мы все уравняемся, мы должны будем чем-то друг от друга отличаться». 

 

Прокомментировал вопрос и Александр Фадеев, рассказав о варианте обмена данными в Томском политехническом университете: «Некоторые разработки мы держим в открытом доступе, ими могут воспользоваться все желающие. Другие мы готовы продавать, на них у нас есть все необходимые соответствующие документы».

 

А как ФГОС смотрит на это? 

 

Выполнение требований ФГОС в системе образования является обязательным. Удается ли с этим справляться столь новой и ранее не применявшейся на практике системе? 

 

«Выполнение требований ФГОС — это обязательное условие для образовательной организации, и все образовательные учреждения формально соответствуют своим ЭИОС и имеющимся требованиям», — делится экспертным мнением по этому вопросу Сергей Канищев. 

 

Также о благоприятном исходе появления ЭИОС рассказал и Игорь Кревский: «ЭИОС — это одна из наиболее удачных вещей, которая вошла во ФГОС. Система образования без больших потерь прошла период пандемии во многом за счет работы в вузах именно ЭИОС». 

 

«Когда появился стандарт ФГОС ВО 3+, все университеты либо уже начали делать ЭИОС, либо поняли, что то, чем мы занимаемся, называется ЭИОС», — добавил эксперт. 

Тема электронной информационно-образовательной среды и ее развитие остается актуальной. Мы продолжим обсуждать эти вопросы с экспертами как на однодневных онлайн-конференциях, так и на будущих мероприятиях Юрайт.Академии.