С 27 по 29 июня прошла ХI Летняя школа преподавателя «Качество цифрового образования 2022—2030». В Школе участвовали свыше 2500 преподавателей и руководителей учебных заведений из России и зарубежных стран.
Во второй день XI Летней школы преподавателя, руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили на дискуссии роль и достижения университетов в импортозамещении и вопрос о том, как задача импортозамещения влияет на образовательные программы университетов.
Импортоопережение: можем ли мы делать свое?
Вопрос импортозамещения обсуждается уже много лет, это не может не касаться и образования и науки. Оборудование и техника, на которых учатся студенты, программы, в которых они выполняют практические занятия, как правило, зарубежные.
В условиях внешнего давления в учебных заведениях начали задумываться о том, как заменить зарубежное оборудование, и можем ли мы сами при содействии университетов и вузов, университетов и научных исследовательских центров, делать свое.
«Мы очень давно зациклились на слове “импортозамещение”, потом оно переросло в “импортоопережение”. Мы постоянно пытаемся что-то делать с импортом. Зачем нам это, если мы можем делать новые продукты», — отмечает Александр Пилипенко, кандидат технических наук, доцент, PhD, проректор по развитию Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева.
Бари Хаиров, исполняющий обязанности ректора Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор экономических наук, доцент, отметил, что в основе всех изменений — создании своих продуктов, работа с новым оборудованием — лежат люди:
«В основе лежит человеческий капитал. Если кадры не готовы учиться новому, не готовы работать с новым оборудованием — ничего не получится».
Спикер подчеркнул, что каждому региону необходимо найти деятельность, в которой они сильны и развивать ее: «Регионы должны найти свои конкурентные преимущества и заниматься тем, что они хорошо умеют. Нам нужно строить цепи, заняться управлением цепями поставок того, что нужно потребителю».
Сафонов Александр, академический директор Образовательной платформы «Юрайт, рассказал, что вместе с запросом на импортозамещение, есть запрос на обновление учебного контента, чтобы он был актуален и подходил под задачи.
«Мы видим, что все больше задач импортозамещения вовлекается в учебный контент. Происходит экстренно быстрая попытка адаптировать контент с точки зрения конкретных задач импортозамещения».
Светлана Лихачева, проректор по развитию и внешним связям Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат физико-математических наук, доцент, рассказала о том, что в вузе начали обучать студентов и преподавателей работать на российских программных комплексах, а также о том, есть ли аналоги зарубежных систем, с которыми в вузе работали ранее: «Говоря об импортозамещении — переходим на обучение студентов работе на российских программных комплексах для проектирования зданий и сооружений. Аналоги известным зарубежным ВIM-системам существуют, они активно развиваются, и, конечно, прежде всего преподавателям необходимо переучиваться для работы на этих программных комплексах, чтобы потом учить этому студентов и слушателей ДПО».
Готовы ли вузы внедрять свои разработки и готовить необходимых специалистов?
Эксперты обсудили вопрос подготовки специалистов для рынка труда: должны ли кадры быть четко привязаны к разработкам, задачам и целям, которые ставит государство и бизнес.
Бари Хаиров (СибГУТИ) отметил, что университет должен готовить кадры, которые необходимы рынку. Если специалисты не востребованы работодателями — программа становится неактуальной.
«Кадры должны быть сформированы под задачи. Мы готовим специалистов, которые нужны предприятиям. Если нет заказчика, кафедра и специальность становятся неактуальными».
Спикеры поделились мнением, способны ли вузы разрабатывать информационные технологии, которые могут заменить серьезные американские или европейские системы.
Бари Хаиров (СибГУТИ) поделился успешным опытом университета по разработке и внедрении системы 5G: «У нас в университете студенты занимались 5G. В июне прошлого года мы закупили для них необходимое лабораторное оборудование. Уже в январе открылась первая тестовая зона 5G, сделанная нами».
Светлана Лихачева (ННГАСУ) рассказала об опыте реализации проектов для города, которые делали сотрудники вуза совместно со студентами: «Для нашего архитектурно-строительного вуза актуально участие студентов в выполнении очень ответственных работ. В прошлом году городу было 800 лет, многие объекты культурного наследия были реконструированы и отреставрированы как раз по проектам, выполненным нашими сотрудниками и студентами».
Александр Пилипенко (ОГУ им. И.С. Тургенева) также поделился проектами, которые делают студенты в вузе, но отметил, что студентам и выпускникам сложно внедрить их для серийного производства:
«Мы в университете реализуем прикладные проекты в рамках CDIO-концепции уже семь лет. Они делают успешные одиночные проекты, но не может студент и выпускник бакалавриата внедрить на серийное производство свой продукт, там слишком много согласующих: главный технолог, конструктор, экономист, начальник цеха, главный инженер. Пока весь этот путь пройдет, окажется, что есть лишний заусенец и надо все переделывать, а студент у нас уже выпустился и работает на другом предприятии».
Спикер добавил, что вузы готовы к венчурной модели финансирования проектов студентов, для этого в учебных заведениях все подготовлено: «Вузы готовы. Практически у каждого вуза есть бизнес-инкубаторы, точки кипения и т. д. Вузы готовы к модели “диплом как стартап” или “курсовая как стартап”. Надо только быть готовыми к проблемам, из-за которых не все студенты реализуют прикладные проекты. И это нормально, это образовательный процесс, который если и не дал готовый продукт, то обеспечил закрытие компетенции».
Тема импортозамещения сегодня актуальна как никогда, в том числе в образовании и науке. Мы продолжим обсуждать эти вопросы с экспертами как на однодневной онлайн-конференции, так и на будущих мероприятиях Юрайт.Академии.