27 июня на XI Летней школе преподавателя состоялась онлайн-дискуссия «Комфортная, насыщенная и безопасная цифровая среда». Проректоры высших учебных заведений обсудили внедрение электронных технологий в образовательный процесс и их значение, а также то, как улучшить качество обучения с помощью современных ресурсов.
Электронная информационно-образовательная среда — будущее университетов
Постоянные изменения затрагивают все сферы жизни, и каждая из них вынуждена адаптироваться под реалии. Так и вузы, шагая в ногу со временем, подстраивают процесс образования под современные условия.
Александр Фадеев, кандидат технических наук, проректор по цифровизации Национального исследовательского Томского политехнического университета, рассказал, что представляет из себя современная ЭИОС: «Электронная образовательно-информационная среда — это не только доступ ко всем образовательным ресурсам, но и инструмент фиксации хода образовательного процесса, электронные дистанционные технологии, а также средство коммуникации всех участников».
О важности ЭИОС как нововведения также рассказал коллегам и слушателям Алексей Канюк, проректор по образовательной деятельности и молодежной политике Гжельского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент, профессор Российской академии образования: «Сегодня электронная информационно-образовательная среда — неотъемлемая часть профессионального образования, и ее формирование — это необходимость. Это набор сервисов, которые помогают автоматизировать, упростить и убыстрить работу, сделать ее более точной и качественной».
Применение ЭИОС на практике
Электронная информационно-образовательная среда играет немаловажную роль в современном процессе образования. Чем же она так полезна?
Об этом участникам дискуссии и ее зрителям рассказал Александр Баканов, проректор, директор Института цифрового развития науки и образования Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева: «Поколение Z нельзя к чему-то принудить — можно только замотивировать и заинтересовать. Мы создаем полезный и востребованный контент, который за счет геймификации и других средств позволяет привлечь наших студентов, чтобы они могли его развивать, а мы вместе с ними будем это трансформировать, увеличивать и расширять».
«Внедрение сервисов и технологий ЭИОС должно работать на повышение цифровых компетенций студентов и преподавателей, а внедряемые продукты должны быть междисциплинарного, коллективного использования как в науке (вычислительный центр), так и в образовании (различные лаборатории)», — также прокомментировал практическое использование электронной информационно-образовательной среды Максим Герасимюк, проректор по цифровой трансформации и медиакоммуникациям Алтайского государственного университета.
Как же развивать и совершенствовать такую сложную систему?
Отвечая на этот вопрос, поделился своим мнением Максим Герасимюк: «Чтобы ЭИОС была успешной, у университета должна быть современнейшая и опережающая время инфраструктура, которая в рамках программы “Приоритет 2030” будет развиваться под проекты науки и образования, а также с учетом реализации вузом приоритетных стратегических проектов. На мой взгляд, развитие ЭИОС необходимо выстраивать во взаимодействии с компаниями-лидерами, которые не только передают свои технологические продукты на рынок, но и участвуют вместе с вузом в образовательном процессе для эффективного внедрения сервисов».
К обсуждению вопроса подключился и Сергей Канищев, проректор по проектному управлению и цифровому развитию Волгоградского государственного аграрного университета: «Выстраивая свою стратегию цифровой трансформации, я бы призывал всех идти по автоматизации процессов, тогда мы будем иметь реальную экономию ресурсов и получать результат».
Также обсуждение поддержал и Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета: «У нас постоянно появляются новые инструменты и сервисы, которые трансформируют нас и всю суть университета. И как банки создали свою “экосистему”, так и университеты шагнули далеко за этот горизонт».
Взаимодействие людей и машин — легко ли это дается?
В современных условиях изменения произошли с молниеносной скоростью, и тут появляется вопрос: все ли успели адаптироваться к нововведениям? Что для этого делают разработчики программ?
