Горячая линия
14 августа 2022 активны на платформе
39 344 0
Преподавателя
332 439 +1
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Вклад педагога в качество образования: вечное и новое в преподавательском труде

Дата публикации
21 июля 2022
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
1126

29 июня на Летней школе преподавателя состоялась онлайн-дискуссия «Вклад педагога в качество образования: вечное и новое в преподавательском труде». Проректоры высших учебных заведений обсудили проблему зависимости качества образования от преподавательского состава и то, как в наставнике должны совмещаться личные и профессиональные качества. 

 

Качество преподавания: измеримо ли оно? 

 

Степень качества образования во многом зависит от преподавателя. Однако существуют ли какие-либо критерии оценивания преподавательского труда? 

 

Мнением по поводу данного вопроса с коллегами и зрителями дискуссии поделился Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, доктор биологических наук: 

 

«Любое качество образовательного труда зависит от множества факторов: ресурсов, среды, в котором работает преподаватель. Для меня обеспечение качественного образовательного процесса начинается с формирования сильного преподавательского корпуса. Любой руководитель желает, чтобы именно в его вузе работали лучшие из лучших. Качество их работы можно определить содержанием образовательного процесса, учебными программами, методикой обучения, конкурентоспособностью выпускников». 

 

Разными подходами к оценке поделилась также и Елена Суханова, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института образования, заместитель проректора по образовательной деятельности Национального исследовательского Томского государственного университета, руководитель сетевого проекта «Университетская национальная инициатива качества образования»:

 

«Как минимум три подхода к анализу качества преподавания можно выделить. Согласно одному подходу, преподавание считается качественным, если мы получили у студентов уникальные результаты. Согласно второму, качество оценивается по количеству разрывов между желаемым результатом и полученным. В третьем подходе для оценки качества анализируют различные показатели деятельности преподавателя, условия его работы и достижения». 

 

Прокомментировал вопрос и Темыр Хагуров, доцент, доктор социологических наук, проректор по учебной работе и качеству образования — первый проректор Кубанского государственного университета: 

 

«Настоящая оценка, на мой взгляд, — это общая статистика успешности выпускников вузов, а также социальной неуспешности. Это результат, отсроченный на несколько лет как минимум. Здесь лучше не столько формальные оценки (остепененность, публикационная активность), сколько качественные экспертные оценки от профессионального сообщества и студенческой аудитории». 

 

Что тогда от преподавателя захотят увидеть на работе? 

 

Что захочет увидеть на собеседовании работодатель — извечный вопрос, который порой остается без ответа. На дискуссии спикеры поделились мнением о том, на что они обращают внимание при трудоустройстве преподавателей. 

 

Анна Никлаус, кандидат политических наук, доцент, декан факультета управления интеллектуальной собственностью Российской государственной академии интеллектуальной собственности: 

 

«Резюме и рекомендации не всегда могут объективно раскрыть преподавателя как человека. Поэтому в качестве критерия мы добавили мотивационное письмо. Также проводятся консультации с ученым советом, где обсуждается вопрос приема на работу того или иного кандидата». 

 

Также мнением по поводу важных для преподавателя качеств поделился Темыр Хагуров: 

 

«Хороший преподаватель зажигает. И мы очень тщательно отбираем спикеров, которые у нас ведут. И если удается столкнуть аудиторию с таким спикером, то и она зажигается вслед за ним. На это очень важно обращать внимание». 

 

На еще один интересный критерий обратил внимание Владимир Ершов, главный редактор Образовательной платформы «Юрайт»:

 

«Публикационная активность — один из важнейших критериев при отборе должностей профессорско-преподавательского состава. Помимо этого, мы имеем внутренние лицензирование и контроль для авторов-преподавателей. Это неформальный, но довольно важный критерий». 

 

Баланс личностного и профессионального — путь к успеху

 

Совмещение педагогом личного и профессионального — довольно волнительная тема. С чем же больше связано качество работы преподавателя: с его педагогической компетентностью или личностными качествами? 

 

На данный вопрос ответил Анатолий Николаев: «Должен быть определенный баланс между профессиональными и личными качествами преподавателя. Также важно умение находить контакт со студентами, но в то же время быть требовательным и сохранять дистанцию. Только в этом случае преподаватель сможет донести знания ученикам. Нужно быть искренними, потому что сейчас студенты более требовательны и сразу чувствуют “фальшь” и “формализм”». 

