Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
18 апреля 2024 активны на платформе
54 463 -17
Преподавателя
591 167 -211
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Демографический контекст современного российского образования

Дата публикации
11 августа 2022
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1528

В первый день XI Летней школы преподавателя на двойном разговоре эксперты высказали свое мнение по текущей демографической ситуации и поделились как она влияет на отечественную систему образования. 

 

Богуславский Михаил, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, почетный работник науки и высоких технологий Российской Федерации, председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.

Ионцев Владимир, доктор экономических наук, профессор, заслуженный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой демографии Высшей школы современных социальных наук (факультета) Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

 

Михаил Богуславский (РАО):

«Образование и демография — два неразрывных понятия, так как они имеют дело с живыми людьми». 

«По общей демографической ситуации у нас идет снижение количества проживающих, особенно за последние два года в период пандемии. Прироста у нас нет, это русский крест. И прогнозы общей демографии неутешительны». 

«На тысячу мужчин у нас сейчас приходится 1154 женщины. Снижается также и рождаемость». 

«У демографических катастроф долгое эхо. Они проходят на протяжении многих веков». 

 «Есть тенденция: по прогнозам, половина трудоспособных людей будет работать в сферах, связанных с интеллектуальной деятельностью. И это, несомненно, актуализирует задачи развития образования и качественного его повышения». 

«В сфере образования у нас есть серьезная проблема. Большая часть работающих — это люди до 30 и после 60. А та самая наиболее работоспособная когорта 40-летних отсутствует. Подобный разрыв неблагоприятно сказывается на статистике». 

«64 % преподавателей считают свою работу интересной и творческой, 40,2 % — что она соответствует их склонностям в образовании, 31 % — что есть возможности профессионального роста, 29 % — искренне радуются общению с молодежью». 

 

Вопрос от Владимира Ионцева (МГУ): Почему вы решили, что вся демография строится на цифрах?

Михаил Богуславский (РАО): «Я — доктор педагогических наук, поэтому я всю демографию рассматриваю исключительно через цифры, чтобы обозначить свою предметную отрасль. Я специально сфокусировался на фактаже, чтобы слушатели получили материал». 

Вопрос от Владимира Ионцева (МГУ): Что вы понимаете под демографической катастрофой? 

Михаил Богуславский (РАО): «800 тысяч — превышение смертности над рождаемостью в 2021 году. То, что на протяжении последних 30 лет у нас смерть выше рождаемости, для меня катастрофа». 

 

Владимир Ионцев (МГУ):

«Наша страна находится в очень сложной демографической ситуации, которую можно охарактеризовать как демографический кризис, включающий в себя крайне негативную форму депопуляции (естественная убыль населения, превысившая в 2021 г. 1 млн. чел., и имеющая все предпосылки для дальнейшего увеличения!), структурные негативные изменения в возрастно-половой структуре населения (в частности, уменьшение численности детей-школьников и молодежи-студентов) и, что очень важно, качественные негативные демографические изменения, обусловленные массовым распространением западных суррогатных ценностей, что всё сильнее влияет на разрушение института семьи и снижение рождаемости». 

«Согласно статистике, в России и Белоруссии значительно сокращается численность лиц, которые хотели бы стать студентами, аспирантами и т.д». 

«Численность трудоспособного населения будет сокращаться ещё более быстро (в среднем по 1 млн. в год вплоть до 2032 года), чем другие возрастные группы». 

«В связи с уменьшением числа людей в возрасте 17 лет, уже в ближайшем будущем число абитуриентов, желающих поступать в вузы, значительно уменьшится. Следовательно, стоит задуматься: а нужно ли нам столько вузов (особенно без научных школ и грамотных преподавателей), которые были созданы в 90-е — начале 2000-х гг.? И еще более важный вопрос — о необходимости повышения качества образования и подготовки грамотных специалистов, которые за последние 30 лет в целом по стране только ухудшились». 

«И в заключение о демографической грамотности населения, которая чрезвычайно низкая в нашем обществе и особенно среди руководителей разного уровня, отвечающих за вопросы демографии. И во многом это связано с проблемами демографического образования, которого практически нет, если говорить о всей России.  В огромной стране существуют всего две кафедры демографии: в МГУ и ВШЭ, да и они готовят на уровне 2-х летней магистратуры специалистов «социологов-демографов» с дипломом социолога (с 1968 по 1993 гг. в МГУ готовили в течении 5 лет, с 1993 по 2021 на уровне магистратуры «экономистов-демографов» с дипломом экономиста (в 2021 г. в связи с пересмотром научных специальностей демография была исключена из экономики). Так, когда же в России (как это есть во многих странах мира) во всех ведущих университетах будут готовить специалистов демографов с дипломом демографа, в которых так остро нуждается наша страна?»

 

Вопрос из чата: Почему, по вашему мнению, возрастной профессорско-преподавательский состав — это плохо? Преподаватель — это личность, имеющая практический профессиональный опыт и передающий его. Что хорошего в молодых дарованиях? Из студентов молодые ученые сразу на кафедры. Своего профессионального опыта нет, мировоззрения нет. Ретрансляторы чужого, зачастую перенесенного извне, мнения. А где педагогика? Где наставничество? 

Михаил Богуславский (РАО): «Сам я принадлежу к старшему поколению, и было бы странно, если бы я критиковал сам себя. Должен быть баланс, я считаю. У старших опыт и знания есть, но количественно таких людей должны быть поменьше по отношению к среднему возрасту. Возрастной состав должен быть оптимальным». 

Вопрос из чата: В образовательный процесс необходимо активнее внедрять такие дисциплины, как психология семьи, отношений и в рамках этих дисциплин транслировать семейные ценности. Это должно помочь демографической ситуации. Как вы считаете? 

Михаил Богуславский (РАО): «Мы выпускаем не только специалиста, но и семьянина, и гражданина. И эта подготовка в вузах должна быть. Здесь правильно подняты проблемы психологии». 

Вопрос от Владимира Ершова (Юрайт): Все прозвучало довольно пессимистично. Давайте попробуем найти какой-то оптимистичный момент, который даст надежду на то, что все будет хорошо? 

Михаил Богуславский (РАО): «Чтобы все стало хорошо, надо действовать. Само по себе хорошо не станет. Хочется, чтобы все было хорошо, но демографические показатели ужасны». 

 

Диалог вызвал бурную реакцию у зрителей. Тема демографического кризиса, влияющего на образование, оказалась очень актуальной и нашла отклик у аудитории Школы. Мы обязательно продолжим обсуждать подобные темы с экспертами образования и науки!