Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
27 апреля 2024 активны на платформе
54 120 -54
Преподавателей
588 551 -653
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Вклад педагога в качество образования: вечное и новое в преподавательском труде

Дата публикации
21 июля 2022
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
1933

29 июня на Летней школе преподавателя состоялась онлайн-дискуссия «Вклад педагога в качество образования: вечное и новое в преподавательском труде». Проректоры высших учебных заведений обсудили проблему зависимости качества образования от преподавательского состава и то, как в наставнике должны совмещаться личные и профессиональные качества. 

 

Качество преподавания: измеримо ли оно? 

 

Степень качества образования во многом зависит от преподавателя. Однако существуют ли какие-либо критерии оценивания преподавательского труда? 

 

Мнением по поводу данного вопроса с коллегами и зрителями дискуссии поделился Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, доктор биологических наук: 

 

«Любое качество образовательного труда зависит от множества факторов: ресурсов, среды, в котором работает преподаватель. Для меня обеспечение качественного образовательного процесса начинается с формирования сильного преподавательского корпуса. Любой руководитель желает, чтобы именно в его вузе работали лучшие из лучших. Качество их работы можно определить содержанием образовательного процесса, учебными программами, методикой обучения, конкурентоспособностью выпускников». 

 

Разными подходами к оценке поделилась также и Елена Суханова, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института образования, заместитель проректора по образовательной деятельности Национального исследовательского Томского государственного университета, руководитель сетевого проекта «Университетская национальная инициатива качества образования»:

 

«Как минимум три подхода к анализу качества преподавания можно выделить. Согласно одному подходу, преподавание считается качественным, если мы получили у студентов уникальные результаты. Согласно второму, качество оценивается по количеству разрывов между желаемым результатом и полученным. В третьем подходе для оценки качества анализируют различные показатели деятельности преподавателя, условия его работы и достижения». 

 

Прокомментировал вопрос и Темыр Хагуров, доцент, доктор социологических наук, проректор по учебной работе и качеству образования — первый проректор Кубанского государственного университета: 

 

«Настоящая оценка, на мой взгляд, — это общая статистика успешности выпускников вузов, а также социальной неуспешности. Это результат, отсроченный на несколько лет как минимум. Здесь лучше не столько формальные оценки (остепененность, публикационная активность), сколько качественные экспертные оценки от профессионального сообщества и студенческой аудитории». 

 

Что тогда от преподавателя захотят увидеть на работе? 

 

Что захочет увидеть на собеседовании работодатель — извечный вопрос, который порой остается без ответа. На дискуссии спикеры поделились мнением о том, на что они обращают внимание при трудоустройстве преподавателей. 

 

Анна Никлаус, кандидат политических наук, доцент, декан факультета управления интеллектуальной собственностью Российской государственной академии интеллектуальной собственности: 

 

«Резюме и рекомендации не всегда могут объективно раскрыть преподавателя как человека. Поэтому в качестве критерия мы добавили мотивационное письмо. Также проводятся консультации с ученым советом, где обсуждается вопрос приема на работу того или иного кандидата». 

 

Также мнением по поводу важных для преподавателя качеств поделился Темыр Хагуров: 

 

«Хороший преподаватель зажигает. И мы очень тщательно отбираем спикеров, которые у нас ведут. И если удается столкнуть аудиторию с таким спикером, то и она зажигается вслед за ним. На это очень важно обращать внимание». 

 

На еще один интересный критерий обратил внимание Владимир Ершов, главный редактор Образовательной платформы «Юрайт»:

 

«Публикационная активность — один из важнейших критериев при отборе должностей профессорско-преподавательского состава. Помимо этого, мы имеем внутренние лицензирование и контроль для авторов-преподавателей. Это неформальный, но довольно важный критерий». 

 

Баланс личностного и профессионального — путь к успеху

 

Совмещение педагогом личного и профессионального — довольно волнительная тема. С чем же больше связано качество работы преподавателя: с его педагогической компетентностью или личностными качествами? 

 

На данный вопрос ответил Анатолий Николаев: «Должен быть определенный баланс между профессиональными и личными качествами преподавателя. Также важно умение находить контакт со студентами, но в то же время быть требовательным и сохранять дистанцию. Только в этом случае преподаватель сможет донести знания ученикам. Нужно быть искренними, потому что сейчас студенты более требовательны и сразу чувствуют “фальшь” и “формализм”». 

