Горячая линия
14 августа 2022 активны на платформе
39 344 0
Преподавателя
332 439 +1
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Комфортная, насыщенная и безопасная цифровая среда

Дата публикации
12 июля 2022
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1309

27 июня на XI Летней школе преподавателя состоялась онлайн-дискуссия «Комфортная, насыщенная и безопасная цифровая среда». Проректоры высших учебных заведений обсудили внедрение электронных технологий в образовательный процесс и их значение, а также то, как улучшить качество обучения с помощью современных ресурсов. 

 

Электронная информационно-образовательная среда — будущее университетов

 

Постоянные изменения затрагивают все сферы жизни, и каждая из них вынуждена адаптироваться под реалии. Так и вузы, шагая в ногу со временем, подстраивают процесс образования под современные условия. 

 

Александр Фадеев, кандидат технических наук, проректор по цифровизации Национального исследовательского Томского политехнического университета, рассказал, что представляет из себя современная ЭИОС: «Электронная образовательно-информационная среда — это не только доступ ко всем образовательным ресурсам, но и инструмент фиксации хода образовательного процесса, электронные дистанционные технологии, а также средство коммуникации всех участников». 

 

О важности ЭИОС как нововведения также рассказал коллегам и слушателям Алексей Канюк, проректор по образовательной деятельности и молодежной политике Гжельского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент, профессор Российской академии образования: «Сегодня электронная информационно-образовательная среда — неотъемлемая часть профессионального образования, и ее формирование — это необходимость. Это набор сервисов, которые помогают автоматизировать, упростить и убыстрить работу, сделать ее более точной и качественной». 

 

Применение ЭИОС на практике 

 

Электронная информационно-образовательная среда играет немаловажную роль в современном процессе образования. Чем же она так полезна? 

 

Об этом участникам дискуссии и ее зрителям рассказал Александр Баканов, проректор, директор Института цифрового развития науки и образования Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева: «Поколение Z нельзя к чему-то принудить — можно только замотивировать и заинтересовать. Мы создаем полезный и востребованный контент, который за счет геймификации и других средств позволяет привлечь наших студентов, чтобы они могли его развивать, а мы вместе с ними будем это трансформировать, увеличивать и расширять». 

 

«Внедрение сервисов и технологий ЭИОС должно работать на повышение цифровых компетенций студентов и преподавателей, а внедряемые продукты должны быть междисциплинарного, коллективного использования как в науке (вычислительный центр), так и в образовании (различные лаборатории)», — также прокомментировал практическое использование электронной информационно-образовательной среды Максим Герасимюк, проректор по цифровой трансформации и медиакоммуникациям Алтайского государственного университета. 

 

Как же развивать и совершенствовать такую сложную систему? 

 

Отвечая на этот вопрос, поделился своим мнением Максим Герасимюк: «Чтобы ЭИОС была успешной, у университета должна быть современнейшая и опережающая время инфраструктура, которая в рамках программы “Приоритет 2030” будет развиваться под проекты науки и образования, а также с учетом реализации вузом приоритетных стратегических проектов. На мой взгляд, развитие ЭИОС необходимо выстраивать во взаимодействии с компаниями-лидерами, которые не только передают свои технологические продукты на рынок, но и участвуют вместе с вузом в образовательном процессе для эффективного внедрения сервисов».

 

К обсуждению вопроса подключился и Сергей Канищев, проректор по проектному управлению и цифровому развитию Волгоградского государственного аграрного университета: «Выстраивая свою стратегию цифровой трансформации, я бы призывал всех идти по автоматизации процессов, тогда мы будем иметь реальную экономию ресурсов и получать результат». 

 

Также обсуждение поддержал и Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета: «У нас постоянно появляются новые инструменты и сервисы, которые трансформируют нас и всю суть университета. И как банки создали свою “экосистему”, так и университеты шагнули далеко за этот горизонт». 

 

Взаимодействие людей и машин — легко ли это дается? 

 

В современных условиях изменения произошли с молниеносной скоростью, и тут появляется вопрос: все ли успели адаптироваться к нововведениям? Что для этого делают разработчики программ? 

