Горячая линия
14 августа 2022 активны на платформе
39 344 0
Преподавателя
332 439 +1
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Реальное импортозамещение: партнерство учебных заведений с бизнесом по технологиям и кадрам

Дата публикации
15 июля 2022
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1345

С 27 по 29 июня прошла ХI Летняя школа преподавателя «Качество цифрового образования 2022—2030». В Школе участвовали свыше 2500 преподавателей и руководителей учебных заведений из России и зарубежных стран.

Во второй день XI Летней школы преподавателя, руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили на дискуссии роль и достижения университетов в импортозамещении и вопрос о том, как задача импортозамещения влияет на образовательные программы университетов.
 

Импортоопережение: можем ли мы делать свое? 

 

Вопрос импортозамещения обсуждается уже много лет, это не может не касаться и образования и науки. Оборудование и техника, на которых учатся студенты, программы, в которых они выполняют практические занятия, как правило, зарубежные. 

 

В условиях внешнего давления в учебных заведениях начали задумываться о том, как заменить зарубежное оборудование, и можем ли мы сами при содействии университетов и вузов, университетов и научных исследовательских центров, делать свое. 

 

«Мы очень давно зациклились на слове “импортозамещение”, потом оно переросло в “импортоопережение”. Мы постоянно пытаемся что-то делать с импортом. Зачем нам это, если мы можем делать новые продукты», — отмечает Александр Пилипенко, кандидат технических наук, доцент, PhD, проректор по развитию Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. 

 

Бари Хаиров, исполняющий обязанности ректора Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор экономических наук, доцент, отметил, что в основе всех изменений — создании своих продуктов, работа с новым оборудованием — лежат люди: 

 

 «В основе лежит человеческий капитал. Если кадры не готовы учиться новому, не готовы работать с новым оборудованием — ничего не получится». 

 

Спикер подчеркнул, что каждому региону необходимо найти деятельность, в которой они сильны и развивать ее: «Регионы должны найти свои конкурентные преимущества и заниматься тем, что они хорошо умеют. Нам нужно строить цепи, заняться управлением цепями поставок того, что нужно потребителю». 

 

Сафонов Александр, академический директор Образовательной платформы «Юрайт, рассказал, что вместе с запросом на импортозамещение, есть запрос на обновление учебного контента, чтобы он был актуален и подходил под задачи. 

 

«Мы видим, что все больше задач импортозамещения вовлекается в учебный контент. Происходит экстренно быстрая попытка адаптировать контент с точки зрения конкретных задач импортозамещения». 

 

Светлана Лихачева, проректор по развитию и внешним связям Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат физико-математических наук, доцент, рассказала о том, что в вузе начали обучать студентов и преподавателей работать на российских программных комплексах, а также о том, есть ли аналоги зарубежных систем, с которыми в вузе работали ранее: «Говоря об импортозамещении — переходим на обучение студентов работе на российских программных комплексах для проектирования зданий и сооружений. Аналоги известным зарубежным ВIM-системам существуют, они активно развиваются, и, конечно, прежде всего преподавателям необходимо переучиваться для работы на этих программных комплексах, чтобы потом учить этому студентов и слушателей ДПО».


 

Готовы ли вузы внедрять свои разработки и готовить необходимых специалистов? 

 

Эксперты обсудили вопрос подготовки специалистов для рынка труда: должны ли кадры быть четко привязаны к разработкам, задачам и целям, которые ставит государство и бизнес. 

 

Бари Хаиров (СибГУТИ) отметил, что университет должен готовить кадры, которые необходимы рынку. Если специалисты не востребованы работодателями — программа становится неактуальной.  

 

 «Кадры должны быть сформированы под задачи. Мы готовим специалистов, которые нужны предприятиям. Если нет заказчика, кафедра и специальность становятся неактуальными». 

 

Спикеры поделились мнением, способны ли вузы разрабатывать информационные технологии, которые могут заменить серьезные американские или европейские системы. 

 

Бари Хаиров (СибГУТИ) поделился успешным опытом университета по разработке и внедрении системы  5G: «У нас в университете студенты занимались 5G. В июне прошлого года мы закупили для них необходимое лабораторное оборудование. Уже в январе открылась первая тестовая зона 5G, сделанная нами». 

 

Светлана Лихачева (ННГАСУ) рассказала об опыте реализации проектов для города, которые делали сотрудники вуза совместно со студентами: «Для нашего  архитектурно-строительного вуза актуально участие студентов в выполнении очень ответственных работ. В прошлом году городу было 800 лет, многие объекты культурного наследия были реконструированы и отреставрированы как раз по проектам, выполненным нашими сотрудниками и студентами».

 

Александр Пилипенко (ОГУ им. И.С. Тургенева) также поделился проектами, которые делают студенты в вузе, но отметил, что студентам и выпускникам сложно внедрить их для серийного производства: 

 

«Мы в университете реализуем прикладные проекты в рамках CDIO-концепции уже семь лет. Они делают успешные одиночные проекты, но не может студент и выпускник бакалавриата внедрить на серийное производство свой продукт, там слишком много согласующих: главный технолог, конструктор, экономист, начальник цеха, главный инженер. Пока весь этот путь пройдет, окажется, что есть лишний заусенец и надо все переделывать, а студент у нас уже выпустился и работает на другом предприятии».

 

Спикер добавил, что вузы готовы к венчурной модели финансирования проектов студентов, для этого в учебных заведениях все подготовлено: «Вузы готовы. Практически у каждого вуза есть бизнес-инкубаторы, точки кипения и т. д. Вузы готовы к модели “диплом как стартап” или “курсовая как стартап”. Надо только быть готовыми к проблемам, из-за которых не все студенты реализуют прикладные проекты. И это нормально, это образовательный процесс, который если и не дал готовый продукт, то обеспечил закрытие компетенции». 

 

Тема импортозамещения сегодня актуальна как никогда, в том числе в образовании и науке. Мы продолжим обсуждать эти вопросы с экспертами как на однодневной онлайн-конференции, так и на будущих мероприятиях Юрайт.Академии. 


 

Другие новости