 

Раскрытый талант студента — заслуга преподавателя? 

 

Еще один вопрос, прозвучавший в ходе дискуссии, — «Может ли и должен ли самый талантливый педагог достучаться до каждого студента и где грань между ответственностью преподавателя и обучающегося?». 

 

Интересная тема для обсуждения, и подключилась к ней Анна Никлаус: 

 

«Да, преподаватель может и должен найти в каждом студенте потенциал и взрастить его. Но только если сам студент этого захочет, заставлять нельзя. Чтобы найти этот потенциал, мы применяли тестирование для первокурсников, но проводили его магистры и аспиранты. Тогда студенты отвечали открыто, и мы по результатам смогли выявить тех, у кого есть потенциал, и начать работу в этом направлении». 

 

 «Я верю в идеи индивидуализации и считаю, что образовательный процесс и его качественность для человека напрямую связаны с тем, насколько человек вовлечен в проектирование собственного жизненного пути и, соответственно, своей образовательной траектории для этого пути. Результаты исследований, проведенных в рамках сетевого проекта Университетской национальной инициативы качества образования, это подтверждают». — также прокомментировала данный вопрос Елена Суханова, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института образования, заместитель проректора по образовательной деятельности Томского государственного университета, руководитель сетевого проекта «Университетская национальная инициатива качества образования».

 

Возраст — только цифра в паспорте? 

 

Затрагивая тему влияния возраста преподавателя на процесс обучения, своим мнением решил поделиться Евгений Павлов, доцент, кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности проректора по учебно-методической работе, заведующий кафедрой рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма: 

 

«К сожалению, частый минус педагогов в возрасте — профессиональное выгорание, особенно в условиях современности. Однако есть и очень харизматичные возрастные педагоги, к которым у студентов интерес не ослабевает. Молодые же преподаватели часто являются новаторами в своем деле, однако им часто не хватает опыта. Мы чаще смотрим не на возраст педагога, а на его востребованность и степень контакта со студентами». 

 

Дистанционное обучение против очного формата

 

В последнее время вопрос полезности или вреда дистанционного обучения как нельзя актуален, ведь современные реалии вынуждают делать выбор в пользу технологий. К сожалению, электронная информационно-образовательная среда подходит не всегда и не каждому. 

 

Евгений Павлов поделился опытом использования данного формата: 

 

«В нашей спортивной сфере дистанционный формат точно неуместен, а переходом на дистанционный формат качество обучения снизилось. Возможно, в неспортивных направлениях такой формат и допустим. И в целом качество образования в определенном формате во многом зависит от дисциплины». 

 

Прокомментировал актуальный вопрос и Темыр Хагуров, упомянув и плюсы данного формата: 

 

«Конечно, ничто не заменит очного общения педагога с аудиторией, это и наглядность, и эмоциональная связь. Однако в определенных случаях дистанционные формы выступают мощным дополнением». 

 

Стресс, загруженность, профессиональное выгорание 

 

Работа преподавателя и так является не самой легкой, а современные условия лишь усложняют процесс образования. Эксперты поделились с коллегами и слушателями тем, как можно помочь педагогам избежать профессионального выгорания. 

 

«Чтобы разгрузить преподавателей, мы подключаем лаборантов, делегируя им бумажную и техническую работу, а также мы работаем с учебным управлением по составлению оптимального расписания, чтобы было удобно и преподаватели не выгорали», — рассказала об одном из методов «разгрузки» Анна Никлаус. 

 

Способами поддержки также поделился Владимир Ершов: «Мы помогаем вузам инструментально, чтобы они могли распределить нагрузку за счет автоматизации. Это дает преподавателям больше возможностей для живой работы со студентами и освобождает их от части формальных функций». 

 

«Последнее время мы стали уделять особое внимание востребованности контента. Мы ведем определенный учет, насколько читают на сайте литературу, насколько хорошо проходят тесты, и делимся этой информацией с нашими партнерами — колледжами и вузами».

 

Вклад педагога в обучении студентов неоценим. Мы продолжим обсуждать роль педагога с экспертами как на онлайн-конференции, так и на будущих мероприятиях Юрайт.Академии. Оставайтесь с нами!