Показать виджеты
Скрыть виджеты
24 ноября 2024 активны на платформе
52 376 -45
Преподавателей
647 197 -548
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Человеческий капитал региона: удержание и развитие через образовательные программы

Дата публикации
19 июля 2022
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
1878

28 июня на Летней школе преподавателя состоялась панельная дискуссия «Человеческий капитал региона: удержание и развитие через образовательные программы». Проректоры высших учебных заведений обсудили проблему нехватки кадров в провинциях, а также вопрос о том, как повысить конкурентоспособность образовательных программ в регионах и сделать их более ориентированными на местные социально-экономические задачи. 

 

Человеческий капитал региона: определение понятия 

 

Говоря об определении понятия человеческого капитала региона, стоит понимать, что оно несколько отличается от человеческого капитала в общем. 

 

Об этом на панельной дискуссии коллегам и слушателям рассказала Инна Якунина, проректор по образовательной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина: 

 

«Человеческий капитал  — это совокупность знаний и навыков человека, тех его инвестиций в здоровье, которые определяют его вклад в развитие того или иного предприятия. Когда мы говорим о человеческом капитале региона, то здесь ограничений намного больше, потому что это человеческий капитал целого социума, который не факт, что будет использоваться на благо региона, в котором он проживает». 

 

Также мнением о человеческом капитале и его роли в экономике страны поделился Сергей Большаков, проректор по учебно-методической работе Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, доктор наук, профессор, эксперт Рособрнадзора Министерства образования и науки РФ, Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы; эксперт QS World University Rankings: 

 

«Современная экономика и ее будущее определяются структурой человеческого капитала. Россия — большая страна. Когда мы говорим о накопленном капитале каждого региона, необходимо учитывать специфику каждого региона. И каждая университетская группа осуществляет важнейшую работу для всей России». 

 

В чем же проблема «утечки мозгов»? 

 

Человеческий капитал регионов стремительно истощается, студенты из провинций рвутся в столицы. В чем же причина подобного поведения? 

 

Василий Саввинов, кандидат педагогических наук, проректор по стратегическому развитию Северо-Восточного федерального университета поделился мнением о причинах подобного явления: 

 

«В этом учебном году проведены три крупных стратегических сессии для руководителей высших учебных заведений Дальнего Востока. Главная проблема, которая звучала на всех сессиях – вузы ДФО вследствие неконкурентоспособности условий социальной среды (низкий уровень качества жизни, ограниченный рынок труда, слабая доступность объектов социальной инфраструктуры, недостаточное разнообразие социальных услуг, низкая транспортная связанность) изначально проигрывают в «конкуренции за таланты» — привлечении качественного контингента обучающихся и научно-педагогических работников». 

 

Поделился данными об «утечке» и Игорь Петрищев, ректор Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, кандидат технических наук, доцент: 

 

«Большое количество выпускников 11-х классов, которые заканчивают в этом году, хотят уехать из региона. Если до пандемии в основном отток происходил в Москву и Санкт-Петербург, то сегодня едут еще и в Нижний Новгород, Казань и Самару. Для нас это реальность». 

 

«Утечка» — забота не только вузов, но и регионов 

 

Безусловно, истощение человеческого капитала является проблемой не только самих университетов, выпускающих специалистов, но и регионов, которые не имеют возможности их удержать. 

 

О необходимости нести ответственность за развитие человеческого капитала и самим регионам рассказал на онлайн-дискуссии Игорь Петрищев: 

 

«Бороться с утечкой капитала нужно не только университетам, но и регионам. Мы активно включаемся во все направления деятельности региональной политики, работаем с детьми и молодежью. Задача региона — создать условия, чтобы студент чувствовал себя комфортно и был нужным». 

 

«В нашем регионе разнонаправленные университеты, которые подчиняются разным ведомствам, и у многих вузов нет пересечений по направлениям подготовки. У нас есть совет ректоров, мы часто встречаемся и редко возникают спорные вопросы, которые мы не можем решить. Мы больше помогаем в координации деятельности нашего регионального Министерства, все хорошо синхронизировано». 

 

Также Сергей Большаков упомянул о важности развития и удержания человеческого капитала в провинциях: 

 

«Мы видим, как региональные органы исполнительной власти все чаще обращают внимание на вузовскую среду не просто как на точку активности, а как на свое будущее, потому что из вузов выходит не просто интеллектуальный или человеческий капитал, а как раз будущее этого региона». 