О том, какая работа проводится для обеспечения удобства пользования ЭИОС, из «сердца» разработок рассказал Иван Чернышев, IT-директор Образовательной платформы «Юрайт»: «Чтобы платформа была понятной, мы проводим много различных исследований, отслеживаем статистику использования платформы. Мы проводим интервью с преподавателями и студентами, чтобы соответствовать их требованиям, а также активно обучаем и информируем их о внедрении новых инструментов».
Также эксперт дополнил: «У нас развита многоуровневая система работы с университетами. На первом уровне мы обучаем администраторов, на втором — преподавателей, а на третьем — студентов. Работаем активно и плотно, чтобы заинтересовать каждого и донести всю информацию».
Про важность заботы о преподавателях в условиях активной цифровизации рассказал и Александр Фадеев: «Очень важно быть в плотном и постоянном контакте с преподавателями. Мы проводили еженедельные “Теплые пятничные EdTech-встречи” онлайн. На них сотрудники вуза могли научиться работать с новыми платформами, поделиться трудностями при использовании того или иного сервиса и задать любой вопрос напрямую проректору. Это позволяло понимать, что происходит, где проблемные зоны, и потом все обращения обрабатывались и учитывались при совершенствовании цифровой системы вуза».
Цифровая среда — прозрачность и открытость университетских процессов
Внедряя ЭИОС, вузы должны быть готовы к тому, что многие их данные и процессы станут открытыми для других заинтересованных сторон. Помимо этого, у некоторых возникает и другой вопрос: не окажется ли под угрозой культурная уникальность каждого университета? Должны ли вузы взаимодействовать в электронной среде?
Игорь Кревский, доцент, кандидат технических наук, проректор по цифровизации Пензенского государственного университета, уверен: «Электронная информационно-образовательная среда ведет нас к большой прозрачности данных и процессов. ЭИОС является очень хорошей основой для ядра, вокруг которого собирается вся цифровая инфраструктура вуза».
Также, комментируя тему сохранения уникальной культуры университетов, эксперт рекомендует: «Важно сохранить культурную уникальность каждого вуза. Поэтому есть смысл перенимать лучшие практики друг у друга, а также сохранять постоянную обратную связь с преподавателями: что для них важно и что они считают нужным обязательно сохранить».
Об унификации и сохранении конкуренции также высказался и Александр Баканов: «Наше желание — иметь одну большую платформу, где участвовали бы все вузы, но мы должны конкурировать. А в плане организации образовательного процесса — здесь хотелось бы общей унификации. Есть только ограничительное условие — пропускные возможности систем. И даже если мы все уравняемся, мы должны будем чем-то друг от друга отличаться».
Прокомментировал вопрос и Александр Фадеев, рассказав о варианте обмена данными в Томском политехническом университете: «Некоторые разработки мы держим в открытом доступе, ими могут воспользоваться все желающие. Другие мы готовы продавать, на них у нас есть все необходимые соответствующие документы».
А как ФГОС смотрит на это?
Выполнение требований ФГОС в системе образования является обязательным. Удается ли с этим справляться столь новой и ранее не применявшейся на практике системе?
«Выполнение требований ФГОС — это обязательное условие для образовательной организации, и все образовательные учреждения формально соответствуют своим ЭИОС и имеющимся требованиям», — делится экспертным мнением по этому вопросу Сергей Канищев.
Также о благоприятном исходе появления ЭИОС рассказал и Игорь Кревский: «ЭИОС — это одна из наиболее удачных вещей, которая вошла во ФГОС. Система образования без больших потерь прошла период пандемии во многом за счет работы в вузах именно ЭИОС».
«Когда появился стандарт ФГОС ВО 3+, все университеты либо уже начали делать ЭИОС, либо поняли, что то, чем мы занимаемся, называется ЭИОС», — добавил эксперт.
Тема электронной информационно-образовательной среды и ее развитие остается актуальной. Мы продолжим обсуждать эти вопросы с экспертами как на однодневных онлайн-конференциях, так и на будущих мероприятиях Юрайт.Академии.