 

Раскрытый талант студента — заслуга преподавателя? 

 

Еще один вопрос, прозвучавший в ходе дискуссии, — «Может ли и должен ли самый талантливый педагог достучаться до каждого студента и где грань между ответственностью преподавателя и обучающегося?». 

 

Интересная тема для обсуждения, и подключилась к ней Анна Никлаус: 

 

«Да, преподаватель может и должен найти в каждом студенте потенциал и взрастить его. Но только если сам студент этого захочет, заставлять нельзя. Чтобы найти этот потенциал, мы применяли тестирование для первокурсников, но проводили его магистры и аспиранты. Тогда студенты отвечали открыто, и мы по результатам смогли выявить тех, у кого есть потенциал, и начать работу в этом направлении». 

 

 «Я верю в идеи индивидуализации и считаю, что образовательный процесс и его качественность для человека напрямую связаны с тем, насколько человек вовлечен в проектирование собственного жизненного пути и, соответственно, своей образовательной траектории для этого пути. Результаты исследований, проведенных в рамках сетевого проекта Университетской национальной инициативы качества образования, это подтверждают». — также прокомментировала данный вопрос Елена Суханова, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института образования, заместитель проректора по образовательной деятельности Томского государственного университета, руководитель сетевого проекта «Университетская национальная инициатива качества образования».

 

Возраст — только цифра в паспорте? 

 

Затрагивая тему влияния возраста преподавателя на процесс обучения, своим мнением решил поделиться Евгений Павлов, доцент, кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности проректора по учебно-методической работе, заведующий кафедрой рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма: 

 

«К сожалению, частый минус педагогов в возрасте — профессиональное выгорание, особенно в условиях современности. Однако есть и очень харизматичные возрастные педагоги, к которым у студентов интерес не ослабевает. Молодые же преподаватели часто являются новаторами в своем деле, однако им часто не хватает опыта. Мы чаще смотрим не на возраст педагога, а на его востребованность и степень контакта со студентами». 

 

Дистанционное обучение против очного формата

 

В последнее время вопрос полезности или вреда дистанционного обучения как нельзя актуален, ведь современные реалии вынуждают делать выбор в пользу технологий. К сожалению, электронная информационно-образовательная среда подходит не всегда и не каждому. 

 

Евгений Павлов поделился опытом использования данного формата: 

 

«В нашей спортивной сфере дистанционный формат точно неуместен, а переходом на дистанционный формат качество обучения снизилось. Возможно, в неспортивных направлениях такой формат и допустим. И в целом качество образования в определенном формате во многом зависит от дисциплины». 

 

Прокомментировал актуальный вопрос и Темыр Хагуров, упомянув и плюсы данного формата: 

 

«Конечно, ничто не заменит очного общения педагога с аудиторией, это и наглядность, и эмоциональная связь. Однако в определенных случаях дистанционные формы выступают мощным дополнением». 

 

Стресс, загруженность, профессиональное выгорание 

 

Работа преподавателя и так является не самой легкой, а современные условия лишь усложняют процесс образования. Эксперты поделились с коллегами и слушателями тем, как можно помочь педагогам избежать профессионального выгорания. 

 

«Чтобы разгрузить преподавателей, мы подключаем лаборантов, делегируя им бумажную и техническую работу, а также мы работаем с учебным управлением по составлению оптимального расписания, чтобы было удобно и преподаватели не выгорали», — рассказала об одном из методов «разгрузки» Анна Никлаус. 

 

Способами поддержки также поделился Владимир Ершов: «Мы помогаем вузам инструментально, чтобы они могли распределить нагрузку за счет автоматизации. Это дает преподавателям больше возможностей для живой работы со студентами и освобождает их от части формальных функций». 

 

«Последнее время мы стали уделять особое внимание востребованности контента. Мы ведем определенный учет, насколько читают на сайте литературу, насколько хорошо проходят тесты, и делимся этой информацией с нашими партнерами — колледжами и вузами».

 

Вклад педагога в обучении студентов неоценим. Мы продолжим обсуждать роль педагога с экспертами как на онлайн-конференции, так и на будущих мероприятиях Юрайт.Академии. Оставайтесь с нами!

Другие новости