 

Какой тогда вклад в развитие человеческого капитала делают регионы?

 

На этот вопрос ответил Василий Саввинов: 

 

«В связи с этой проблемой востребованной является разработка регионального заказа на целевую подготовку кадров для регионов. Сейчас во всех университетах, институтах, академиях Дальнего Востока идет разработка программ развития, где целевая подготовка кадров определена одним из основных механизмов обеспечения опережающего развития вузов. Мы готовы делиться различными кейсами в этом направлении». 

 

Также эксперт рассказал о разработке новой программы развития, которая объединяет множество различных организаций: 

 

«При разработке программ развития мы ориентируемся прежде всего на коллаборации с другими вузами. В частности, на форуме “Университеты и развитие геостратегических территорий России”, который прошел 10—12 июня на базе Северо-Восточного федерального университета, создан российско-азиатский консорциум арктических исследований. Мы рады, что число организаций, которые хотят присоединиться к объединению исследователей холодных территорий, растет изо дня в день».

 

К обсуждению присоединилась Юлия Эмер, проректор по информационной политике и цифровым коммуникациям Томского государственного университета, доктор филологических наук, поделившись некоторыми предложениями по поводу решения вопроса: 

 

«Проблема острая, но можно посмотреть на нее с другой стороны. Можно выстраивать сетевые связи со студентами-выпускниками. Также вузы могут согласовывать позицию с властью и бизнесом для обеспечения лучших условий для студентов». 

 

Коротко о проектах, которые разрабатывают вузы

 

Тем не менее вузы активно содействуют удержанию и развитию человеческого капитала в регионах. На онлайн-дискуссии эксперты поделились идеями и способами решения острой проблемы. 

 

«Чтобы усилить составляющую человеческого капитала, была запущена грантовая программа “Алгарыш”, которая выделяет не менее 100 миллионов рублей на стажировку, подготовку и переподготовку студентов и преподавателей в России и за границей», — рассказала Ирина Ахметова, проректор по развитию и инновациям Казанского государственного энергетического университета. 

 

«У нас очень плотное взаимодействие с компаниями, и ежегодно эти компании и руководство республики выделяют средства для привлечения ведущих мировых ученых, которые очно или онлайн ведут занятия для наших студентов», — добавила эксперт. 

 

Также собственным способом решения проблемы утечки капитала поделилась с коллегами и Юлия Эмер: 

 

«Мы создали проект “Большой университет”. Так, любой студент, поступая в Томск, автоматически получает доступ к инфраструктуре всех университетов. Все университеты и академические институты при этом сохраняют свою автономность и реализуют совместные сетевые программы»

 

Конкурентоспособность — это важно

 

После выпуска из университета каждый уже бывший студент окажется на рынке труда. И об этом стоит задумываться уже в самом вузе. Эксперты упомянули несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

 

Так, Юлия Эмер заметила: «Для себя мы определили ключевой показатель развития — это конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Чтобы конкурентоспособность была, необходимо сформировать открытое образование. Также необходимо поддерживать связь с реальным сектором экономики (проектная деятельность и связь с реальным работодателем)». 

 

Целевое обучение и дополнительное профессиональное образование 

 

Существует множество путей, по которым возможно получить образование, и каждый из них выгоден по-своему. На дискуссии эксперты обсудили необходимость целевого обучения и дополнительного образования. 

 

«Порой в рамках высшего образования мы не успеваем готовить соответствующий рынку труда профиль специалистов, поэтому программы ДПО позволяют диверсифицировать предложение на рынке, и этим активно пользуются работодатели, обращаясь в вузы и колледжи за специалистами», — заметил Сергей Большаков. 

 

Также многие эксперты высказались в пользу целевого обучения, однако, по мнению Инны Якуниной, здесь есть свой нюанс: 

 

«Без заинтересованности региона и его работодателей взаимодействовать со студентами и выпускниками, конечно, не получится. И целевое обучение здесь не панацея, потому что есть риск, что студент уже потерял желание работать в компании». 

 

Уже в конце августа пройдет однодневная онлайн-конференция «Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию», на которой мы снова вместе со спикерами обсудим не только мотивацию студентов к обучению, но и их дальнейшую реализацию в профессии. Регистрация уже открыта!