 

О том, какая работа проводится для обеспечения удобства пользования ЭИОС, из «сердца» разработок рассказал Иван Чернышев, IT-директор Образовательной платформы «Юрайт»: «Чтобы платформа была понятной, мы проводим много различных исследований, отслеживаем статистику использования платформы. Мы проводим интервью с преподавателями и студентами, чтобы соответствовать их требованиям, а также активно обучаем и информируем их о внедрении новых инструментов».

 

Также эксперт дополнил: «У нас развита многоуровневая система работы с университетами. На первом уровне мы обучаем администраторов, на втором — преподавателей, а на третьем — студентов. Работаем активно и плотно, чтобы заинтересовать каждого и донести всю информацию». 

 

Про важность заботы о преподавателях в условиях активной цифровизации рассказал и Александр Фадеев: «Очень важно быть в плотном и постоянном контакте с преподавателями. Мы проводили еженедельные “Теплые пятничные EdTech-встречи” онлайн. На них сотрудники вуза могли научиться работать с новыми платформами, поделиться трудностями при использовании того или иного сервиса и задать любой вопрос напрямую проректору. Это позволяло понимать, что происходит, где проблемные зоны, и потом все обращения обрабатывались и учитывались при совершенствовании цифровой системы вуза». 

 

Цифровая среда — прозрачность и открытость университетских процессов

 

Внедряя ЭИОС, вузы должны быть готовы к тому, что многие их данные и процессы станут открытыми для других заинтересованных сторон. Помимо этого, у некоторых возникает и другой вопрос: не окажется ли под угрозой культурная уникальность каждого университета? Должны ли вузы взаимодействовать в электронной среде? 

 

Игорь Кревский, доцент, кандидат технических наук, проректор по цифровизации Пензенского государственного университета, уверен: «Электронная информационно-образовательная среда ведет нас к большой прозрачности данных и процессов. ЭИОС является очень хорошей основой для ядра, вокруг которого собирается вся цифровая инфраструктура вуза».  

 

Также, комментируя тему сохранения уникальной культуры университетов, эксперт рекомендует: «Важно сохранить культурную уникальность каждого вуза. Поэтому есть смысл перенимать лучшие практики друг у друга, а также сохранять постоянную обратную связь с преподавателями: что для них важно и что они считают нужным обязательно сохранить». 

 

Об унификации и сохранении конкуренции также высказался и Александр Баканов: «Наше желание — иметь одну большую платформу, где участвовали бы все вузы, но мы должны конкурировать. А в плане организации образовательного процесса — здесь хотелось бы общей унификации. Есть только ограничительное условие — пропускные возможности систем. И даже если мы все уравняемся, мы должны будем чем-то друг от друга отличаться». 

 

Прокомментировал вопрос и Александр Фадеев, рассказав о варианте обмена данными в Томском политехническом университете: «Некоторые разработки мы держим в открытом доступе, ими могут воспользоваться все желающие. Другие мы готовы продавать, на них у нас есть все необходимые соответствующие документы».

 

А как ФГОС смотрит на это? 

 

Выполнение требований ФГОС в системе образования является обязательным. Удается ли с этим справляться столь новой и ранее не применявшейся на практике системе? 

 

«Выполнение требований ФГОС — это обязательное условие для образовательной организации, и все образовательные учреждения формально соответствуют своим ЭИОС и имеющимся требованиям», — делится экспертным мнением по этому вопросу Сергей Канищев. 

 

Также о благоприятном исходе появления ЭИОС рассказал и Игорь Кревский: «ЭИОС — это одна из наиболее удачных вещей, которая вошла во ФГОС. Система образования без больших потерь прошла период пандемии во многом за счет работы в вузах именно ЭИОС». 

 

«Когда появился стандарт ФГОС ВО 3+, все университеты либо уже начали делать ЭИОС, либо поняли, что то, чем мы занимаемся, называется ЭИОС», — добавил эксперт. 

Тема электронной информационно-образовательной среды и ее развитие остается актуальной. Мы продолжим обсуждать эти вопросы с экспертами как на однодневных онлайн-конференциях, так и на будущих мероприятиях Юрайт.Академии.

Другие новости